Единый дух и красота Божиего мира
Максим открывает негородской Минск, Лиза восстанавливает из руин дом знакомой, Елена говорит через фотографию о современных проблемах, Оля согревает своими кадрами… Искусство способно на многое. Это демонстрирует уникальная выставка «Монастырь. Автопортрет. Взгляд изнутри», которая открылась 24 ноября в «Ковчеге». Выставка будет работать по 10 декабря, а также с 12 января по 7 февраля.
Более 50 авторов, свыше 300 работ. Живопись, фотография, графика, скульптура, декоративно-прикладное творчество — в таких разных направлениях представили себя монашествующие и белые сестры, работники мастерских, чтобы поделиться частичкой своей души, поддержать, увлечь творчеством, а возможно, и спасти кого-то. Они, современные художники, познавшие Бога, любят монастырь и верят — у этого проекта большие возможности.
Единый дух и красота Божиего мира — вот то, что, по словам куратора выставки Дарьи Козловой, объединяет экспонаты. Художественный совет отбирал работы, учитывая композицию, чистый цвет, приятную колористику, чувство художественного вкуса автора. Монтировал экспозицию известный художник Леонид Хоботов.
Сама Дарья до монастыря работала в фешен-индустрии, организовывала показы и съемки. Сейчас применяет свои навыки в выставочном деле и как ведущая проекта открывает себя с новой стороны. Она трудится художником в стенописной мастерской, а в свободное время увлекается живописью. Но часто живопись идет в стол.
— У меня даже была персональная выставка «В стол», — делится Дарья. — Я напишу что-то и спрячу. Тут тоже есть люди, которые сделают работу и не знают, где ее представить. И некоторые так творят годами.
Я тоже участвую в проекте, люблю рисовать лес. Рисование всегда было моим любимым занятием. Собрать этюдник, краски и выехать на пленэр — самое большое удовольствие! И когда видишь работы других, это очень мотивирует. Хочется взять в руки краски и бежать рисовать. Так меня в свое время зажгли работы Максима Дударева. Серия его работ была выстроена на ритме. Она меня захватила. Поэтому я поддержала витавшую идею о том, чтобы наши сотрудники выставлялись в «Ковчеге».
Максим Дударев представляет на экспозиции две фотосерии: черно-белую «Дуалоги» и цветную «Негородской Минск», а также пейзажи Жировичей. Собрание «Негородской Минск» знакомит с уголками столицы, в которых не угадывается город.
— Даже в Центральном районе можно снять такие кадры. Но в основном у меня представлены околицы Новинок, поля, которые я снимал по дороге на работу, — поясняет автор.
Максим учился на кафедре живописи, но говорит, что с тех пор, как выпустился из Академии искусств, не писал. Немного поработал театральным декоратором, занялся мозаикой. Сегодня он главный мозаичист мастерской стеновой мозаики. А вот фотографией увлекается со студенческой поры. И фото не прячет в стол.
— Каждый человек через свои работы проявляет свой внутренний мир, а он — часть нашей большой монастырской семьи, — считает Максим Дударев. — Желание поделиться своим творчеством я удовлетворяю в интернете: выкладываю в ленту городской пейзаж, композиции. Но зрителю очень важно увидеть работы физически, что и предлагает выставка.
Руководитель иконописной мастерской отец Сергий Нежборт рассказывает, что в монастыре очень много творческих людей. Творят они в разных жанрах. Пришло решение показать людям эти работы и самим посмотреть, что делают другие. Проект — хорошее начинание. Возможно, оно станет доброй традицией.
Отец Сергий предлагает вниманию зрителей две свои художественные работы: «Мелодия» и «Душа». Их он выполнил еще во время подготовки к дипломной работе в Академии искусств.
— Это маленькие фрагменты, отражающие период жизни 25-летней давности, мой взгляд и на себя, и на человека в целом. Сейчас на них смотрю, и мне они не очень понятны. Что мной двигало? Почему я так делал? Но тогда я так жил, и это тоже часть меня, — говорит отец Сергий.
«Сцежка ў полі» и «З ранку» — эти работы художник иконописной мастерской Елизавета Мороз создала на пленэре в Пермском крае, куда ее направили от Минского художественного училища за успехи в учебе.
— Я почувствовала там необыкновенную внутреннюю силу, — вспоминает Лиза. — Мы жили за городом, в детском лагере. Я гуляла, фотографировала старые домики. Накануне посмотрела работы Ван Гога, вдохновилась. Художнику очень важны свежие впечатления. Пленэр помогает отойти от привычных действий, проявить себя.
«Родны куток» я написала для знакомой женщины. На картине изображен дом, в котором она выросла. Его снесли, и у хозяйки осталась от дома только его фотография. По ее воспоминаниям я восстановила участок на холсте. Она была счастлива до слез.
Елизавета пришла в Свято-Елисаветинский монастырь после окончания Минского духовного училища. Решила попробовать для себя новое направление — иконопись.
— Каждый день приходила к отцу Сергию, выполняла задания. Через год меня взяли на работу. Написала уже 18 икон. Среди них и образ святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Я всегда мечтала рисовать. Думала, может, буду дизайнером. А в какой-то момент поняла: мне всё равно, кем быть. Я хочу просто рисовать. И Господь привел меня сюда. Я рисую. Моя мечта сбылась.
Отец Сергий Нежборт подчеркивает, как важно поддержать творческого человека, особенно в начале пути. Новая выставка выполняет и эту задачу:
— Я художник по образованию. С раннего детства хотел рисовать. И мне казалось, что все такие цельные натуры. Но я увидел, как порой неожиданно просыпается в людях дар. И в этом случае особенно важно, когда окружение направит творца в нужную сторону. Непрофессиональному художнику бывает трудно в том, что у него нет навыка преодоления трудностей. На волне вдохновения он что-то делает, но ведь иногда вдохновения нет, а надо себя заставлять работать, справляться с тем, что что-то не получается. И новичок сразу отступает. «А может, не надо», — говорит он себе. А когда столкнулся с этим многократно, то знаешь: надо потерпеть, собраться и, глядишь, не сегодня-завтра получится. Это важный момент в любом деле.
У нас в мастерской есть монахиня. Она историк по образованию. Никогда в жизни не рисовала. Но заинтересовалась, стала потихонечку учиться в иконописной. Да, лет 10 она нарабатывала мастерство, но сейчас делает работы на высоком уровне.
Человек иногда сам себя не знает. Живет и не думает, что в нем дремлет великий поэт, музыкант или художник. И хорошо, когда через приход к Богу он начинает открывать в себе творческие струнки. Это очень интересно.
Человеку нужен импульс. Мы видим не свои работы, и вдруг мысль: «А может, и мне что-то попробовать?» Происходит созидание внешней и внутренней красоты. Вот так бывает: какая-то работа, какой-то человек помогают. Поэтому творчество — огромная сила. В нем есть импульс красоты. Может, современники тебя и не оценят, а пройдет время, кто-то найдет твою картину и спасется. Будем надеяться, наша выставка тоже этому поспособствует.
Дизайнер мозаичной мастерской Елена Страшнова открывала для себя мир фотографии через съемку богослужений в монастыре на протяжении восьми лет. Фотография, по мнению моей собеседницы, помогает достучаться до сердца человека, открыть ему красоту окружающего мира, красоту человека. И эту мысль доказывают работы Елены.
— Как-то от монастыря меня направили пройти дополнительное обучение у классиков документальной художественной фотографии на фотофестивале, который проходил в городе Старица Тверской области. Там я сделала серию фотографий о нескольких полуразрушенных храмовых комплексах. На месте алтаря был мусор, следы обитания бездомных людей, веселого времяпрепровождения каких-то компаний. Меня поразила одновременно заброшенность и красота старинных зданий. Деревья проросли сквозь крышу, фрески сбиты — я никогда такого не видела и мне было очень больно. Я понимала: пока эти храмы не разрушены полностью, надо с этим что-то делать. Попыталась выразить свои чувства через фотографию. Думаю, многие из нашей группы фотографов испытывали похожие ощущения. И спустя несколько лет было очень радостно узнать, что эти храмы начали восстанавливать, — поделилась Елена.
Ольга Солнцева, SMM-менеджер кафе «Ковчега» и православного фестиваля «Радость», дизайнер мозаичной мастерской, посмотрев произведения братьев и сестер, уже придумала, какие сюжеты напишет к следующей выставке. А пока предлагает взглянуть на нее как на фотографа:
— Я по образованию художник, но сейчас век интернета, забросила краски, карандаши. Захотелось к ним вернуться. Но фотографию, которой занимаюсь с детства, не оставляю. Ходила в фотокружок, снимала на пленку, публиковалась в газете. Я — за правильно выстроенную композицию, но иногда, конечно, хорошие кадры получаются случайно. Вот история одной из моих выставочных работ. Мы с подругой отправились на Рождество в Киев. Был лютый холод. Я увидела на земле бездомного. Он читал книгу, а вокруг спали собаки. Это было жутко и очень красиво. Работа получилась тоже жуткая, но красивая и очень теплая.
Монастырскому брату профессиональному художнику Ярославу Вечеру не требуется наитие, чтобы писать, — он это делает легко. Но последние несколько лет Ярослав пишет редко: занят в смежной профессии, проектирует за компьютером студии на телевидении:
— Сидя за монитором, забываешь, кто ты. А нужно периодически брать мольберт, кисть, палитру, краски и писать, чтобы снова чувствовать себя нормально. В этом для меня смысл живописи. Я пишу иконы, портреты. Когда создаю пейзаж наедине с природой, происходит перезагрузка, воссоединение с мирозданием. В живописи всё настоящее.
Я профессионал, мне не нужно ловить волну, вдохновляет сам процесс письма. Увидел, стал и пишешь. Нужны умственные и физические ресурсы и свободное время. Этюд «Со сломанной ногой» я писал в гипсе. Живу в Семково. Изобразил деревенский вид из моего окна.
Интересно на творчество сестер и братьев посмотреть. Показать, что сам пишу. Я не выставлялся уже много лет, потому что всё время занят другим. А тут такой случай представился. Участие в выставочном проекте — это ведь тоже самореализация для художника.
София Аксенова решила поделиться с гостями «Ковчега» тем, что замечает рядом с домом, за окном. Обыденные сюжеты занимают ее больше всего:
— Я пишу пейзажи, натюрморты. Мне хочется подарить красоту, которую я созерцаю каждый день. Пишу только то, что вижу часто, что меня окружает. Мои работы говорят о том, что я не просто выполняю функции мамы, жены, дочери, работника. Творчество — значимая часть меня, без которой мне будет намного грустнее жить. И очень важно, чтобы у человека была какая-то часть, которой он может поделиться. Мои дети это видят, они обсуждают мои работы. И это пример для моих дочерей, что родители не только решают бытовые задачи. Ты видишь то, что тебя впечатляет, и это надо отобразить.
Я окончила Минское художественное училище, веду детскую студию рисования в «Ковчеге». Эта деятельность много дает для моих работ. Я вижу свободу в детских рисунках или несвободу, когда дети боятся что-то делать. Люблю по этому поводу порассуждать. Конечно, не все должны уметь рисовать. Но творчество, думаю, людям очень нужно. Пока ты не выставился, это ограниченная ситуация. Только благодаря таким проектам можно посмотреть на себя со стороны.
Надежда Яковлева, художник-постановщик, мозаичист, видит проблему нереализованности в том, что люди часто сомневаются в том, что делают:
— Ищут постоянно что-то, чему-то учатся. Это хорошо. Но я как художник нашла смысл. Здесь ты вместе с Богом, Который и есть центр притяжения. Ты стабилен и спокоен, не волнуешься, что тебя не поймут. Проще воспринимаешь какие-то неудачи, потому что знаешь, куда двигаться.
Хобби Надежды — марионетки. В кукольном театре она находит символическую взаимосвязь человека и Бога.
— Мои куклы — это всегда часть спектакля, действа. Во время работы в монастыре мной как художником-постановщиком вместе с коллективом ДК «Дворец железнодорожников» были сделаны батлейка на тему сотворения мира и спектакль «Оскар и розовая дама». С героями этих произведений я и знакомлю гостей выставки. Они — плод моего пребывания в монастыре, а также продолжение моего творческого пути, который был до обители, когда я занималась театром кукол, работала как художник-модельер. Своими работами стараюсь донести красоту человека и его ценность. У нас есть родные символы, архетипы, которые современный мир пытается разрушить. Наука ушла вперед, но суть человечества не поменялась. И важно напомнить об этих ценностях.
Хочется красоты больше в мире. Сейчас бывают выставки странные, порой с негативным посылом. Люди транслируют свою дефективность, калеча друг друга. А важен диалог со зрителем в конструктивном ключе.
Есть стереотипы, будто в монастырь идут работать от проблем. А мы обычные люди. Современные художники. Трудимся с интересом. Любим монастырь. Верим в то, что делаем. И показываем другим, что такое действительно есть, и это настоящее.
Художник стеклосувенирной мастерской Сергей Шабуневич работал на фабрике игрушек, делал игрушечных зверей. Эта тема перешла и в графические рисунки, выполненные ручкой. Автор выразил в них отклик на разные события и сопроводил текстом в ребусной форме.
— Художник, с одной стороны, ищет диалога, а с другой — пытается его избежать, — делится Сергей. — Для многих участие в выставке — это преодоление. Но мы нуждаемся друг в друге. Возможность встречи, выход из своего внутреннего убежища, откровение на какой-то миг — в этом и есть маленькое чудо нашей выставки.
«Монастырь. Автопортрет. Взгляд изнутри» — отец Сергий поясняет, что тема выставки не ограничивает сюжеты. Она, скорее, неявный лейтмотив проекта, попытка приоткрыть через работы свои незнакомые стороны, по-иному взглянуть и на самих себя.
Разнообразие работ впечатляет. Поражает, какая сокровищница талантов таится в каждом авторе. И выставка дает возможность прикоснуться к этому кладезю способностей.
Подготовила Ольга Косякова
Фотографии Никиты Провлоцкого
26.11.2024