Есть у Бога такие люди…
Митрополит Амфилохий (Радович): «Есть такие странные люди — совершенно добронамеренные. Ходят по земле, а душа их небесная. Потому в каждом человеке затронут самую суть, в каждом слове склонны слышать мудрость. Потому рядом с ними все себя чувствуют лучше. Они самим своим присутствием успокаивают, своим взглядом на мир. Есть такие странные люди: когда видят, что у кого-то разбито сердце, — отломят кусок своего и дадут. Каждая слеза на чужом лице горит их болью, они знают, что несчастье одного — есть несчастье целого мира и радости одного радуется целая вселенная. Они знают, что все мы связаны нераздельно.
Есть такие странные люди, которые весь мир и каждого в нем ощущают как родных, каждого ребенка любят как своего, каждую кошку накормят, пригреют, смотрят на старых с особенной теплотой и грустью, вспоминая бабушкины пирожки и дедушкино ворчанье. Есть такие странные люди, чья вера настолько сильна, что они каждую беду принимают как хороший повод, каждое несчастье укрепляет их волю, а в каждой ситуации видят смысл и Промысл. Для тех, кто верует, во всем находится радость, их беда уже не пытается сломать.
Они лягут с глубоким почтением к ночи и пробудятся с искренней благодарностью утру, и всё-всё, что им приносит жизнь, они принимают с любовью и доверием. Есть такие странные люди, настолько чистые, что не могут сердце свое испачкать злобой, не может мрак вынести сияния их доброты — тут же рассеивается. На обиды не обижаются, знают, что это напрасные слова из некоей старой плохой истории. Они не слышат злобы, а только вопль больного сердца, которое когда-то было детским и чистым, и кто знает, что с ним с тех пор произошло.
Эти странные люди принимают извинения, которые им никто не приносил. Эти странные люди радостны всем существом своим в самых тяжелых ситуациях. Эти странные люди ничего для себя не просят. Эти странные люди дают и не смотрят, сколько у них осталось. Эти странные люди повсюду, куда ни приходят, приносят благосостояние и мир. Эти странные люди скромны и недооценены. Эти странные люди, которые действительно любят. Эти странные люди — они есть! Где-то еще есть, и вовсе они не странные — странными стали мы».
Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий таким человеком был сам. Сложно о нем говорить в прошедшем времени: иерарх, богослов, духовник, отец и апостол, скала, духовный ледокол в океане мирского невежества — это всё о нем. Духовный друг и сподвижник митрополита Амфилохия епископ Афанасий (Евтич) говорил, что Амфилохий значит «воин на двух фронтах». Владыка Амфилохий боролся за свой народ, за его душу, физическое существование и спасение. И победил в этой борьбе. Он всего себя отдал Христу, Его Церкви и своей пастве. Но его человеческий организм истощился…
О последних минутах жизни митрополита Амфилохия на этой земле рассказал отец Иустин — келейник владыки, до последней секунды остававшийся вместе с ним. Владыка находился в реанимации. Чтобы дренировать лишний воздух, между ребрами ему сделали надрез. Вообще, было много символичного в те последние несколько дней: пронзенные руки и ноги, ребра, день памяти Лонгина Сотника… Наступило 30 октября 2020 года. В какой-то момент показатели всех жизненных параметров, фиксируемые на экране компьютера, стали резко снижаться: 60, 50, 40… Келейник вдруг понял, что сейчас владыка может умереть. Отец Иустин взял митрополита за руку и сказал: «Владыка, к нам идет отец Бато и несет Причастие для Вас, потерпите, не уходите». И эти параметры вдруг стали расти: 40, 50, 60… Когда священник пришел со Святыми Дарами, отец Иустин снова обратился к митрополиту: «Владыка, принесли Дары, Вам нужно причаститься». Владыка сам открыл рот, ему вложили частицу Святых Таин, Тела и Крови Христовых, и он самостоятельно проглотил. По его лицу разлилось блаженство. Минут через 10 после Причастия все параметры снова стали медленно снижаться. Митрополит угасал на глазах и в какой-то момент поднял руку. Отец Иустин приблизился, чтобы расслышать, что он хочет сказать. Владыка произнес только одно: «Готовый» — это практически как Христово «Совершилось!». После этого владыка словно медленно уснул. Не было ни вздоха, ни судороги — кончина праведника.
Кафедральный собор Воскресения Христова, в крипте которого погребен митрополит Амфилохий (Радович) († 30.10.2020), Подгорица
Черногория заплакала, потому что такие люди редко рождаются. Незаменимые все-таки бывают… Владыка обещал, что живой или мертвый, но будет на празднике святителя Петра Цетинского, — и хоронили его накануне. Попрощаться пришло большое количество людей. Когда из Цетине митрополита везли в Подгорицу, в соборный храм Воскресения Христова, двигались полтора часа, хотя дорога занимает всего 30 минут на автомобиле — народ стоял вдоль обочин на коленях, прощаясь с архипастырем. Во время отпевания дети подходили к своему Дjедо, гладили лицо и руки, как будто владыка просто спал, а над храмом на чистом синем небе из белых облаков образовался крест. Но без смерти не бывает воскресения. И сегодня к сонму святых — Василию Острожскому, Петру Цетинскому, Симеону Дайбабскому и другим покровителям Черногории — присоединился еще один предстатель за эту многострадальную землю.
Родительский дом в Бара Раде, Черногория
Происходил митрополит Амфилохий из многодетной крестьянской семьи. Он является потомком Мины Радовича — одного из черногорских князей. В деревне Бара Рада, что в Нижней Мораче, 7 января 1938 года в благочестивой и богобоязненной семье Чира и Милевы Радовичей родился сын Ристо — пятый из пятнадцати детей, будущий митрополит Черногорский и Приморский. Владыка с любовью рассказывал о своей матери, глубоко верующей христианке, которая, нося его под сердцем, ходила молиться и причащаться в монастырь Острог. Дед митрополита Амфилохия Родисав, когда внук был еще в утробе матери, благословил его на служение Богу, сказав: «Если родится мальчик, пусть он будет моим священником».
Милева Радович, мама митрополита Амфилохия
«Жизнь у нас была хорошая, но трудная», — вспоминал о своем детстве владыка Амфилохий. Послевоенные годы были тяжелыми, но родители горячо верили, молились и, слава Богу, всё выдержали. Начальную школу Ристо окончил при монастыре Морача в небольшом городке Бар. Когда к власти в стране пришли коммунисты, в школах запретили праздновать память святого Саввы Сербского — покровителя учащихся в Сербии и Черногории, Закон Божий больше не преподавался. Многие учителя погибли на войне, и отца владыки Амфилохия пригласили работать в школу, но он отказался: «Я детям преподавать безбожие не хочу», оставшись с семьей, где было пятнадцать детей, в деревне.
Закончив дела по хозяйству, по воскресеньям отец читал Достоевского. Эту привычку перенял и сын и впоследствии читал произведения писателя на русском, в оригинале. Когда коммунисты стали угрожать, что лишат жизни и его, и сыновей, если он останется христианином, Чира Радович ответил: «Вот я и вот мои сыновья, а от моего Господа Иисуса Христа я никогда не откажусь!» И благословил сына Ристо поступать в семинарию, хотя тогда в семинарию учиться почти никто не шел.
Чира Радович, отец митрополита Амфилохия с сыновьями
В юности владыка серьезно занимался спортом. Однажды за семинаристом наблюдал президент Черногории и спросил: «Почему вон тот парень в шапке и все называют его попом?» Ему объяснили, что Ристо учится в семинарии. Тогда поступило распоряжение от комитета партии дать Ристо стипендию взамен на отказ от продолжения обучения в семинарии. Будущий архиерей и его отец не приняли этого предложения.
Во время учебы в семинарии митрополит Амфилохий познакомился с архимандритом Иустином (Поповичем). «Слава Богу, будучи студентом, я встретился с Иустином (Поповичем) — это очень важно в моей жизни, — вспоминал он впоследствии. — Отец Иустин (Попович) — это наш великий духовник, которого после войны изгнали из университета, он был в тюрьме и после освобождения не мог возвращаться в Белград.
В кругу родных, будущий митрополит Амфилохий (крайний справа в нижнем ряду)
30 лет провел преподобный Иустин (Попович) в монастыре Челие как затворник, терпя притеснения от коммунистической власти. Ежедневно он служил Божественную литургию, в Челие написал свою знаменитую "Догматику", толкование Евангелия и посланий апостола Павла. Там же он писал и жития святых: переводил на сербский святителя Димитрия Ростовского, делал переводы житий с греческого и составлял жития новых угодников Божиих. Труд отца Иустина составляет 12 томов — это самое полное общеправославное собрание житий святых. "Столько живу — сколько капель крови наливаю в свою веру", — говорил он. Это был не только богослов, но и подвижник, его богословие соединено с подвигом».
Ристо Радович, будущий митрополит Амфилохий
В 1958 году Ристо окончил Белградскую духовную семинарию и продолжил свое образование в Духовной академии святого Саввы в Белграде, которую окончил в 1962 году; учился на философском факультете Белградского университета по специальности «классическая филология», затем — в Берне (Швейцария) и в Риме.
Студенческие годы
В 1967 году в Афинах митрополитом Кефалинийским Прокопием Ристо был пострижен в монашество с именем Амфилохий. Этот же владыка в 1968 году рукоположил его во священника в городе Аргостолионе (Греция). В том же году о. Амфилохий был возведен в сан архимандрита и до 1973 года осуществлял пастырское служение в приходах Спата и Коропиона (Греция). 17 июня 1973 года он защитил докторскую диссертацию «Тайна Святой Троицы по учению святого Григория Паламы» (на греческом языке). Год провел на Святой Горе, откуда был направлен преподавать в Париж, в Свято-Сергиевский православный богословский институт.
Простоту владыка перенял от своих учителей. Большое влияние на него оказал старец Паисий Святогорец. Владыка считал многочисленные свои встречи со старцем великим благословением Божиим. Он как-то рассказывал: «Старец Паисий — человек Божий нашего времени. Это был человек огромного терпения, сострадания и любви ко всему Божиему творению». Об уроке послушания от старца Паисия митрополит Амфилохий рассказывал так: «Когда я был у отца Паисия и мы отслужили Божественную литургию, он приготовил рис и немножко покушать (у старца был запас сухарей на полгода, которые он размачивал в воде, и это было ему пищей). Хлеб, рис и немного помидоров. Старец взял мою тарелку, положил полную, а себе взял совсем чуть-чуть. Я ему говорю: "Ну, отец Паисий, как это: для меня так много, а Вам так мало?" — "Ну, я пока готовил, я кушал", — старец начал немножко шутить. "Не полагается так: я кушаю много, а ты так мало". — "Ты вообще послушник?! Монах ты или нет?! Мой послушник Баюм и то лучше, чем ты". Какой Баюм? Я знал, что у него никого нет. А в келлии старца был уголок, там была земля, и он посадил туда цветок. И отец Паисий говорит: "Ну, Баюм, покажи, что значит подлинное послушание". И потом я вижу — выходит лягушка из этого места, где рос цветок: "Ква-ква-ква-ква". Вот какой послушник! "Я дам тебе адрес и пошлю учиться — ты лучший послушник, чем этот Амфилохий! Ну, иди обратно, а вечером будем служить вечерню". Как… служить вечерню? Я побывал в монастыре Ставроникита и на обратном пути зашел в келлию старца. Я знал, что отец Паисий куда-то ушел для молитвы и его в келлии нет. И пошел посмотреть, что же делает этот Баюм? Я пришел, в келлии был большой крест еще с того времени, когда в ней жил старец Тихон (Голенков. — Ред.). Баюм пропрыгал ко кресту — и: "Ква-ква-ква…" Всякое дыхание да хвалит Господа — вот и началась вечерня от Баюма! Я это видел своими глазами. Баюм оказался лучшим послушником, чем Амфилохий! Так было, так и осталось…»
Иеромонах Амфилохий (Радович) на молодежном съезде в монастыре Великая Ремета, Сербия, в 1981 году
С 1976 года владыка преподавал на кафедре православной педагогики в Белградской духовной академии Иоанна Богослова. В мае 1985 года он был избран епископом Банатским с кафедрой в городе Вршац. 16 июня того же года состоялась его архиерейская хиротония. 30 декабря 1990 года владыка Амфилохий был возведен в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского и экзарха Священного трона Печского. Митрополия на тот момент была разорена и в плане храмов, и с точки зрения клира и паствы — коммунисты убили в Черногории многих священников и верующих, разрушили храмы.
Владыка возобновил работу Цетинской духовной семинарии, закрытой в 1945 году, основал журнал «Светигора» и одноименный издательский центр. За 30 лет его служения было восстановлено около 700 храмов и монастырей. Но самое главное — это души людей, которые владыка вернул ко Христу. Это и есть его великий подвиг.
Митрополит Черногорский и Приморский
26 мая 2011 года была образована Буэнос-Айресская епархия, включающая в себя приходы в Южной и Центральной Америке. Администратором новосозданной епархии был назначен митрополит Амфилохий.
Владыка любил древние службы, совмещал Крещение, Венчание с Божественной литургией, где новокрещеных и брачующихся причащал первый раз. А вместо золотых венцов часто были венки из растущих в округе растений: пальмовые — в Аргентине, лавровые — в Черногории.
Митрополит Амфилохий очень любил Россию и русских людей, почитал Царскую семью, имел большое желание построить храм Пресвятой Троицы неподалеку от Цетинского монастыря, где закладной камень заложил страстотерпец царь Николай II. Владыка неоднократно бывал в Москве, Санкт-Петербурге, Минске. 11 февраля 2015 года в академическом актовом зале ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий (Ермаков) вручил митрополиту Амфилохию докторский крест и диплом о присвоении степени почетного доктора Санкт-Петербургской православной духовной академии.
Таинство Венчания в Буэнос-Айресской епархии совершает митрополит Амфилохий
Митрополит Амфилохий был смелым и отвечал за каждое свое слово. Говорил то, что считал нужным и правильным. Он был на стороне правды. «Я бы не говорил, если бы не сидел на престоле Петра Цетинского. — объяснял владыка. — Но если я предстану перед святым Петром, он у меня спросит, почему, недостойный Амфилохий, ты сидел на моем престоле и здесь, здесь и здесь смолчал?» На последний год его жизни выпали проблемы, связанные с принятым законом об изъятии церковной собственности, и митрополит много выступал, участвовал во всех крестных ходах. Известные многотысячные, объединявшие до 200 тысяч человек крестные ходы в защиту святынь — это кульминация его служения. Люди слушали владыку, когда его душа болела за народ, и шли за ним. Было ощущение, что у него сейчас разорвется сердце, и от сердца к сердцу это передавалось. Это опыт исповедничества в современном мире: владыка показывал, каким должен быть христианин. Это человек, который всем сердцем болел. И так же чувствовал весь народ.
Как-то один из священнослужителей попросил митрополита не ходить на крестный ход, на что владыка ответил:
— Мне святой Петр так сказал [что нужно идти].
— А я стоял ближе к мощам и не слышал, чтобы святой Вам такое говорил.
— То, что ты не слышал, не значит, что он не говорил. Вы как хотите, а я иду…
А когда власти задержали Никшичского владыку Иоанникия и священников, митрополит Амфилохий сказал, что если кто-то должен быть задержан, то это только он — он отвечает за всё.
Храм Воскресения Христова в Подгорице — настоящее чудо. Сегодня здесь молятся тысячи людей. Когда патриарх Алексий II по приглашению митрополита Амфилохия освящал фундамент, большинство людей не понимало, зачем он это делает, для кого. Сохранилась фотография, где у ямы, вырытой под фундамент собора, он стоит один. И одна из последних фотографий нового собора — где с ним молятся 25 тысяч человек. Многие думали, что с Церковью в Черногории покончено, а владыка один оказался провидцем — Христос и Церковь Христова живы, и врата адовы не одолеют ее.
Происходящее в Черногории митрополит считал продолжением косовского распятия. Глубоки были для митрополита и всего сербского народа эти раны, владыка об этом написал четыре книги. Своими руками митрополит собирал изрезанные, растерзанные тела, отрезанные головы закланных сербов, которых убили в Косово, — собирал под огнем, отпевал и хоронил, потому что не мог иначе. Собирал по селам, которые были уничтожены албанцами. Есть одна запись в его «Косовском дневнике» о том, как они въехали в сербское село в Косово, и в воздухе чувствовалась смерть. Это чувство было настолько сильным, что невозможно было от него избавиться, было очень напряженно там находиться. После литургии это ощущение стало уходить. Литургия — это жизнь, и на смену пришло ощущение полноты жизни в месте, где погибли люди. Таким образом владыка научился преодолевать трудности, которые выпадали на его долю. Митрополит Амфилохий не мог отказаться от Косова и часто повторял, что это сербский Иерусалим.
Митрополит Амфилохий отпевает убиенных в Косово
Сердце — синоним личности. Митрополит Амфилохий весь был сердцем: милосердным, глубоким. Он был Христов, потому что шел за Христом, потому что с рождения достойно носил имя Христово и претворял в жизнь каждое слово Христово. Поэтому митрополит Амфилохий и отец, и святитель, и учитель, и путеводитель.
Владыка Григорий (Дудич)* отметил черты личности митрополита Амфилохия, которые важно помнить: «Если Вы где-то когда-то проходили с митрополитом Амфилохием мимо нищего и убогого — а это зачастую тот момент, когда мы обычно ускоряем свой шаг — нам не хочется смотреть на него, терять время с ним, и если уж что-то ему подадим — то по-быстрому, или не дадим вовсе. Но с Амфилохием вы бы провели тут целый день, если бы таких людей оказалось много — он с каждым бы поговорил, как будто это царь или король, и каждому тихо и незаметно что-нибудь дал. Все бы деньги раздал, которые имел с собой. А самое важное, что он давал тем людям, мимо которых все стараются быстрее пробежать, это внимание: он был чрезвычайно к ним внимателен. Он слушал навязчивых бабулек, убогих и нищих, как будто это были самые умные люди на земле, и тем показывал Христову любовь. То, что мы иногда забываем, и было самым важным, драгоценной памятью, которую можно записать в своем уме и сердце.
Еще один урок того, чему мы можем научиться у митрополита, того, чем он сам жил, — это любовь и прощение, незлопамятность. Нет такого человека, которому бы вы могли сказать в лицо всё, что вы о нем думаете, всё, что вам в нем не нравится, а он бы вам в ответ: "Вот это ты мне сейчас хорошо сказал", а потом бы вас обнял и погладил по голове. Таким был митрополит Амфилохий».
«Мы с ним не расстались…»
Сербы не любят расставаться, даже если это кратковременно, впрочем, как и мы. И особенно им не нравится, когда мы отправляемся в путь, не попрощавшись; когда мы отдаляемся друг от друга; когда затмение смерти отдаляет нас навсегда. «Мы с митрополитом попрощались, но не расстались», — говорят они. Сегодня владыку Амфилохия поминают на Афоне и в России, в Греции и на Кипре. Его духовное семя проросло в душах многих. С кем-то он провел много лет, а с кем-то обменялся лишь словом, но произвел на всех такое впечатление, которое никакие дожди смыть не смогут. 28 октября — 1 ноября в Черногории — это дни митрополита Амфилохия. «И хотя мы его сегодня не видим, — говорят в Черногории, — владыка нас не покинул, он теперь, как небесный пастырь, собирает стадо уже с другой стороны, а здесь, как мудрый отец, он позволил своим детям жить без его ежедневного присмотра».
Надеемся, что когда время сменится вечностью, мы встретимся снова, лицом к лицу. А сегодня, молитвенно вспоминая митрополита Амфилохия, мы просим, чтобы в Небесном Иерусалиме он не забывал нас, как мы не забыли его!
Митрополит Амфилохий (Радович): «Церковь всегда была малым стадом в соотношении с этим миром, который существует вне Церкви. По слову Божию, это малое стадо сохраняется, несмотря на страдания. Православная Церковь сегодня — единственный организм для спасения человечества. Церковь Православная преодолеет все испытания и останется подлинным свидетелем евангельского духа, нрава, веры. "Не бойтесь (ср.: Лк. 12: 32), — сказал Господь. — Я с вами до скончания мира" (ср.: Мф. 28: 20)».
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
Для подготовки использовались материалы:
- Амфилохий (Радович). «Воскресение возникает из литургии».
- ЖИТИЕ И БОГОСЛОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ НОВОПРЕСТАВЛЕННОГО. | Воскресенское Новоиерусалимское подворье | ВКонтакте
- Прихожанин — Владыка мог открыть перед человеком всю красоту и рост монашеского пути
- «Его последние дни были как в Евангелии: пронзенные руки и ноги, пронзенные ребра» / Православие.Ру
- Митрополит црногорско — приморски | Православна Митрополија Црногорско-Приморска (Званичный сајт)
- Митрополит Амфилохий: Истинно духовные люди меньше всего говорят о духовности | Правмир
- Архиварник XXIX • Радио ~ Светигора ~
- Епископ Сергије: Митрополит Амфилохие, одлазак без растанка — Вести из Епархија — Живе Речи Утехе
- Эпоха митрополита Амфилохия — Радио ВЕРА
-----------
* Архиерей Сербской Православной Церкви, митрополит Дюссельдорфский и всей Германии.
30.10.2024