X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Милостивая Мати Божия

священник перед иконой Божией Матери

Среди множества почитаемых икон Богородицы есть одна очень особенная, называемая Киккская, или Милостивая икона Божией Матери. Авторство образа приписывают апостолу и евангелисту Луке. Младенец на этой иконе словно бы не хочет сидеть смирно, весело играет на руках у Богоматери.

Милостивая Матерь Божия — покровительница социального пансионата «Малиновка». Две субботы в месяц наша небольшая община во главе с отцом Родионом Альховиком приезжает сюда на литургию для проживающих, очень особенных людей.

***

Маленькое предисловие. Так получилось, что я покрестилась уже взрослым человеком, в 42 года; много лет тружусь при женском монастыре и очень, очень постепенно воцерковляюсь. Впервые я причастилась на свой день рождения, а это престольный праздник иконы «Утоли моя печали». В народе ее иногда зовут просто — «Утолимые печали». Правда в том, что существуют печали утолимые — это такие скорби, которые, в принципе, можно пережить и успокоиться. А как же смириться с печалями неутолимыми?

Год назад мне стало понятно, что делать с житейскими печалями что-то надо, а после исповеди и Причастия становится намного легче жить и трудиться. Значит, нужно выбрать наконец-то постоянный приход и церковную общину по душе.

Конечно, можно было бы просто ходить в любой монастырский храм по воскресеньям, как все нормальные люди, или посещать церковь поближе к дому, но получилось так, что на глаза мне попала запись нашего сестрического собрания. Там я услышала очень эмоциональное выступление сестры Нины Сандович и решила попробовать ходить в пансионат на улице Семашко. Уже 10 лет здесь служат наши белые сестры, им очень нужна помощь, а людей не хватает.

В этом я увидела большой смысл: молитва в храме будет приносить пользу не только мне, но и другим людям.

 

старшая сестра милосердия по интернату

Вот так я обрела свою общину и теперь с удовольствием хожу по субботам на литургию. Пансионат разрастается, у нас две домовые церкви, где мы молимся вместе с проживающими.

Каждый человек из пансионата — это живая иллюстрация неутолимой печали. Может быть, неутолимой не столько даже для себя, но для своей семьи так уж точно. Это люди, которые существуют милостью общества, государства, медицины. Многие — бывшие воспитанники детского интерната в Новинках, которые перешли во взрослый пансионат. У кого-то нет семьи, у всех серьезные диагнозы. Истории тут самые разные, общее то, что без присмотра эти люди не смогут выжить в мире.

***

Если честно, в первый раз я волновалась и боялась: как всё пройдет, что я там увижу, с кем мне придется причащаться из одной Чаши.

Очень скоро стало понятно, что страхи мои беспочвенны, всё как-то незаметно устраивается силами сестер и братьев, а также молитвой батюшки. И теперь все субботы у меня идут по сходному сценарию.

 

окна интерната

Ранним утром добираюсь первым транспортом до станции метро «Петровщина», дальше — недолгий путь вдоль тихой улочки, до кованых ворот пансионата. За оградой, в яблоневом саду — небольшая колоколенка, на которую собирали средства всем миром. Маяком в ночи светятся окошки в домовой церкви и в палатах над ней.

Мы постепенно собираемся всей группой, чтец читает часы, батюшка облачается в алтаре. Обычно у нас много организационных вопросов, например, мы комплектуем подарки для проживающих, пишем записки в алтарь, расставляем стулья, нарезаем просфоры, читаем списки за здравие (а в этом корпусе живет 160 человек), в коридоре репетирует хор.

Всех наших я уже знаю: про кого-то были публикации на сайте, с кем-то мы пересекались на престольных праздниках в монастыре. Все готовятся, занимают места в нашем маленьком храме. У каждого будет своя собственная роль в предстоящем действии. Если сначала я просто «подпирала стенку», то вскоре выяснилось, что у меня есть слух и голос. Меня позвали на клирос, и теперь мое место рядом с хором. Нот я пока не знаю, но на слух уже могу подпевать.

 

сестры милосердия

Сестра Нина Сандович — лидер и двигатель нашей группы, всё происходит под ее неусыпным контролем.

Начинается служба. С шарканьем и шумом в комнату входят насельники пансионата (сегодня это одно из мужских отделений), все здороваются, крестятся, рассаживаются. Если бы это было женское отделение, сестры раздали бы шарфики и платочки на головы.

Литургия идет своим чередом, суета стихает.

 

сестра с болящими

Тишина эта обманчива. По опыту я уже знаю, что сейчас может произойти всё что угодно: насельники непосредственны как дети, они могут встать, начать ходить, жестикулировать и общаться. Для таких у нас есть брат Иван, наш звонарь. Если кто-то начинает громко самовыражаться, он может легко утихомирить беспокойного. Ивана здесь уважают и любят, он в большом авторитете. Впрочем, наши проживающие прекрасно понимают, куда они пришли. Храм они уважают, просто не всегда могут сдержать эмоции.

Служба продолжается, скоро будет Причастие. Когда хор начинает славить Богородицу, многие насельники подпевают знакомому песнопению.

Теперь, когда я занята пением на клиросе, служба пролетает незаметно.

 

икона Богородицы

Причастие — это кульминация литургии, тут надо не оплошать, всех аккуратно подвести к Чаше и причастить, потом подать воду и кусочек просфоры. Дальше всех причастников нужно будет рассадить по местам для краткой проповеди.

Сестры и братья привычно справляются с этим, после мы прощаемся, общаемся, целуем крест и провожаем подопечных до лестницы в отделение или до дверей столовой.

Батюшка и сестры уходят причащать сразу несколько отделений по графику. Храм вмещает всего 20 человек, к остальным священник поднимется вместе с помощниками и причастит уже в палатах.

Главная задача выполнена, чтец читает благодарственные молитвы. Все оставшиеся в храме накрывают стол к традиционной субботней трапезе.

 

священники

Всё очень по-семейному, и, честно говоря, это мое любимое время. Сейчас будет вкусный завтрак в доброй компании. Никогда не знаешь заранее, какие вопросы будут обсуждаться. Кто-то расскажет про интересный фильм, или поездку, или событие. Можно задать отцу Родиону какой-нибудь заковыристый богословский вопрос.

Мы поздравляем именинников, отмечаем события из жизни, поминаем усопших. Царит праздничная и спокойная атмосфера.

 

беседа со священником

После трапезы кто-то остается на акафист Милостивой Матери Божией, в хорошую погоду его служат прямо на улице. Осенью деревья в саду пансионата покрыты спелыми яблоками, весной эти яблони цветут, за садом и газонами тщательно ухаживают проживающие.

Теперь обстановка совсем неформальная, все отделения вышли на прогулку, они очень рады нам, а мы — им. Аналой с иконой окружают наши подопечные, они громко подпевают «Аллилуйя» и «Радуйся…». Потом мы всех-всех-всех окропляем святой водой.

Прощаться не хочется, но сегодняшняя служба позади.

С радостным сердцем иду домой, в кармане у меня несколько спелых яблок — это подарок от насельницы Виктории.

До свиданья, Милостивая Мати, обязательно встретимся с Тобой через неделю!

 

сестры милоседия

25.11.2024

Просмотров: 393
Рейтинг: 5
Голосов: 20
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать