X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Мое послушание дает мне жизненный стержень»

заслуженный преподаватель Минского духовного училища

Радостно встречать живых, творческих, влюбленных в свое дело людей. Именно такой человек Таисия Александровна Миронова — заслуженный преподаватель Минского духовного училища, доцент, лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».

Думаю, что главный секрет ее неисчерпаемой энергии и желания созидать в том, что все дары, которыми Господь наделил эту действительно очень талантливую женщину, она отдавала и продолжает отдавать служению Богу.

— Таисия Александровна, Ваша жизнь полна встреч с неординарными людьми. Кто был самым ярким из них?

— Конечно, это владыка Филарет (Вахромеев). Именно он повлиял на весь ход событий в моей жизни буквально с нашей первой встречи.

В то время я работала в музыкальном лицее при Белорусской государственной консерватории и руководила хором мальчиков и юношей. По протекции Валерии Максимовны Левицкой, которая работала вместе со мной в музыкальном лицее и была сестрой милосердия первого, организованного владыкой Филаретом сестричества, познакомилась с митрополитом. На одном из собраний, которое проводил владыка, зашел разговор о церковном пении и хоровых коллективах, способных принимать участие в богослужениях и официальных мероприятиях епархии. В качестве такого коллектива Валерия Максимовна предложила хор мальчиков и юношей музыкального лицея. Тогда и произошла та памятная встреча. Митрополит благословил хор выступить на Рождество Христово в епархиальном управлении. Это было большим событием для меня и мальчиков.

Мы спели, владыка всех поздравил, каждому из ребят и мне вручил подарки. Мальчики были так воодушевлены! Их поздравил сам митрополит! Владыка повел нас наверх, в домовую церковь, и сделал несколько снимков на память на полароид. С этого всё началось.

Мы стали часто выступать в Минском епархиальном управлении во время официальных мероприятий. По благословению митрополита Филарета хор участвовал в киносъемках фильмов «Кирилл Туровский», «Евфросиния Полоцкая», «Доколе, братие» режиссера О. В. Мороковой. Мы осуществили много записей на радио и телевидении.

Помимо концертных выступлений, у нас была и культурная программа. Как-то мы с мальчиками приезжали на экскурсию в Свято-Елисаветинский монастырь, который только начинал строиться. Эта поездка оставила у ребят глубокое впечатление, и потом они часто вспоминали о ней.

Во время визита патриарха Алексия II владыка Филарет попросил нас приготовить приветствие. Мы построились на ступеньках консерватории. Когда появилась делегация во главе с патриархом и митрополитом Филаретом, я дала тон и хор поприветствовал гостей, исполнив несколько песнопений.

 

хор

Параллельно с хором мальчиков я организовала камерный хор юношей музыкального лицея. Как-то к митрополиту приехали гости, их пригласили во внутренний дворик епархии. Владыка Филарет попросил нас что-нибудь исполнить. Я спросила: «Что нам спеть?» Он ответил: «Пойте всё, что знаете», и мы запели: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется…» Когда я бываю в епархии и вижу этот двор, всегда вспоминаю тот концерт и эти слова звучат у меня в сердце.

— Патриаршему Экзарху приходилось поднимать Церковь буквально из руин…

— Владыка Филарет много трудился. Он часто ездил по городам Беларуси. Мы с хором юношей сопровождали митрополита в этих поездках. Приезжаем в какой-то городок, выходим, а там в Доме культуры все люди собрались, ждут. Обычно на сцену ставили стол, за ним сидел владыка и кто-то из представителей власти. Сначала митрополит отвечал на вопросы, общался с людьми, изучал их нужды, а потом приглашал нас. Перед выступлением владыка Филарет нас представлял и говорил, что русские композиторы всегда обращались к текстам молитв, а после сам объявлял: «Римский-Корсаков. "Отче наш"». Он всегда объявлял всю программу сам. Этого, конечно, не забыть никогда.

— Как руководство лицея отнеслось к тому, что Вы стали трудиться на благо Церкви?

