X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Благоверная великая княгиня Анна Кашинская

Благоверная великая княгиня Анна Кашинская

15 октября — день памяти благоверной великой княгини Анны Кашинской (1368)

 

Радуйся, блаженная мати в женстем естестве мужескую крепость имевшая; радуйся, долготерпеливно упованием на Господа укреплявшаяся.

<…> Темже и мы, ублажающе болезни сердца твоего, глаголем сице:

Радуйся, огненное искушение Господа ради претерпевшая; радуйся, приобщитися страстем Христовым удостоившаяся.

Радуйся, с верою и любовию понесшая крест твой и Христу последовавшая…

8‒9 икос акафиста блгв. вел. кн. Анне Кашинской

Церковь, прославляя святых, чтит богоугодные подвиги мученичества, бессребреничества; вспоминает труды апостолов, святителей, воинов, преподобных. Тем не менее восхождение души к Богу в значительной мере — тайна, ведомая только Создателю и духу самого человека. Каждый угодник Божий уникален, это неповторимое вечное лицо, предстоящее Святой Троице, вошедшее в эту радость своим неповторимым образом. Так и святая благоверная и преподобная княгиня Анна Кашинская — уникальный случай в нашей Церкви: дважды прославленная святая.

Два чина святости соединились в ростовской княжне великими скорбями, которыми Господь вел ее к жизни вечной. На ее долю выпало суровое время княжеских усобиц и татаро-монгольского ига. Княгиня Анна была старшей дочерью ростовского князя Димитрия Борисовича. По мужской линии правнучка святого благоверного князя Василия (Василько) Ростовского[1] и по женской линии правнучка святого благоверного князя Михаила Черниговского[2] свое детство и юность провела в Ростове Великом.

Воспитанная в страхе Божием, княжна Анна с юности благотворила убогим и несчастным. По традиции ее обучили грамоте и всем видам женского рукоделия. По прекрасным свойствам ума и сердца девица была хорошо известна в окрестных княжествах. Мудрая княгиня Ксения, мать тверского князя Михаила Ярославича, сосватала юную Анну за своего 22-летнего сына. Венчание князя Михаила, племянника святого благоверного великого князя Александра Невского, с княжной Анной состоялось 8 ноября 1294 года в Преображенском соборе города Твери. Свадьбу праздновали широко. В Кашине воздвигли по этому случаю Михайловский храм в честь Архангела Михаила, небесного покровителя молодого супруга; в кремле — триумфальные Михайловские ворота.

 

Спасо-Преображенский собор в Твери

Восстановленный в Твери Спасо-Преображенский собор освящен 21 июля 2024 г. Сегодня здесь покоятся мощи блгв. кн. Михаила Тверского. Этот собор, первый белокаменный храм на Руси, кн. Михаил воздвиг в своем уделе в 1285 г.

Молодые супруги первый раз увидели друг друга только на пороге храма. Полюбили ли они друг друга? Сквозь толщу времен предание донесло до нас, что чета пронесла взаимную любовь и уважение, преданность и понимание на протяжении 24 лет брака, несмотря на выпадавшие на их долю тяготы. У княжеской четы родилось четверо сыновей: Дмитрий, Александр, Константин, и Василий, и дочь Феодора, умершая во младенчестве. Князь Михаил был благородным и самоотверженным человеком, почитавшим жену и любившим детей, а нежная и покорная Анна всю себя посвятила князю и детям, которых воспитывала в любви и глубокой вере.

Конец XIII века для центральной Руси ознаменовался рядом бедствий: как повествуют летописцы, прошли «вихри чрезвычайные, засухи, голод, мор в некоторых местах и сильные пожары». Глубокой ночью 1298 года в палатах князя начался сильный пожар. Всё его имущество было уничтожено. Чудом спаслись молодая супруга и сам Михаил Ярославич, который вскоре после этого заболел.

В 1305 году святой князь Михаил стал великим князем Владимирским согласно завещанию третьего сына святого князя Александра Невского, великого князя Владимирского Андрея Александровича, скончавшегося в 1304 году. Владимирский великокняжеский престол святой князь Михаил получил по праву старшего, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, домогаясь великокняжеской власти. Истерзанным русским землям грозила новая княжеская усобица: новые войны, новая кровь и еще одно нашествие монголо-татарских хищников, которые уж точно не упустили бы случая пограбить, «примиряя» князей и «восстанавливая порядок».

