X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Христианство начинается с человечности»

 Архимандрит Мелхиседек

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) — один из первых насельников возрожденной Оптиной пустыни, сейчас настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни) и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (Москва), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству РПЦ. Во время своего приезда в наш монастырь отец Мелхиседек встретился с сестрами обители и мирянами, чтобы поговорить о спасении в современном мире.

«Будь готов ко всякой скорби и избежишь всякой скорби»

— Монахи — это излюбленные дети Божии. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Любите монашество: оно дает ключ к внутренней жизни».

Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Если бы люди знали, какая радость монашеской жизни, все бы ушли в монастырь; если бы знали, какие скорби, никто бы из мирян туда не пошел». Я первую часть этой фразы знаю, а вторую — нет. Что это за скорби? Я постриженник Троице-Сергиевой лавры с 1985 года, и скорбей за это время почти не было. Перед этим я читал у святых отцов, что такое монастырь, и прочитал, что в монастыре брата испытывают до 30 лет, на самом ли деле он готов ради Христа претерпеть до конца.

Я ожидал, что уже в семинарии начнутся «наезды», уже настроился, что до 30 лет будут испытывать, а старшие братья обращались с нами как с детьми, заботились: то мед принесут, то шарф, то носки. Я был потрясен.

Вспоминаю слова моего духовника архимандрита Венедикта, наместника Оптиной пустыни, — по этому девизу, благословению и фундаменту я и живу: «Будь готов ко всякой скорби и избежишь всякой скорби». Ничего тебя из колеи не выбьет.

 

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Благодарность

— Мы по жизни должны всех благодарить, за каждую мелочь.

Духовная жизнь начинается не с того момента, когда мать научит ребенка читать «Отче наш». Духовная жизнь начинается с момента, когда отец научит ребенка благодарить мать за вкусно приготовленный обед. Духовная жизнь, христианство начинается с человечности. Господь ставит нас в такие обстоятельства жизни, чтобы мы стали чуть-чуть лучше.

Я приехал к старцу Христофору, духовнику Тульской епархии, когда Оптина пустынь только открывалась. Я тогда был экономом, благочинным в Оптиной пустыни, и говорю старцу: «Я не могу понять: делаешь, делаешь, стараешься, стараешься, а наместник "наезжает" на меня и "наезжает". Всё ему не так». И старец сказал: «Мелхиседек, если тебя будут гладить по шерсти, ты ничему не научишься. Если против, ты чему-то научишься. Это Господь врачует твою гордыню».

Кто-то из святых сказал: «Бог посылает таких людей по жизни, через которых может быть уврачевана твоя гордыня». Будешь принимать обстоятельства жизни — всё станет на свои места. Ты Бога за что любишь? За то, что всё складывается, за то, что помолилась и всё получила? За то, что всё в жизни получается? Мученики выбрали Христа и жизнь, идя на смерть. Какое там было мирское и внешнее благополучие?! Между хлебом и крестом они выбрали крест. Кто сказал, что у Христа самые везучие люди? Мы Бога должны любить не за конфеты, а за то, что Он был, есть и будет и жизнь Свою отдал за нас. Мы должны Его любить, если даже в нашей жизни не будет складываться так, как мы хотим.

У старца Амвросия спрашивали, когда же будет покой. Он говорил: «Будет покой, когда пропоют "Со святыми упокой"». А жизнь — это не место отдыха, а место подвига. Никто не обещал нам безбедного плавания. Но Христос обещал тихую пристань.

 

монахиня свято-елисаветинского монастыря

Монахи и миряне

— Монахов и мирян сравнивают с полем виноградника. Плодоносящая лоза — это миряне, а бетонные столбы, на которых натянута проволока и вокруг которых вьется лоза, — монахи. А в древности это были дубовые столбы. Мы живем помощью друг друга. Старец Паисий Святогорец говорил, что монахи — это не лампочки, которые должны светить на тротуаре под ноги мирянам, монахи — это маяки, которые стоят на отдаленных скалах и светят кораблям и лайнерам, чтобы в бушующем море они не сбились с пути. Маяков не так много, их не должно быть много. Пусть из 300 монахов один будет святой, на которого будут равняться миряне. Маяк светит на огромное пространство.

Старец Паисий говорил, что монахи — это радисты у Бога, а миряне — пехота. Началась битва, враг пошел, и вдруг все оказались в засаде — радист должен наладить связь с центром, с небом. Монах поймает волну и передаст мирянам.

Божественная литургия — это еженедельная подзарядка для мирян, а для монахов ежедневная. На богослужении мы посылаем в мир тонны благословения. Это наш долг, наша работа. Миряне ходят на работу, приносят нам копейку, чтобы мы за них молились.

Святитель Василий Великий сказал про монахов: «Они должны стремиться к идеалу. У них много тел, они должны стремиться к тому, чтобы у них была одна душа». Одно славословие Бога, одно Евангелие, одно сострадание, одно милосердие, одно человеколюбие, одно братолюбие.

Нас взяли в монастырь в 1985 году, мне было 24 года, я учился в третьем классе семинарии. Пришел благочинный Троице-Сергиевой лавры архимандрит Онуфрий (Березовский). Он построил 13 человек и отделил 10 налево и 3 направо. Десять человек поселили в одну башню, чтобы они учились братолюбию. А мы жили втроем, и один из братьев в час ночи начинал свою «жизнь»: открывал окно, пил чай, а вставать на службу надо в 5:30. И мы пошли к отцу Кириллу (Павлову), чтобы спросить, можно ли нам сделать ситцевую перегородку от этого брата, чтобы меньше дуло и не так слышно его было по ночам. Он посмотрел на нас с болью и сказал: «Мы в монастырь пришли не перегородки строить, а перегородки ломать». Надо ломать свой эгоизм, свое самолюбие. Не надо никого менять. Ты не переделаешь обстоятельства жизни, нужно себя переделать и приспособиться под обстоятельства жизни.

Старец Амвросий Оптинский говорил, что волю Божию надо узнавать из обстоятельств жизни.

 

беседа с архимандритом

Как жить по Евангелию

— Мы, юные послушники, очень хотели жить по святым отцам и по Евангелию. Евангелие не где-то, оно в повседневной жизни. Однажды на трапезе на столе лежали яблоки на всех. Каждый брал по одному, и в итоге на тарелке осталось самое большое. То есть каждый думал о том, чтобы яблоко побольше оставить другому. Вот это Евангелие.

Как жить по Евангелию? Я в Беларуси получил пример. Меня вез водитель, который сказал: «Я пожил и понял — я должен служить жене. Не командовать, управлять, а служить». Но как непросто уступить, понять, сделать не по-своему! Одно из золотых правил счастливой семейной жизни — чтобы в семье последнее слово было за мужем. И чтобы это слово было: «Как скажешь, дорогая» (смеется). Это основа.

Когда ты не ищешь своей воли, исполняется твоя воля.

Я попросил семьянина, который 30 лет в браке, рассказать секрет счастливой семейной жизни. Он сказал, что во второстепенных вопросах уступает жене, а в принципиальных уже делает, как посчитает нужным: «Если я 20 раз поступил так, как она хочет, то на 21-й раз сказал, что надо сделать по-моему». И жена его понимает. За мужчиной последнее слово: ему Богом дано вести корабль своей семьи. В машине есть две педали, газ и тормоз, и в жизни так: мужчина газует, женщина тормозит. Если оба будут газовать — врежутся, оба тормозить — машина не сдвинется. Муж газует. Ему даны ответственность и ум.

 

молодые люди

Внимательное сердце

— Старец Амвросий сказал: «Найти внимательное сердце — большая редкость».

Есть такая молитва: «Господи, сделай так, чтобы я был Твоими руками, Твоими глазами, Твоими устами, чтобы я был Твоими ногами и не прошел мимо того, кому Ты хотел помочь».

Нам дано быть глазами, ушами и руками Божиими. Если тебя попросили о помощи, значит, ты уже опоздал: ты сам не сообразил, что надо помочь, поддержать, промолчать. Себе-то всё сделаешь… Особенно важно служить в семье и в сестричестве. И в монастыре, и в семье — это общая жизнь в семье. Потому что ты — это я. А я — это ты. Поступайте с ближними так, как хотите, чтобы поступали с вами, — это закон любви.

 

инок свято-елисаветинского монастыря

Отец Илиодор (Гайриянц) говорил: «В монастыре лучше изработаться, чем заржаветь». Машина, которая стоит, ржавеет быстрее, чем та, на которой ездят. Не бойтесь перетрудиться. Я видел, как на холодильнике в многодетной семье написано: «Здесь все служат друг другу». В монастыре тоже так.

Старец Паисий говорил: «За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье». Чтобы жить в монастыре, надо иметь не только высшее образование, а хотя бы среднюю сообразительность и начальное воспитание. Воспитание — что такое? Чехов сказал: «Воспитание не в том, чтобы уметь пользоваться ложкой и вилкой, и не в том, чтобы не пролить гранатовый соус на белую скатерть, а в том, чтобы не заметить, когда другой его прольет». Деликатность — это Евангелие, переведенное в жизнь.

Постучался в келью к духовнику монах с вопросом. Тот был на молитвенном правиле, но ответил. Монах извинился: «Авва, я оторвал вас от правила». Тот сказал: «Мое правило — принять тебя с любовью и отпустить с любовью». Евангелие, пост, правила, святые отцы для чего? Чтобы благодаря им мы стали другими по уму и по сердцу.

У старцев есть такое понятие: дело в руках, молитва в устах,  то есть Иисусова молитва. Когда парень влюбляется в девушку, он просыпается и думает о ней, ест и думает о ней, едет на учебу и думает о ней, на лекциях думает о ней. А после учебы думает, как бы им встретиться. Им ничего не мешает думать друг о друге. Потому что они любят.

 

на встрече с отцом мелхиседеком

Преподобный Силуан Афонский говорил, что любить Бога никакие дела не мешают.

Если у человека болит зуб, он может думать только о нем. Когда у человека такая же молитва и любовь к Богу как зубная боль, он будет делать всё, но его голова и сердце будут с Богом. Бога любить никакие дела не мешают.

В чем счастье?..
В жизненном пути,
Куда твой долг велит — идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и — верить.

Аполлон Майков

 

фото вместе с отцом мелхиседеком

Подготовила Ольга Демидюк

Фотографии Максима Черноголова

29.10.2024

Просмотров: 814
Рейтинг: 5
Голосов: 19
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать