Апостол Иаков, брат Господень
Господи, аще и на криле предста святилища Иаков, но, дерзновением возопив, Бога Слова Тя проповеда, Содетеля всех, в мир пришедшаго: Егоже молитвами и ныне подаждь просвещение душам нашим.
Стихира на хвалитех, глас 8
Апостол Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалима, отличался особенной праведностью. Это отмечали не только христиане первой иерусалимской общины, но также иудеи: они называли его не иначе как «праведник» и нередко испрашивали его молитв. Святой Иаков пользовался непререкаемым авторитетом, и многие из израильского народа уверовали во Христа по его слову. Он не входил в число двенадцати апостолов и в Евангелии упоминается среди братьев Господних — сыновей Иосифа Обручника от первого брака. По Преданию, апостол Иаков сопровождал Иосифа и Пресвятую Богородицу с Богомладенцем, когда они, спасая от Ирода жизнь новорожденного Спасителя, бежали из Вифлеема в Египет. Несмотря на апокрифический характер этих сведений, на древних фресках и иконах мы можем видеть святого Иакова, который идет впереди осляти. Об этом говорится и в «Иконописном подлиннике»: «Сей святый апостол Иаков, сын Иосифа, Обручника Пречистыя Богородицы, первый епископ во Иерусалиме быв, Самим Христом освящен, и той первее литургию написа и изложи, Сам Господь наш Иисус Христос научи его. А когда Господь наш Иисус Христос воплотися и Пречистая Богородица беже с Ним в Египет со Иосифом Обручником, тогда Иаков с ними бежа; пишется Иаков тогда млад».
Бегство в Египет. Фреска. XIV в. Сербский монастырь Высокие Дечаны, Косово
Как Иаков, брат Господень, не принадлежавший к числу двенадцати апостолов, мог стать столь влиятельной фигурой в ранней Церкви? В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о том, что по Своем Воскресении Господь явился Иакову. Согласно Преданию, Господь Иисус Христос поставил его епископом Иерусалимской Церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира.
Как глава Иерусалимской Церкви он председательствовал на Апостольском Соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского Собора (см.: Деян. 15). Также Иаков упоминается в Послании апостола Павла к Галатам. Несомненно, Иаков, брат Господень, имеется в виду и когда повествуется о том, как апостол Петр, освобожденный ангелом из темницы, первым делом просит уведомить об этом Иакова и братьев (ср.: Деян. 12: 17).
Апостол Иаков — первый епископ Иерусалима. Эммануил Тзане Мпуниалис. 1683. Музей икон, Венеция
Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил только льняную одежду. Имел обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклоненно молился о своем народе. Он часто и усердно простирался на земле в молитве, и еврейский историк Иосиф Флавий называл его человеком с верблюжьими коленями: такое впечатление производили своими мозолями истертые от коленопреклонений ноги праведника.
Свое трудное служение апостол Иаков нес среди множества самых ярых врагов христианства. Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую православную веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, в то время собрались к нему пресвитеры и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона (Деян. 21: 20).
Успение Пресвятой Богородицы. Епископ на иконе — ап. Иаков, брат Господень. Фрагмент эпистилия* с 12 праздниками. Кон. XII – нач. XIII в. Монастырь вмц. Екатерины, Синай
В апостольские времена строго сложившегося чина Божественной литургии не существовало: первые христиане совершали Евхаристию не по устоявшемуся образцу, а в Духе Святом. Молитвы возносились столько, сколько мог предстоятель и позволяло время. Литургия продолжалась многие часы. Постепенно обретенный опыт молитв и священнодействий закреплялся и сложился в устойчивый чин богослужения. Апостол Иаков для иерусалимской общины составил такой чин, получивший название «Литургия апостола Иакова». К сожалению, между дошедшими до нас средневековыми богослужебными рукописями, озаглавленными как «Литургия апостола Иакова», и богослужением первых христиан Иерусалима преемственность достаточно условная, так как после иудейских войн Иерусалим был разрушен, население его покинуло. Церковная община заново сложилась уже позднее, а значение приобрела при императоре Константине и его матери царице Елене, усилиями которых были воздвигнуты храмы на местах Распятия, Воскресения и Рождества Христова и восстановилось значение Иерусалима как христианского духовного центра.
Литургическая традиция Иерусалима к концу IV века уже отличалась самобытностью и была даже более развита, чем богослужение других христианских центров того времени. Так, паломница Эгерия в конце IV века писала: «Приятнее всего и наиболее примечательно здесь то, что всегда как песни, так и антифоны и чтения, а также и молитвы, произносимые епископом, читаются так, что всегда оказываются приспособленными и подходящими ко дню, который празднуется, и к месту, где совершается служба». Эти и другие достоинства иерусалимской богослужебной традиции, равно как и то, что Иерусалим стал местом постоянного литургического взаимообмена между представителями самых разных христианских центров, посещавшими город с целью паломничества, привели к тому, что и литургия Иерусалима, в какой-то момент своей истории получившая название «Литургия апостола Иакова», — не в смысле непосредственного авторства апостола Иакова, а в смысле принадлежности этой литургии к кафедре, первым епископом которой он был, — сделалась известна достаточно широко. Сегодня Божественная литургия святого апостола Иакова совершается в Иерусалимской Церкви в день его памяти, а также в некоторых других Православных Церквях несколько раз в год, например, в Неделю праотец или в Неделю по Рождестве Христовом, когда тоже вспоминается апостол Иаков, брат Господень.
Апостол Иаков, брат Господень, составил древнейший чин Божественной литургии
Иудейские начальники, видя плоды трудов апостола Иакова, стали опасаться, что весь народ обратится ко Христу, и хотели осудить апостола на побиение камнями. Но не смогли доказать его вину — столь непорочной была его жизнь. Тогда они решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 год после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его. Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан.
Демонстрируя льстивое почтение к праведности Иакова, при большом стечении народа апостола вывели на портик храма и пренебрежительно сказали: «Скажи нам о Распятом!» — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко произнес апостол. — Он сидит на небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!»
Первосвященники и книжники, раздосадованные неудачей своего намерения, чтобы не дать присутствующим иудеям принять истину, закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» — и сбросили его с высоты на землю. Иаков сильно разбился, но смог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», — закричали иудейские начальники. Один священник из племени Рихава пытался их остановить: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один суконщик ударил своим белильным вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с первым епископом Иерусалима было умерщвлено много христиан. Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, последовавшего вскоре после гибели апостола, говорит, что это было наказанием Божиим евреям, между прочим, за убиение праведного Иакова.
Страдания св. ап. Иакова, первого епископа Иерусалимского. Мозаика. IX в. Собор св. ап. Марка, Венеция
Апостол Иаков, брат Господень, незадолго до своей смерти написал соборное Послание, которое входит в число канонических книг Нового Завета и читается за богослужением. В нем апостол утешает и укрепляет христиан, обращенных из иудеев, в предстоящих страданиях и предостерегает: вера, не сопровождаемая добрыми делами, мертва и не приводит ко спасению. Апостол призывает не просто терпеть искушения, но делать это с великой радостью (ср.: Иак. 1: 2), так как это испытание веры производит терпение (ср.: Иак. 1: 3). Убеждает не осуждать друг друга и смотреть лишь на свои прегрешения: Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак. 4: 12).
Самые известные слова этого Послания — те, которые мы слышим во время совершения таинства Соборования (Елеосвящения): Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5: 13–15).
Пусть же молитвы святого апостола Иакова, брата Господня, помогут нам в том, к чему он призывает в своем Послании: внутренне совершенствоваться, преодолевать страсти, учиться молиться и доверять Богу, а более совершенным — явить твердое исповедание своей веры в помощь и спасение ближним.
Молитва апостолу Иакову, брату Господню по плоти
О, великий богоизбранный и богопрославленный апостоле Иакове, брате Господень! Ты еси великий архиерей Града Святаго, теплый наш заступник и ходатай, предстоящий Престолу Пресвятыя Троицы. Не отрини нас от твоего заступления, но воздвигни нас, низверженных грехи многими. Имеяй власть решити и вязати, разреши зол наших соузы, любве Божией причти нас и Царствия Небеснаго причастники, блаженне, соделай молитвами твоими. Моли Христа Спаса, да сподобит непреткновенно совершати странствие наше земное, да вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобившеся, с тобою вкупе возможем выну восхваляти Троицу Нераздельную и воспевати Едино Божество Отца и Сына и Духа Всесвятаго во веки веков. Аминь.
Во огненней зари Божественнаго Духа просветився, благочестия явился еси Божественный ревнитель, брате Божий Иакове. Тем и одеждею тя законного священства, яко Аарона древняго, честнейшаго одея, иже милосердия ради в братство тя приемый. Того моли, апостолов похвало, спастися душам нашим.
Стихира на хвалитех, глас 8
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Соборное послание апостола Иакова. Автор, толкование
- Божественная литургия святого славного апостола Иакова, брата Божия и первого иерарха Иерусалимского — иером. Филипп (Гарднер) — читать, скачать
- ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ИАКОВА. Божественная.. | †ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ. РЕЦЕПТЫ † | ВКонтакте
-------
* Эпистилий (также эпистиль от греч. έπιστύλιον) — горизонтальная доска со сценами великих праздников, которая ставилась поверх местных (главных) икон в иконостасе.
05.11.2024