 

святые Михаил Тверской и Анна Кашинская

Блгвв. кн. Михаил Тверской и кнг. Анна Кашинская. Современная скульптура, установленная в 2021 г. в Твери, где они венчались 8 ноября 1294 г.

В 1313 году в Орде воцарился новый хан Узбек[3], и князю Михаилу пришлось ехать к нему для получения ярлыка на княжение. Михаил пробыл в Орде около двух лет, и всё это время княгиня Анна с детьми ждала, плакала и скорбела, не имея от него вестей. Хан Узбек сохранил за Михаилом Тверским статус великого князя Владимирского, и князь вернулся домой с ярлыком. Тем временем Юрий Данилович Московский женился на Кончаке, сестре хана Узбека. Глава Церкви, митрополит Максим, попытался остановить московского властолюбца. Он просил Юрия не ходить в Орду, обещая взамен любые блага: «Я тебе порукой буду, с княгинею, с матерью князя Михаила, — чего захочешь из отчины вашей, то он тебе и даст». Юрий же просто обманул митрополита: «Хотя я, отче, и пойду, но не буду искать великого княжения». Узбек после замужества сестры решил одарить своего зятя статусом великого князя Владимирского, и в 1317 году Юрий приехал из Орды с ярлыком на «старшинство»; князь Михаил смирился и уступил ему свои права. Однако Юрий этим не удовлетворился и пошел войной на Тверь, взяв у хана в помощь конный отряд татар.

 

Река Кашинка и вид на Вознесенский собор

Река Кашинка и вид на Вознесенский собор современного Кашина, Тверская обл.

Михаил Тверской был вынужден дать отпор и разгромил своего противника. Юрий бежал, оставив войско, жену и татарских послов. Татарин Кавгадый и Кончака попали в плен. Князь Михаил, выразив почтение, отпустил Кавгадыя восвояси, а брошенная в пылу битвы на произвол судьбы сестра хана в Твери заболела и, на беду, скоропостижно скончалась. Гнев Узбека был неминуем. Чтобы смягчить сурового ордынца, Михаил Тверской послал к нему своего сына Константина. Но Михаила Ярославича оклеветали московский князь и татарские воеводы, которых он разгромил в бою. Это была первая победа русского князя над монголо-татарами, и она ставила князя перед очень сложным выбором. В 1318 году князь Михаил, только что одержавший блестящую военную победу, но не желавший воспользоваться ею в ущерб своим подданным, вынужден был явиться в Орду на суд. Обвинителями его стали русские князья и помилованный им Кавгадый…

Провожая князя, Анна чувствовала, что видит его в последний раз, но удержать Михаила не могла: он сделал выбор — отвести угрозу от Твери, пусть даже ценой собственной жизни. На месте прощания сегодня установлен крест с надписью: «Здесь, на Святой Горе близ сел Видогощь и Едимоново, в 1318 году святой благоверный князь Михаил Тверской прощался с супругой святой благоверной княгиней Анной Кашинской и детьми при отправлении на суд в Орду».

 

Место прощания князя Михаила Тверского с семьей

Место прощания кн. Михаила Тверского с семьей перед отъездом в Орду в 1318 г. (сегодня это Конаковский р-н Тверской обл.)

В своей походной ставке Узбек осудил князя Михаила на смерть. Хан двигался к берегам Терека и с собою гнал рабов и пленников. С деревянной колодой на шее, в которую по ночам заковывали и руки, русский князь почти месяц шел за татарами на Западный Кавказ пешком. Попытки устроить его побег Михаил отверг: «Я и прежде никогда не бегал от врагов моих, не сделаю сего и ныне. Если я один спасусь, а бояре и слуги мои останутся здесь в беде, то какая мне честь будет за то? Нет, не могу так поступить. Да будет Господня воля!»

В свите князя Михаила был и его духовник, игумен Отроча монастыря[4]. Он напутствовал князя и был свидетелем принятых им страданий. На территории современной Ингушетии на реке Адежь в шатер князя Михаила ворвались убийцы — слуги оклеветавших его перед Узбеком. Предчувствуя неминуемую гибель, князь Михаил успел приобщиться Святых Христовых Таин: сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя (Пс. 54: 5). Чтобы утешить мученика, раскрыли Псалтирь — тот же псалом: кто даст ми криле, яко голубине? И полещу, и почию? (Пс. 54: 7).

Князь Михаил встретил смерть со спокойствием, удивившим даже духовника. Его сын и приближенные чудом остались в живых: они бросились в шатер к ханше Баялун, уже однажды спасшей Константина Михайловича от смерти. Тех, кто не успел укрыться, долго били и мучили. Тело князя-мученика, растерзанное и обнаженное от княжеских одежд, брошенное в пренебрежении, сразу было прославлено Богом: в ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлых облака осияли место, где лежало тело мученика. Над хлевом, где поставили телегу с останками князя, видели дугу, подобную радуге. Были и другие знамения, свидетельствовавшие, что Михаил Ярославич пострадал невинно. За год тело князя не истлело, его везли в жару и в холод, а в Москве целое лето оно оставалось непогребенным. Только к концу 1319 года княгине Анне удалось выкупить сына Константина с остальными пленниками и тело супруга-мученика. Местом погребения благоверного князя Михаила стал тверской Спасо-Преображенский собор.

 

место убиения князя Михаила Тверского

Валун, установленный на предполагаемом месте убиения кн. Михаила Тверского в Ингушетии близ реки Адежь

А скорбный земной путь княгини Анны продолжился: все заботы о княжестве и сыновьях теперь легли на ее плечи. Новые беды, татарские набеги. В 1325 году старший сын княгини, горячий и вспыльчивый князь Димитрий Грозные Очи, считая виновником смерти отца московского князя, встретив Юрия в Орде, убил его мечом и за это был казнен ханом. В 1327 году, когда в Тверь с большой свитой прибыл татарский посол Шевкал, двоюродный брат хана Узбека, жители Твери подняли стихийный мятеж и перебили всех татар. После этого по Тверской земле татаро-монголы прошли огнем и мечом, неся опустошение, истребляя и угоняя в плен ее жителей. Подобного разорения Тверское княжество еще не знало. Анне Кашинской с домочадцами пришлось бежать и долго скрываться в изгнании. Домой она вернулась на голое пепелище. Второй сын княгини Александр после многолетнего изгнания поехал испрашивать милости у хана, но в 1339 году был казнен Узбеком в Орде вместе со своим сыном Феодором. Князь Константин Тверской правил родным княжеством до 1346 года. Во время очередной поездки в Орду он тяжело занемог и умер на обратном пути, подобно своему деду.

Потеряв супруга, троих сыновей и внука, княгиня Анна уже не принадлежала этому миру. Земная любовь через страдания выросла до любви небесной, и исстрадавшаяся Анна приняла постриг в тверском монастыре с именем София. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли. Младший сын княгини Василий впоследствии упросил ее переехать в его удел в Кашин, где специально выстроил для своей матери Успенскую обитель. Здесь княгиня-инокиня пребывала в безмолвии и затворе, приняв впоследствии великую схиму с именем Анна.

 

Покровский собор в Кашине

Покровский собор в Кашине (слева), в котором была погребена св. блгв. и прп. кн. Анна, был разрушен советской властью в 30-е гг. ХХ в.; и Воскресенский собор (справа), в который были перенесены ее мощи, в настоящее время храм на реставрации

Скончалась святая в 1368 году. Князь Василий почил на следующий день после преставления матери. Оба они были погребены в Покровском соборе Кашина. В 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками, святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников и защите от бедствий. Вести о засвидетельствованных чудесных исцелениях от гроба блаженно почивающей схимонахини Анны постепенно достигли Москвы. На Соборе 1649 года было постановлено открыть мощи для всеобщего почитания и причислить великую княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. Торжественное перенесение мощей из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский состоялось 25 июня 1650 года.

При высоких своих качествах и подвигах богоугодной жизни святая благоверная и преподобная княгиня Анна понесла тяжелый крест испытаний не только при жизни, но и по своей блаженной кончине, уже после того как прославление ее Богом было ознаменовано нетлением мощей и даром чудесных заступлений и исцелений. В 1677 году патриарх Иоаким, боровшийся со старообрядческим расколом, из-за того, что благословляющий жест святой княгини старообрядцы стали толковать как двоеперстие, сделав Анну своим символом, отменил ее канонизацию. Имя благоверной Анны из святцев исключили, иконы из храмов изъяли, молебны и службы отменили и стали поминать ее на панихидах.

После деканонизации почитание святой княгини в Кашине не прекратилось. Благодарная народная память 230 последующих лет хранила крепкую веру в предстательство пред Богом небесной покровительницы Кашина. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятий, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о бедах, болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной и преподобной княгини Анны.

 

Торжества у Воскресенского собора

Торжества у Воскресенского собора: вторая канонизация св. блгв. и прп. кн. Анны Кашинской 25 июня 1909 г.

В 1909 году будущий страстотерпец император Николай II восстановил почитание святой благоверной и преподобной княгини Анны. Это единственный случай, когда в Русской Церкви состоялось второе прославление святой.

В ХХ веке в тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал народу еще ближе и понятнее. Вспоминалось, как святая провожала супруга и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, как впоследствии хоронила и оплакивала их, как принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю. При советской власти в Воскресенском соборе был склад, потом клуб. В 1980 году в нем сделали музей и начали собирать оставшиеся иконы. Сейчас, когда храм возвращен Церкви, на время его реставрации роль кафедрального исполняет Вознесенский собор и в нем хранится главная кашинская святыня — мощи благоверной и преподобной княгини Анны.

 

рака с мощами святой Анны Кашинской

Сегодня рака с мощами прп. вел. кн. Анны Кашинской временно пребывает в Вознесенском соборе г. Кашина

Пусть молитвами благоверной и преподобной княгини Анны Кашинской Господь укрепит и даст нам силы устоять в жизненных испытаниях и пребыть Ему верными до конца. Святая благоверная княгине Анно Кашинская, моли Бога о нас!

Киими похвальными песньми ублажим преподобную чудотворицу, великую княгиню инокиню Анну, верным людем заступницу теплую? Верою и любовию возопиим ей, глаголюще: радуйся, земли нашей красное утверждение, всему же христоименитому жительству удивление, тя бо венцем нетления венчает Христос Бог наш, имеяй велию и богатую милость.

Стихира на литии, глас 2

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Мощи благоверной княгини Анны Кашинской (tvereparhia.ru).
  2. Святая Анна Кашинская житие, молитва, в чем помогает, где находятся мощи, икона св. Анны (pravmir.ru).
  3. Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская день памяти 03.08 н. ст. (21.07 ст. ст.), 15.10 н. ст. (02.10 ст. ст.) Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица» (vsetsaritsa.ru).
  4. Слава России. СВЯТОЙ КНЯЗЬ. (Святой праведный князь Михаил Тверской) (Елена Владимировна Семёнова, 2021) (kartaslov.ru).
  5. Правление Узбека (e-history.kz).

[1] Во время татаро-монгольского нашествия на Русь в XIII веке князь Василий возглавлял в феврале — марте 1328 года ростовские отряды в войске владимирского князя в битве на реке Сить. Попал в плен. Когда же Батыевы сатрапы попытались принудить его к «обычаю поганьскому, быти в их воли и воевати с ними», пленный князь был тверд, исповедав, как свидетельствует летописец, что «никако же мене не отведете христьяньское веры». За это был убит татарами у Шернского леса. Причислен к лику святых (память 17 марта).

[2] В 1245 году вместе с рядом других князей Михаил Черниговский был вызван в Орду. Перед входом в шатер Батыя монгольские шаманы потребовали, чтобы князь прошел через огонь и поклонился их идолам, на что Михаил отвечал: «Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ выполнить требования жрецов по приказу Батыя князь был казнен; следом принял мученическую смерть за веру и его верный боярин Феодор. Князь Михаил и боярин Феодор причислены к лику святых на Соборе 1547 года, память их совершается 3 октября.

[3] Хан Узбек сменил в 1312 году хана Тохту, своего дядю, который умер, возвращаясь из похода. Узбек был очень многим обязан своей мачехе Баялун: отец Узбека был убит самим Тохтой в 1291 году, а Узбек избежал смерти только потому, что Баялун его отправила в улус на Западном Кавказе. На курултае — собрании знати Орды — Баялун с помощью подкупов смогла добиться избрания Узбека ханом. Другие наследники хана Тохты, по одной из версий, были убиты Узбеком и его сторонниками. Став ханом, Узбек умертвил от 20 до 120 представителей правившей династии, возведя на их место своих сторонников. Не менее жестоко расправлялся Узбек и с зависимыми от Орды русскими князьями. За время своего правления Узбек казнил двух тверских князей, новосильского, рязанского, стародубского и нового тверского князя.

[4] Отроч Успенский монастырь в Твери основан в середине XIII века отроком князя Ярослава Ярославича Григорием, отсюда и название — «Отроч».

15.10.2024

Просмотров: 238
Рейтинг: 5
Голосов: 1
Оценка:
Комментировать