Молитва рождается в скорбях
Как мы живем? Как молимся, так и живем. И наоборот: как живем, так и молимся… Сегодня мы молимся преподобному Иову Почаевскому. Посмотрите: во время хрущевских гонений закрыли даже Киево-Печерскую лавру, а Почаевскую лавру не смогли. Случайно ли это? Нет. И в наши дни, когда Православную Церковь объявили на Украине вне закона, Почаевская лавра стоит. Наверное, там сильно молятся.
Когда мы молимся? Когда знаем, что уже не будет такой жизни «что хочу, то и делаю». Гром грянет — мужик перекрестится. Мы, конечно, представляем, какая молитва сейчас в Почаеве, у мощей этого угодника Божия. Она — настоящая. И наша Русская Православная Церковь обновляется за счет мучеников Украины, которые остались верны Православию, своему патриарху и не отступили… Вот это — настоящее.
А нам пока никто не мешает молиться. Хотя нет: мешает сон, мешает лень и плоть. Все-таки нам много чего мешает… И сегодня мы слышали Евангелие, которое, как всегда, переворачивает с ног на голову все наши привычные представления. Гадаринская страна: высокий уровень жизни, все довольны, сыты, одеты. Прямо как сегодняшняя мировая повестка: «Всех накормить, всех одеть, чтобы все были счастливы». Один только больной бесноватый человек мучается. Все его боятся. И вот Христос приходит в эту страну. И из всех жителей только один этот бесноватый нуждается во Христе. Он один получает исцеление. И Господь посылает его проповедовать: Возвратися в дом твой и поведай, елика ти сотвори Бог (Лк. 8: 39). Вот и вся правда об этом мире. Понимаете, какой ужас, как страшно?! Оказывается, во всей этой стране был только один нормальный человек.
А разве сейчас такого не случается? Человек всё в жизни потерял. Весь побитый, помятый, от него дурно пахнет. И он приходит к Богу. Потому что ему больше некуда идти. И Бог его принимает, каким бы он ни был. Так ведь и в нашей жизни. Когда мы были ближе всего к Богу? Когда нам было страшно плохо и казалось, что выхода уже нет. И тогда рождалась настоящая покаянная молитва. Почему? Неужели такая природа человека — бесчувственная? Неужели нужна война, смерть, чтобы мы обращались к Богу? Да, история человечества свидетельствует об этом. В Ветхом Завете читаем: иудеи благоденствуют, их никто не гонит, не убивает — и они отходят от Бога и начинают молиться истуканам. Но вот приходят враги, устраивают резню, и тогда иудеи обращаются к живому Богу.
Нужно очень осторожно смотреть на свою жизнь. Я многое потерял, у меня столько болезней, но говорить, что это плохо, я бы не решился. Может быть, просто нет другого способа привести человека в Царствие Небесное. Мы можем отказаться от скорбей, и Бог может ответить: «Ладно, живи как хочешь». Но есть такая притча, а возможно, и быль. Жил один благочестивый священник. И крестил людей. А раньше крестились в речке, раздевшись догола. Священник был еще нестарым и испытал сильную блудную брань, разжжение плоти. Он мучился от этого. И конечно, молился, чтобы эта брань, эти плотские страсти ушли от него. В молитве он говорил: «Как же я буду служить в таком состоянии?» И вот во сне к нему пришел святой Иоанн Креститель и сказал: «Ты мог бы получить венец мученический, но сам от него отказался. С этого времени у тебя не будет никакой страсти, никакой борьбы с плотью». Священник проснулся. И дальше у него всё было нормально. Но он отказался от венца…
Вот мы говорим: «Меня борют страсти, ко мне подступает уныние». А может быть, это единственное, что способно тебя спасти. Потому что ты видишь свою немощь, ты чувствуешь, что сам хуже всех, и перестаешь осуждать других. Кто-то скажет: «А я хочу, чтобы у меня ничего не болело, чтобы меня ничего не мучило. Я хочу жить комфортно». Но где конец этой жизни? На кладбище? Пускай мертвые хоронят своих мертвецов (ср.: Мф. 8: 22). Рой себе могилу. Она будет просторной, широкой. Сейчас в могилу чего только не кладут, чего только не выдумывают: засовывают телефоны, какие-то там делают удобства для покойника. Ну зачем это мертвому человеку, костям этим? Зачем это всё?
Конечно, я понимаю всех, у кого что-то болит. И сам это проживаю. Когда сильно болит, очень трудно терпеть. При сильной боли ты уже забываешь и о Боге, и обо всём: она просто не дает тебе думать. Но надо все-таки сказать: «Да будет воля Господня!» Если глаз соблазняет тебя, выколи его. Если рука или нога соблазняют, отсеки их (ср.: Мф. 5: 29, 30). Видите, как Господь говорит о Царствии Небесном. А мы хотим найти какие-то компромиссы…
Когда человек отдает свою жизнь другому — это мученичество. И в последовании Венчания мы поем: «Святии мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». Мы же это не просто так поем. Церковь не просто так это сказала. В семье надо отказаться от своей жизни. Я всегда, когда венчаю новобрачных, думаю: «Люди идут на мученичество. Какие они смелые! Какие они дерзновенные! Тут себя не можешь понести…» Понимает ли человек, что это мученичество? Или он хочет каких-то развлечений и удовольствий? Люди совершенно не понимают этих вещей. От этого большинство браков очень скоротечны. И это беда, более страшная беда, чем многие, о которых мы сейчас говорим… Такая вот жизнь, когда для супругов ребенок нежелателен, когда они хотят полностью «распланировать» свою жизнь, когда думают прежде всего о себе и забывают, что рядом есть люди, которым тоже нужно что-то отдать.
Дорогие мои, мы продолжаем идти вперед. Сейчас так важно дожить до Рождества! Так важно почувствовать, что день наш увеличивается, что солнышко начинает сильнее светить! Представляю, как вам тяжело: встаешь, а на улице темно, сыро, мокро. Но ничего, будет и на нашей улице праздник! Поздравляю вас с Причастием! Поздравляю вас с тем, что вы все-таки пришли в храм и помолились не только за себя и за своих родных, но и за весь мир, который так нуждается в молитве Православной Церкви. Если эта молитва умолкнет, прекратится и существование всего нашего мира. Помоги вам Господи!
Проповедь после Божественной литургии 10.11.2024 г.
18.11.2024