X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Есть смысл меняться и менять свою жизнь»

 Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Недавно в наш монастырь приезжал архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (Москва), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству РПЦ. Мы поговорили с нашим гостем о поисках Бога, о пути в монашество и о том, как оставаться маяком для других.

«…И потом — "два метра". А есть какой-то другой вариант?»

Отец Мелхиседек, что для Вас стало импульсом к поиску Бога?

— Помню, когда мне было лет 14 или 15, на уроке биологии учительница показала нам одноклеточный организм. Настолько это сложнейший организм! А она сказала, что жизнь зародилась нецеленаправленно, случайно, стечением обстоятельств. И вот тогда у меня впервые зародилось сомнение: такого не может быть. Камень, солнце, воздух, вода — и вдруг появляется человек. Как из неживого произошло живое? Мне было логичнее, понятнее и, наверное, здоровее и радостнее принять мысль, что жизнь зародилась не сама, что есть Кто-то, Кто ее создал; что мы — творения. А дальше начался поиск.

Когда у меня спрашивают, как я стал верующим, я отвечаю, что из-за несчастной любви. Или: «Шел по улице, упала сосулька на голову, меня отвезли в больницу, перелили кровь от баптиста — вот так я стал верующим». Это шутка, конечно. Люди думают, что вера приходит только когда тебе «что-то упадет на голову».

Однажды ученик спросил старца: «Отче, а почему у людей несчастные жизни? Потому что они не могут найти ответы на свои вопросы?» Старец ответил: «Поверь мне, не из-за этого. У них несчастная жизнь, потому что они не задают вопросы, на которые надо было найти ответы». Лев Николаевич Толстой сказал, что на могильном памятнике миллионов людей можно было бы написать: «Они жили и не знали, зачем живут». С 14 до 17 лет я искал смысл жизни. Я задавал себе вопрос: для чего я живу? Я вырос в атеистической обстановке, в коммунистической среде и понимаю, что в таких условиях желание искать нематериального, вышнего, горнего смысла было неестественно. Значит, эта мысль была не моя, не от меня, а от Бога.

Когда я заканчивал школу, надо было выбирать путь в жизни. Я подумал: «Вот сейчас школа, институт, а дальше что? Потом женитьба, а дальше? Потом работа, дети, хорошая работа, потом что? Ну, потом очень хорошая работа, а потом что? Потом почетная старость. Потом что? И потом — "два метра"». То есть столько работать, чтобы был такой итог? А есть какой-то другой вариант? В чем смысл начинать жизнь, подниматься на какой-то пик, если результат будет один и тот же: меня, личности, больше не будет. Неужели это так?

 

архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

«Я прочитал Евангелие, и всё стало на свои места»

— Во время учебы у меня появился друг — будущий протоиерей Игорь Лепешинский, который просто взял меня за руку и повел по жизни. Сейчас мы купаемся в благодати Божией: есть православная литература, фильмы, телевидение, а в советское время (это был 1979 год) не было ровным счетом ничего. Мой друг дал мне на неделю Евангелие, перепечатанное на машинке: Евангелие от Матфея полностью, а Евангелие от Иоанна не полностью. Я прочитал, и всё стало на свои места: есть Бог, Христос, душа, вечность, воскресение, Суд, жизнь по евангельским заповедям, реальность вочеловечения, есть Церковь, которая всё это хранит.

И вот Бог развернул меня на 180 градусов. Уже в 17 лет у меня возникла мысль посвятить свою жизнь Богу. За что? За спасение. Ведь если бы Он не послал обстоятельства жизни, которые сложились так, что Он открылся мне через Евангелие, через жизнь в Церкви, меня могло бы не быть физически. В 90-е годы всякое могло случиться: я был максималистом, без веры — или меня бы грохнули, или я бы грохнул.

Я подумал: «Как мне Бога отблагодарить за спасение?» — и понял, что всей своей жизнью.

— Когда Вы первый раз читали Евангелие, какие строки отозвались в Вашем сердце?

— В Евангелии меня поразили слова: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11: 25–26). Слова Христа о воскресении, бессмертии, вечности просто перевернули сознание. Оказывается, смерть — это не тупик. Оказывается, я буду жить. И не только я, не только моя душа, но и мое тело будет жить. Почему? Потому что Он так сказал, и это с Ним случилось.

«Есть смысл меняться и менять свою жизнь»

— Потом я задумался, а что такое воскресение? Выходной день в неделю, но что стоит за этим словом — «воскресение»? О каком воскресении идет речь, когда мы не видим человеческих воскресений, мы видим только смерть? А Господь сказал: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5: 25) — это слова о воскресении. Поэтому есть смысл меняться и менять свою жизнь.

А потом я прочитал Нагорную проповедь. Я много чего из нее не понял, но что-то понял: вот так делай и будешь с Богом, в вечности, и будет воскресение. В Евангелии весь путь нарисован и указан. «Хочешь быть на небе?» — «Хочу». — «Живи по этим строчкам, которые ты сейчас услышал».

— Каким Вы увидели Христа в Евангелии?

— Человеком, Который простил блудницу. Человеком, Который распялся за нас. Человеком, Который пострадал вместо нас. Особенно меня поразили слова в Евангелии от Иоанна: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16). Бог вот такой? Да, вот такой. Он вот так возлюбил мир.

Я на тот момент ничего не слышал об историческом Христе. Даже не знал, что такое Иерусалим, Вифлеем, Голгофа, где вообще всё это находится, когда происходили события из Евангелия. Я даже не задумывался, что 1980-й — это год от Рождества Христова. Я не знал понятия «нашей эры» и «до нашей эры». И после чтения Евангелия стало понятно, что рождение Христа перевернуло философию мировоззрения всего мира, что с этого момента началась наша эра.

Спустя какое-то время началась моя церковная жизнь, первая Исповедь, первое Причастие, первый духовник, первое посещение храма, первое посещения монастыря. Я очень благодарен Богу, что в моей жизни сразу нашлись люди, которые вели меня к Богу не кривыми путями, — ведь есть столько конфессий! — а я сразу оказался в христианской православной московской среде. Это, конечно, величайшая милость Божия.

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал»

— В какой момент Вы поняли, что хотите стать монахом?

— После того как стал воцерковляться и до меня дошли слова Господа: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал (Ин. 15: 16). Я понял, что поиск Бога — это был не мой поиск, не мое какое-то усердие, размышление, я не сам до этого дошел. Это Господь сделал так, чтобы до меня дошло. Это Он меня спас. Я желал выбраться из болота, но не представлял, как это сделать. Он просто вытащил меня на берег, и я увидел руку, которая вытащила меня. Я понял, что эту руку надо поцеловать и эту руку надо держать. И знать Того, Чья эта рука. И надо сделать так, чтобы жизнь стала всецелой благодарностью Ему за спасение. Еще очень много было того, что в жизни надо было исправить и преодолеть, но то, что Его рука уже была протянута в болото, было уже очень-очень много. Бог тебя избавил, спас, тогда бери и служи Ему сейчас. Мне надо было из этого болота вылезать, очищаться и каким-то образом расставаться с прежней мирской жизнью.

 

встреча с архимандритом мелхиседеком

«Слова назидают, а дела влекут»

— Старец Паисий Святогорец говорил, что монах — это маяк для других людей. Как бы Вы объяснили слова старца, почему это так?

— Федор Михайлович Достоевский однажды сказал: «Будьте солнышками, и вас заметят». Когда человек не думает, маяк он или нет, а живет и исполняет заповеди любви к родным, к близким, к Богу, к Церкви, то сама его жизнь становится свидетельством, примером. Это бывает в редких случаях, потому что монахов много, а святых мало. Поэтому у монаха должно быть всё по максимуму. В каком смысле? Каждый должен не просто Богу служить, а стать святым, стать похожим на Господа, как дети бывают похожими на своих родителей.

Лучше не называться и быть, чем называться и не быть. Слова назидают, а дела влекут. И вот когда дела в жизни монаха будут для других людей примером, тогда он и будет маяком, а не из-за того, что он на телевидении, на радиостанции что-то умеет рассказать и объяснить. Надо, чтобы жизнь была подкреплением слов.

Священство дано для пастырства, и священники как пастыри понимают, что такое хорошо, что такое плохо. Как однажды сказал Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю, а другие не знают и этого». Мы хоть что-то знаем и можем сказать мирянам: сюда не ходи, а вот сюда ходи, это делай, а это не надо делать, потому что это не по-Божьи, не по Евангелию. И для многих людей пастырский совет является светом маяка, который во тьме помогает разобраться, куда идти, где право, где лево, где черное, где белое, где добро, где зло.

В мужском монашестве все-таки больше служение миру через священство. Например, в Греческой Православной Церкви простых монахов много, а священников-монахов мало; а в русских монастырях, если ты монах и живешь по Евангелию, по послушанию, в любви, в смирении, в монашеском братстве, то через какое-то время становишься еще и пастырем. А в пастырстве дана благодать помогать овцам двигаться в нужном направлении. Эта благодать дана не по каким-то заслугам, не по каким-то твоим внутренним талантам, а по благодати священства. Поэтому хочешь не хочешь, а пастырь должен быть врачом, хотя бы педиатром. Нужно об этом ревновать, к этому стремиться, потому что пастырь отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь тех людей, которые к нему как к пастырю обращаются. А это уподобляет его хотя бы небольшому маяку.

«Господь взял меня за руку и отвел в Оптину пустынь»

— Оптину пустынь, насельником которой Вы стали, тоже можно назвать таким маяком. Каким было Ваше первое посещение древнего монастыря?

— Первое посещение было фантастическое. Я поступил в первый класс семинарии, а через два месяца наступили небольшие каникулы, советский праздник 7 Ноября и выходные — получилось три свободных дня. Я про себя подумал: «Как использовать эти дни? Наверное, надо для души».

А когда-то на приходе в храме Преображения Господня в Богородском отец Геннадий Нефедов показывал нам диафильмы про Оптину пустынь. И что-то у меня отложилось в душе об этом монастыре, о старце Амвросии, его какие-то изречения, фотографии. И вот когда наступили каникулы, пришла мысль его посетить. Это был 1984 год. Я увидел своими глазами Оптину пустынь, в которой жили миряне, в которой не было ни одного действующего храма.

Сейчас сложно говорить о первых эмоциях и впечатлениях, но это была великая милость Божия. Буквально через два месяца учебы в семинарии Господь взял меня за руку и отвел в Оптину пустынь, в которой я потом оказался через четыре года по указу патриарха Пимена, будучи уже монахом, и восстанавливал ее вместе с другими насельниками. Это дивный Промысл Божий по жизни. Самое главное, что я до сих пор насельник и брат монастыря в Оптиной пустыни, служу в Москве на подворье монастыря Оптина пустынь в Ясенево.

 

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево подворья Оптиной пустыни

«Здесь духовная сила, духовная мощь, духовная польза — в преизбытке»

— Как Вы думаете, что так притягивает людей в Оптину пустынь?

— Об этом можно только порассуждать. Притягивает знание об Оптинских старцах, народная память о них, их книги, письма, духовная мудрость; знание современной истории монастыря: о новомучениках, погибших 18 апреля 1993 года от руки сатаниста, о наших братьях — монахе Василии, иноке Трофиме, иноке Ферапонте. Притягивает сам монастырь, богослужения, организованные исповеди, когда множество священников имеет возможность принять на исповедь автобусы мирян. Многие из них разрешают свои житейские, духовные проблемы. Это реальная врачебница израненных душ. «Это духовная санатория», — говорил об Оптиной пустыни отец Павел Флоренский.

Беларусь хвалят за замечательные санатории, оставшиеся с советских времен. Люди едут к вам, потому что наслышаны о добросовестности, качестве и добром сердечном отношении. Земля слухами полнится: приехав и подлечившись, набравшись сил, люди передают об этих местах другим. Так и с Оптиной пустынью. Здесь духовная сила, духовная мощь, духовная польза — в преизбытке. Народ с этим соприкасается, чувствует помощь и ищет подкрепления своих духовных и физических сил в этой прославленной, намоленной и Богом любимой обители.

Беседовала Елена Романенкова

Подготовила Ольга Демидюк

Фотографии Максима Черноголова

22.10.2024

Просмотров: 1032
Рейтинг: 5
Голосов: 16
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать