«Хочу развиваться, чтобы как эта девушка рассказывать людям о русской культуре», — подумала во время экскурсии в Дивеево Евгения Васич, глядя на православного гида в русском платье. Когда мечтаешь, Господь дает возможности. Сегодня Евгения — экскурсовод Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, носит русское платье и сарафан и по-новому открывает путешественникам Россию, объединяет верующих и сомневающихся. Евгения рассказала корреспонденту нашего сайта о своем пути на Соловки, поведала, какую миссию она реализует на островах, как Сербия научила ее, жительницу Самары, еще больше любить Россию, и поделилась, что связывает соловецкого гида с Беларусью и нашим монастырем.
— Евгения, как Вы, жительница Самары, оказались в сербском Сомборе?
— У меня был день рождения, и я решила на пару дней отправиться в Сербию. Не планировала быть в Сомборе, но мне пришло сообщение от знакомой, чтобы я обязательно заглянула в этот замечательный городок, связанный с сербским поэтом, написавшим лучшие стихи о любви. Я романтична и, конечно, последовала совету. Местные жители порекомендовали сходить в музей, где ко мне подошел сербский художник Небойша Васич и ненавязчиво предложил рассказать о выставке картин. Так мы начали общаться, а спустя время поженились.
— А Вы молились о том, чтобы выйти замуж?
— Да. Я всем своим незамужним подругам рекомендую молиться. Когда ты попросишь супруга от Бога, за руку тебя к нему и приведут. На замужество надо смотреть как на Божий Промысл, который спасает. И всё, что мне пришлось поменять в связи с этим, нужно было для спасения моей души.
Вспоминаю, как в Самаре, где я жила, на православной ярмарке одна монахиня сказала: «Имя Ваше назовите, будем молиться о супруге». Потом я сама научилась молиться. Для меня было важно, чтобы это был православный человек. Мой супруг — православный серб.
Уверена, в Сербию меня привел Сам Господь. Сомбор совершенно не соответствовал моим амбициям. В России у меня всё было хорошо в материальном плане. Я жила как хотела, но приняла решение всё бросить и переехать. Сегодня занимаюсь домом, внуками мужа. Маленькая жизнь в заботе о ближнем мне очень нравится. А мое увлечение философией, мемуарами, чтением осталось со мной.
— Что Вас подтолкнуло к тому, чтобы на время оставить эту тихую жизнь и отправиться гидом на Соловки?
— Когда началась СВО, стало тревожно. Я читала много новостей, не находила себе места, переживала за свой народ. По приезде в Самару, где живет семья сестры и где находится моя квартира, помогала Союзу православных женщин: плела сети. Но всё время думала, чем еще могу быть полезной своему народу в непростое время.
Я была подписана на все крупные монастыри. В декабре 2022 года в телеграм-канале Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря увидела объявление паломнической службы о наборе гидов на следующий сезон. Я заполнила анкету.
— Что Вы преодолели, чтобы стать экскурсоводом?
— Прошла дистанционное обучение. Изучила предложенный большой список литературы. В нем были и огромные монографии. Использовала также свой материал. А потом сдавала экзамен на Соловках по каждой экскурсии. Думаю, и к лучшему, что у меня не было специального образования. Порой профессия мешает людям услышать друг друга. А когда вживую встречаешься взглядами, обмениваешься информацией — это очень ценно. Проникаешься атмосферой места, возникают определенные образы, связанные с природой, событиями и так далее. Всё это обогащает твою экскурсию. Кстати, от всех желающих стать гидом на Соловках до островов доехало менее 10 %.
— Помогла ли как-то в освоении новой профессии Ваша основная специальность?
— У меня очень хорошее экономическое образование. Я работала в сфере экономики, занимала руководящую должность. По окончании Президентской программы подготовки управленческих кадров проходила стажировку в Токио, затем работала с японской компанией. Много путешествовала по миру. Одно время жила в Токио. У меня не было проблем с общением. В новом деле пригодились мои организаторские способности, которые я раньше реализовывала в бизнесе.
Моя бабушка была историком. Я, можно сказать, выросла возле шкафа с книгами. Много читала. Хотела пойти по ее стопам. Но с разницей в несколько лет умерли наши кормильцы — папа и дедушка. Отец погиб в 1981 году. Дедушка — офицер, летчик, прошел всю Великую Отечественную войну — скончался в 1978 году. И нужно было выбирать денежную профессию. Я поступила на экономику. Помню, как тяжело мы жили, я ходила в институт в одном свитере.
Когда после замужества я переехала из России в Сербию, год работала по специальности, занималась экспортом. Но потом поняла, что не хочу больше ставить карьеру на первое место. Надоело заниматься достигаторством. Захотелось услышать Бога.
— Говорят, Соловецкие острова этому способствуют.
— Соловки — это фильтр. Там или проникнешься святостью, сакральностью, мученичеством, возвышенным духом, или впадешь в уныние.
— Как считаете, какие события в жизни подготавливали Вас к работе на архипелаге?
— Наверное, мой путь на Соловки начался давно. Когда переживаешь что-то глубоко, опираешься на веру, близких, Бога. В 2008 году умерла мама. Она была верующим человеком. Ушла тихо, будто дождалась ангела. И на ее лице застыло радостное: «Ты есть».
40 дней я приходила после работы, зажигала лампадку и читала Псалтирь. Ничего не понимала, но мне становилось легче. У меня были очистительные слезы. Потом начала постигать Евангелие. Затем взяла в руки труды преподобного Иоанна Лествичника.
Переехав в Сербию, я испугалась, что перестану говорить на русском языке. И тогда решила: буду что-то делать, чтобы сохранять свои корни.
Отправилась в путешествие по Вологодскому краю. Там поняла, что не знаю России. И начала исследовать ее с Архангельской области. Это огромная территория, край синих озер, где живут терпеливые люди. Я мечтала походить по этим удивительным местам. А когда ты о чем-то мечтаешь, Бог дает возможности осуществить мечту.
Помню, как с маленькой группой шли 12 километров крестным ходом по болотам, шли даже ночью. Дорога была нелегкой, мы проваливались, но получили большие небесные дары. Так накапливался неоценимый для будущего экскурсовода опыт. Постепенно таким образом я подходила к Русскому Северу.
— В чем особенность Ваших экскурсий?
— Я провожу три сложнейшие экскурсии: трехчасовую обзорную по Большому Соловецкому острову, двенадцатичасовую — на остров Анзер и еще — о Соловецкой школе юнг. Делаю упор на историю и святыни. Архитектуре уделяю большое внимание. Она многое рассказывает об эпохе, позволяет «читать» города, церковные сооружения.
— Соловки находятся под покровительством святых. В каких ситуациях особенно ощущали поддержку небесных заступников?
— Преподобные соловецкие чудотворцы Зосима, Савватий и Герман дают силы, ведь два сезона уже провожу экскурсии на островах. Нас предупреждали, что у гида должен быть поставленный голос. У меня такого голоса не было. Но я каждый раз утром прикладываюсь к ракам преподобных, и теперь с голосом у меня всё в порядке. Бывает, устанешь, а с Богом второе дыхание открывается.
— Чем Вас притягивают Соловки?
— На архипелаге представлена вся история России. А какие там закаты и белые ночи! Это удивительное место, где Бог очень близко, где нет ничего лишнего, а существует цельность.
— В начале беседы Вы сказали, что решили отправиться на острова, чтобы поддержать свой народ в непростое время. В чем заключается Ваша миссия на Соловках?
— У гидов паломнической службы небольшое вознаграждение, но мы там живем, и нас обеспечивают трехразовым питанием. Я туда приезжаю не из-за заработка, я еду за цельностью. Моя задача — передать это понимание гостям и влюбить их в Соловки.
Считаю, функция православного экскурсовода очень важная. Необходимо правильно расставить акценты. Я делаю упор на традиции. У нас ведь бытует мнение, что всё лучшее — с Запада. А я развенчиваю этот миф. Рассказываю, какие мастера были в России. Показываю, как украшались храмы. Россия — православная страна. Я доношу до путешественников, паломников отношение к истории, культуре, православному прошлому нашей страны современным языком, делаю это с большой энергией. Говорю: «Посмотрите, каких мастеров рождала Россия, какие величественные и монументальные храмы возводили на века наши зодчие, какие огромные просторы осваивали наши предки, какими крупнотоннажными ладьями в середине XVI века управляли монахи-кормчие из новгородских поморов! Никогда мы не были временщиками, всегда мыслили категориями вечности и Бога! Как люди в средние века жили в согласии с природой, умели выбирать материал для строительства: дерево, камень, слюду! Какими технологиями и художественными средствами пользовались для выражения духовности в каждой архитектурной детали! Как всё подчинено одной цели — цели преображения человека, какая цельность во всем!»
Люди удивляются. К величию страны можно прикоснуться через детали. Мы плохо знаем свою историю. Я сама побывала во многих странах, а Россию не знала. Рассеянность — проблема нашего века.
Очень трогательная экскурсия у меня про Соловецкую школу юнг. Когда гид пропускает информацию через душу, делает это с верой в Бога, получается очень хорошо. Я рассказываю про иконы монастыря. На Анзере мы читаем Иисусову молитву, акафист святому Елеазару. Группы бывают и светские, но духовное путешествие немыслимо без молитвы. Глядишь, под конец экскурсии происходит маленькое чудо: все объединяются.
Мне хочется, чтобы каждый захотел сюда вернуться. И победа экскурсовода, если это желание у паломника возникает.
— Десять лет, как Вы переехали в Сербию. Как повлияла на Вас эта православная страна?
— За это время со мной случилась большая трансформация. Сербия научила меня любить Россию. Сербы желают общаться, познавать русскую культуру. Люди, услышав русскую речь, подходили ко мне и старались познакомиться, сказать слова поддержки стране и президенту России. Кстати, и президента Беларуси там тоже очень хорошо помнят. Когда началась бомбардировка, это был единственный президент, который приехал и лично поддержал граждан страны. Сербы до сих пор вспоминают его визит с благодарностью.
У сербов есть очень трогательные традиции. Например, они празднуют день покровителя рода. Это всегда хлебосольный праздник, на который собирается много гостей. Заступником нашей семьи считается святой Георгий Победоносец.
В Сербии совсем другой ритм жизни. Тут спокойно. Сербское слово «уживати» мне очень нравится. Это значит жить в удовольствие. И они умеют испытывать это состояние на отдыхе и на работе, за книгой. Я тоже научилась.
Стихотворение «Санта-Мария-делла-Салюте» произвело на меня большое впечатление. В Сербии очень живой язык. Моя речь стала здесь более образной. Мне как гиду это очень помогает, я стараюсь найти какие-то метафоры.
Сербы очень хорошо знают и хранят свою историю. Они гордятся своими корнями, малой родиной. Строят церковь всем селом. Учат не унывать, а всегда радоваться.
В Сербии очень много диалектов. Сербы по акценту различают, с какой земли ты приехал. Я не знала сербский язык и благодаря этому научилась молчать, больше молилась.
Не имея особенно способностей, я пошла в церковный хор равноапостольных Константина и Елены при храме святого Георгия Победоносца. Молодежь ушла, и набирали желающих. Два или три года я была в этом коллективе.
А однажды на православной ярмарке в Белграде я встретила знакомых из минского Свято-Елисаветинского монастыря. Они мне подарили иконку святой Елисаветы. Ношу ее с собой в сумочке.
У меня очень теплое отношение к Беларуси, потому что я родилась в Смоленской области. Там мои родители-инженеры строили огромный завод химических удобрений. На каждые школьные каникулы мы ездили в Беларусь. Мне удалось побывать в Витебске, Минске, Новополоцке, Полоцке, Бресте.
Интересно, что в свое время мою бабушку как молодую учительницу отправили работать в только что освобожденную Беларусь, в город Молодечно. Когда на Соловки прибывает группа из Беларуси, я с удовольствием ее встречаю.
— В каких условиях Вы жили на Соловках?
— Келья на 4–5 человек, туалет, душ — общие на этаже. Напор воды небольшой. Но там прохладно, и там ты держишь пост, поэтому даже тело физически себя ведет по-другому. Не обязательно принимать душ каждый день. Главное, что я жила среди близких по духу людей.
— Какие испытания довелось пережить на архипелаге за два сезона?
— Испытания были. И плакала, и не хотела оставаться. Но переживались все искушения легко. Ближние помогали, поддерживали, и все неприятности как-то уходили. На Соловках быстро «прилетает», стоит только осудить кого-то, за глаза что-то сказать. Бывает, «прилетает» в ситуациях, когда ты не виноват. Это возмущает. Но потом начинаешь рассуждать о том, что ты пребываешь в святом месте, и всё как-то разрешается, не остается обид. Это тоже доказывает, что Соловки — необычное место.
— Чудеса с Вами происходили на островах?
— Да. Чудесами я называю удивительные встречи. Те люди, с которыми я мечтала познакомиться, приезжали на архипелаг или приходили ко мне на экскурсию. Например, я познакомилась с Ульяной Лопаткиной, артисткой балета; Ириной Болдышевой, регентом хора имени преподобного Иоанна Дамаскина. Познакомилась с сербским корреспондентом и автором книг Биляной Живкович, отважной и храброй женщиной, которая помогает Донбассу, выступает за сербское Косово и Метохию, говорит о геноциде сербов во время Второй мировой войны.
Очень люблю отца Евлогия, скитоначальника Голгофо-Распятского скита. В монастыре подвизается около 80 братьев.
Очень много экскурсоводов там, которые влияют своим примером. Любовь, внимание, терпение от них исходят, и это очень дорого.
Интересная молодежь приезжает трудничать.
Первое лето у меня было больше возможностей путешествовать. До Новой Сосновки — 15 километров, до мыса Печак — 10 километров, я преодолевала их пешком.
Мне кажется, там чудо витает в воздухе. Чудо, что я стала работать экскурсоводом. На себе почувствовала большое влияние всех событий, которые происходили здесь. Я всегда была очарована Югом, Западом, а тут попадаю на Север, в Спасо-Преображенский монастырь на второй год, после того как познала Вологодскую область. Чудо, когда Бог открывает двери. Но, наверное, самое большое чудо для меня в следующем: стой в крепкой вере и не сходи с места.
— Подружились с местными жителями?
— Все 500 лет это была монастырская земля. Монастырь стал официально восстанавливаться с 1992 года. Приезжали первые трудники, помощники, покупали квартиры. Сегодня монастырь дает работу, возможность жить, и поселок концентрируется вокруг обители.
А еще рядом море, жители ведут натуральное хозяйство.
Была пару раз у местных в гостях. Внешне неказистые домишки, срубовые, а внутри такие теплые! В каждой комнате печка. Проблема на острове с хорошими печниками. На Соловках нет электрического кабеля с большой земли, который дает больше возможностей для реконструкции исторических объектов на острове. На Большом Соловецком работает дизельный генератор. В скитах на Анзере его нет. Там ночные монашеские молитвы проходят при свечах.
На Соловках есть замечательный морской музей, где много лет работает команда исторического факультета МГУ. По вечерам на острове проходят лекции, кинопоказы, встречи с интересными людьми, мастер-классы.
— Как Вас изменили Соловки?
— Это рай на земле, это юность земли. Здесь ты можешь дышать полной грудью. Здесь ты можешь легко услышать Бога. Соловки каждый год поднимаются над уровнем моря на 1 миллиметр. Соловецкий монастырь уникален и своей хозяйственной деятельностью, ведь когда-то там был только камень. Работаю я в удовольствие. Всегда перед началом экскурсии читаю «Царю Небесный» или «Богородице Дево, радуйся».
Соловки делают тебя чище. Сейчас, когда смотрю на свои старые фото, вижу незнакомую мне женщину. Довелось многое пережить, прежде чем я изменилась.
У меня как-то спросили: «Что Вы читали, чтобы стать такой?» Я растерялась сначала, а потом сказала: «Важно читать Евангелие и Псалтирь, жить сердцем».
На Соловках мне мир открылся иначе. О своих открытиях и рассказываю людям. Показываю паломникам соловецкую икону Преображения Господня и говорю: «Свет преображения, который коснулся вас, сохраните, привезите своим семьям. Возвращайтесь сюда с детьми и внуками. Если не мы передадим им этот свет, то кто?»
Я буду готовиться к следующему сезону, у меня есть новая экскурсия. Буду молиться, чтобы всё было хорошо у моих близких, чтобы Бог дал возможность опять поехать на архипелаг.
Беседовала Ольга Косякова
Фотографии из личного архива героини
10.10.2024