X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

О Рождественском посте

икона Рождества Христова

Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход — также и Суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед Судом. И вот, найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: «Я получил все Твои дары, но не принес плода», как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один — потому что он купил поле, он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой — у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним; или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места, чтобы разделить радость царственного жениха?

Притча эта будет читаться в конце Рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?

Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного. Пост — это время, когда мы должны встать перед лицом Суда Божия, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре. Мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и неверности людям, — и сделать что-то в этом направлении. Мы должны примириться с Богом живым, чтобы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни; так, чтобы не оказаться осужденными, приступив небрежно к Святой Трапезе.

Вступим поэтому сейчас в Рождественский пост и приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся к другим, к себе и к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?

И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам отряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу.

Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно через весь Рождественский пост, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия своей Царицы или Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием — величайшая честь, самое святое, что с нами может случиться; это не «право» наше, а величайшая честь, которую Бог нам оказывает, и будем держать себя соответственно.

30 ноября 1986 г.

Источник: Митрополит Антоний Сурожский. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…». — М.: «Гранат», 2014.

28.11.2024

Просмотров: 486
Рейтинг: 4.5
Голосов: 18
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать