X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

О верности самому себе

люди в храме

Часто меня спрашивают люди, в конкретных обстоятельствах их жизни: какова воля Божия в отношении меня вот сейчас, в непосредственном будущем, в ближайшие дни и часы?.. И я всегда отказываюсь говорить от имени Божиего, потому что я думаю, что всё, что я или любой другой священник может сделать, это встать перед Богом в благоговейном трепете и сказать: «Господи! Ты — Истина; Ты — Жизнь; Ты тоже и Путь: наставь, научи этого человека! Будь Путем, просвети Истиной, приведи этого человека к такой полноте Жизни, которую никто не может ни описать, ни дать…»

И всё же есть вещи, которые можно сделать. Каждый из нас свободен по Богу, апостол Павел это ясно сказал: «<…> И во Христе нам дана свобода; не произвол, а свобода быть самими собой, свобода вырасти в полноту возраста, роста, такую полноту, которую возмечтал для нас Бог, которая сделает нас подлинно живыми членами Тела Христова, соучастниками Его Божественной природы».

И вот на какой бы ступени духовного развития мы ни находились, первое, что от нас требуется, это быть подлинно самими собой, как бы стоять достоверно: не тянуться быть никем и ничем, кроме той личности, какая мы есть; не стараться копировать ничье поведение, не втискивать себя — ни свое сердце, ни ум, ни волю — ни в какие рамки, ни образцы, которые были бы ложью перед Богом, самообманом и обманом других людей.

Первое правило, это быть верными себе и стремиться к этому со всей цельностью, на какую мы только способны, со всей страстностью и со всей радостью. Что же это означает на практике?

Кроме того, что я сказал несколько минут тому назад, это значит, что мы должны докопаться, кто мы такое есть не только как социальный элемент, но на другом уровне. И чтобы сделать это, мы можем читать Евангелие, которое есть образ того, что есть подлинный человек; это не книга заповедей, как бы приказов, которые Бог накладывает извне: поступай так-то и ты будешь праведным в Моих глазах, — нет; это картина того, что истинный человек думает, что он (и она) чувствует, чем является.

Вот будем смотреть в Евангелие, как мы смотрим в зеркало, и мы обнаружим, что в столь многом мы — образ изуродованный, но в чем-то малом — а то и во многом! — мы уже являемся подлинным человеком, потенциально, в становлении. <…>

Но мы можем сделать еще нечто; если мы хотим быть подлинными, мы должны помнить, что Бог не ожидает от нас, чтобы мы были чем-то, чем мы на самом деле не являемся, но Он ожидает, чтобы мы были тем, что мы есть. <…>

Есть отрывок, такой прекрасный, как мне кажется, в творениях Марка Подвижника, где он говорит: «Если бы Сам Бог встал перед тобой и сказал: "Сделай!" — а твое сердце не может ответить "АМИНЬ!" — не делай этого! Потому что Богу не нужно твое действие, Ему нужно твое согласие с Ним, гармония между Ним и тобой».

Поэтому, когда мы пытаемся найти, какова воля Божия для меня, — не в абсолюте, а где я стою вот уже сейчас; чем я уже сейчас могу быть и что я уже могу сделать? — делать это от всего сердца, с Богом вместе; потому что в конечном итоге цель нашей духовной жизни, цель нашей жизни и веры во Христа не в том, чтобы «прошколить» себя делать скорее одно, чем другое; цель в том, чтобы установить между Богом и нами взаимоотношения подлинной дружбы, радости о взаимной свободе, а в рамках этой свободы, этой дружбы, в ответ на Божию любовь, на Божие уважение к нам, на Его веру в нас, на надежду, которую Он на нас возлагает, — в ответ на всё это делать всё, что мы можем, чтобы обрадовать Его и чтобы Он мог сказать: «Она поняла, он понял, что он — не раб, что он — Мой друг…» И Он — мой друг!.. Какая это радость! И это — дар, подарок Божий, который мы можем принести Ему так же, как и приняли этот дар от Него. Аминь!

Перевод с англ.

12 августа 1990 г., Лондонский приход

Источник: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского».

07.10.2024

Просмотров: 439
Рейтинг: 5
Голосов: 12
Оценка:
Комментировать