«В монастыре есть возможность необычно решать задачи»
Новая серия наших публикаций в рубрике «Служение. Мастерские» рассказывает о людях, которые несут послушание в керамической мастерской монастыря.
«Ира, ты руководитель керамической мастерской», — благословил отец Андрей. Руководитель был, а мастерской еще не было. Ирине Финцклер предстояло создать ее с нуля. «Я просто художник, а мне: "Ты руководитель". И ничего еще нет», — вспоминает моя собеседница о том, как ее пригласили трудиться в монастырь. Ирине предстояло начать работу по организации керамической мастерской в обители.
Ирина работала в Доме ремесел в Лиозно. Однажды на Рождество Христово она попала на беседу к отцу Андрею Лемешонку.
— Духовник монастыря рассказал о своих планах по созданию керамической мастерской. Позвал меня помочь. В 1999 году уже шло строительство Никольского храма и монастырского здания. Специального помещения под мастерскую не было.
С левой стороны от будущей церкви располагался деревянный домик. Рядом стояла кирпичная водонапорная башня. Постройки соединял крытый подвесной мостик. На этой площадке, полтора на полтора метра, в весеннюю пору и зарождалась монастырская керамика.
— Обычная веранда. Через нее всё время на склад ходили строители. Поставили столы, муфельную печь, с которой я приехала. Нужно было искать материал. В Радошковичи ездили, на «Керамин» письма писали, договаривались. Привезли глину, шликер, глазурь. Делались первые подсвечники, колокольчики, чашки, лампады. В августе батюшка благословил трудиться в мастерской послушницу Анну и прихожанку Галину. Они тоже художники, окончили Институт культуры. И мы продолжили изготавливать керамические изделия.
Ангел-колокольчик, резные подсвечники, лампады — делали и другие сувениры. Некоторые из них производятся и сейчас.
Моя собеседница говорит, что для керамиста очень важно чувствовать материал. Впервые Ирина попробовала работать с глиной в Минском художественном училище.
— Помню, когда делали курсовую работу, в первый раз тогда держала глину в руках, мне очень понравилось. И потом мечтала поступить на отделение декоративного искусства.
Мечта сбылась не сразу. Нужно было отработать три года после окончания училища. Трудилась по распределению художником-оформителем в Жлобине, а потом по желанию — в Радошковичах на предприятии «Белхудожкерамика».
— Меня взяли на роспись, а позже, когда открыли цех интерьерной керамики, я попросилась туда. Мы оправляли большие напольные вазы и наносили декор на них. Это было в советское время. В 1993 году я окончила Академию искусств, отделение керамики.
…На зиму керамистам нашли помещение в цоколе здания больницы. В мастерскую пришло еще несколько человек. Учились работать с керамикой, разрабатывали новые виды изделий.
— Летом вселились в новое помещение монастырского корпуса. Там разместилась мастерская. Поставили гончарные станки. Еще одну печь купили. Привезли пять тонн карьерной глины. Шликер делали сами. Наш конструктор изготовил нам глиномешалку. Сушили глину. Дробилку для камней прихожане пожертвовали.
Продолжали делать сувенирные изделия на церковную тематику: подсвечники, колокольчики, гончарные изделия, лепные ангелы-сувениры, яйца, кружки для кваса, круглые кружки, средние подвесные и настольные лампады. Но посуду изготавливать не планировали: не было для этого массы керамической и пространства. Помню, как одна матушка привезла заказ из Риги. Говорит, нужна кружка меньше, чем наша для кваса, но больше, чем круглая, и с рельефом храма, и это нужно уже через две недели. Зная технологию керамики, я понимала — сложная задача! Но мы по молитвам матушки всё успели.
Потом нам выделили еще одно помещение под печную.
В 2002 году впервые съездили на «Славянский базар».
Разрабатывали деколи с пейзажами на кружки, храмы и иконы на яйца, печатали в сторонних мастерских.
В 2010 году керамическая мастерская переехала в Дом трудолюбия, и начался следующий этап развития монастырской керамики: посуду стали выпускать большими тиражами. Купили станок для деколей. Начали печатать сами деколи.
«Подарочная», «Мечта», «Конус» — вот только несколько наименований кружек. А самые ходовые — «Диалог» и «Архаика». Эти изделия нестандартной формы и сегодня пользуются популярностью у покупателей.
Художник говорит, что эти виды кружек спасали мастерскую во все времена. В чем же секрет этой модели?
— Она выдерживает любую технологию. Всем нравится. Доводилось делать и специальные заказы. Например, для владыки Филарета.
Чувство глины Ирине передалось с генами. Но узнала она об этом, когда занялась керамикой в вузе. У родственников нашла расколотые кувшины для хранения зерна, которые делал после войны дядя. Привезла их в Академию искусств, где посуду отреставрировали.
— Я родом из поселка Бабиновичи. Когда-то там был крупный гончарный центр, где ремеслом занимался практически каждый. Печи для обжига глины находились метров через 20 друг от друга.
Прадед делал посуду для приготовления пищи в печи с открытым пламенем. Потом возил посуду по соседним селам, менял на крупу или картошку в объеме, равном объему керамической емкости. Перед войной так зарабатывали на жизнь. Моему отцу тогда было 11 лет, он помогал своему деду.
В советское время запрещали заниматься ремеслом. Все должны были работать в колхозе. Народ прятал печи, так как за гончарное дело можно было получить штраф.
А после войны там вообще ничего не осталось. Поэтому о том, что в моем родном поселке существовал гончарный центр, я узнала только в академии. Потом расспросила об этом близких. Отец рассказал, как делали обжиги, как заготавливали глину.
Теперь Ирина передает свои знания в мастерской монастыря, куда приходят трудиться и люди без опыта.
— Керамику нужно любить. Ответственность важна. Любая операция здесь требует внимательности. Это тоже творчество, искусство. Бывает, человек и старается, а у него ничего не получается. Кто-то очень долго идет к профессионализму в этом деле. Но у нас такая мастерская, где работать может научиться любой. Тут полная свобода для художников.
Моя собеседница всегда мечтала работать с материалом. Но в монастыре приходится заниматься тем, что необходимо для решения тех вопросов и проблем, которые возникают в процессе. А сложные времена заставили углубиться в технологию.
— Массу керамическую мы закупали на Донбассе. После 2022 года столкнулись с проблемой. Таких глин здесь нет. Надо было либо останавливаться, либо искать выход. Обращались в БНТУ за помощью. Нам специалисты говорили, что в наших условиях вопрос с технологией мы не решим. Но мы смогли как-то с Божией помощью. Нужно было сотрудников обеспечить работой. В убыток не ушли. Каолин стали возить из Узбекистана. Потом специалисты БНТУ, оценив качество наших изделий, удивлялись, как нам удалось этого добиться. Люди хотят покупать красивое и качественное. Приятно им давать такие вещи.
Никогда не думала, что буду решать производственные проблемы. Я просто художник. Но наступило время, и пришлось технологией заниматься. Поэтому опыт тут своеобразный и необычный. Место необычное. И здесь есть возможности так необычно решать возникающие задачи. Керамика — дополнительное лицо монастыря. Мастерскую хотят сохранить и позволяют нам экспериментировать.
— Как в технологических перипетиях Вы ощущали помощь Божию?
— У нас молитва каждое утро. И молитву по соглашению мы читали. Она выручала в трудной ситуации. Ведь сколько их было, казалось, безвыходных! Например, человек ушел, и не знаешь, как быть дальше: цепочка прервется, и процесс остановится. Молимся. И приходит другой сотрудник. Кроме как на помощь Божию уповать не на что.
Были возможности пойти работать куда-то еще, но я не вижу смысла. Трудясь здесь, ты в любом случае меняешься, развиваешься.
Беседовала Ольга Косякова
Фотографии Максима Черноголова
12.11.2024