— Это были 80-е годы, сложное время. Пришлось много выдержать, но все эти испытания были полезными и благодатными для души. Как только мы попоем на службе, меня вызывают на ковер и начинают отчитывать, мол, родители жалуются. А я знала, что родители, наоборот, были благодарны. Дадут один выговор, другой, но владыка всегда вступался за меня: звонил в министерство, хлопотал. Потом мне стали урезать нагрузку и так психологически давили, что я в какой-то момент написала заявление на увольнение. Пришла в собор, плачу. Подходит отец Георгий Латушко, спрашивает, что случилось. Рассказываю. «Всё к лучшему. Слава Богу», — ободрил меня батюшка.

Когда митрополит узнал, что я уволилась, благословил создавать свой хор. Так я начала по крупицам собирать хор при епархии. Некоторые родители забрали своих детей из лицея и пошли за мной. Сначала было четыре человека. Спели владыке «Многолетие», он и говорит: «Вот у нас уже четверо. Хорошо». Не надо было давать никаких объявлений. Господь так устроил, что родители сами приводили мальчиков. Собрался хор. Учила с ребятами гласы. Первые молитвы «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» пели на два голоса.

 

преаодовательница с учениками

Потом стали разучивать более серьезные произведения: Херувимские, «Милость мира». Юноши, многие из которых поступили в консерваторию, приходили нас поддержать, и уже получалось четырехголосие. Начали по субботам петь литургию в домовом храме Минского епархиального управления, а еще принимали участие в архиерейских богослужениях. Владыка Филарет любил звучание чистых мальчишеских голосов и иногда говорил: «Какое умильное пение!»

Еще владыка говорил: «Мы здесь, в Беларуси, продолжаем традиции Московского Синодального хора». С большим вниманием относился к мальчикам и юношам. Всегда спрашивал, как у них дела. На собраниях часто беседовал с родителями, духовно окормлял их. Они с большим благоговением и уважением относились к архипастырю, их переполняло чувство радости и благодарности за то, что митрополит молился о них и детях.

 

владыка филарет

Первые духовные беседы и подготовку мальчиков к исповеди проводил ныне почивший протоиерей Анатолий Ковалев. С 2000 года хор имел своего духовного руководителя в лице протоиерея Владимира Уварова, который проводил душеполезные беседы с участниками хора и их родителями.

 

преподователи духовного училища

— Вы стояли у истоков образования Минского духовного училища. Кого можете вспомнить? Как проходило обучение?

— Владыка Филарет благословил меня вести церковное пение и сольфеджио. Первым директором был отец Николай Авсиевич, который заложил фундамент духовного училища. Позже на этот пост пришел Геннадий Мошенский, который впоследствии стал священником и игуменом. Он был профессиональным музыкантом, дирижером симфонического оркестра и старался поддерживать образовательный процесс на высоком уровне.

В то время требования по фортепиано включали обязательную игру тропарных гласов наизусть.

Тогда студенты училища пели только в домовом храме епархиального управления. Отец Геннадий считал, что прежде чем выходить на приходы, студенты должны научиться правильному пению. Был очень строг. Ругал, если кто-то пел не в своей тесситуре.

Кстати, отец Геннадий старался повышать и культурный уровень студентов. Время от времени преподаватели и студенты собирались в классе кафедрального собора, где стояли два рояля, столы и стулья. Каждый педагог готовил сообщение о каком-то композиторе. Помню, что я рассказывала о творчестве Рахманинова, о его «Всенощном бдении», потом мы слушали музыку. Бывали литературные встречи, когда учащиеся читали наизусть стихи Пушкина и Лермонтова или прозу православных писателей. Это были такие замечательные памятные вечера! Однажды пригласили архитектора Геннадия Александровича Лаврецкого, и он рассказывал об устройстве храма, об особенностях архитектуры, об иконах. Тогда в Церковь пришли действительно мастера своего дела. Например, вокал у нас преподавал Михаил Александрович Жилюк, который сам пел в оперном театре. Помню такой интересный момент. У юношей голоса были еще не оформившиеся. В кабинете, где мы занимались, стояли массивные кресла, и Михаил Александрович сказал одному парню: «Бери это кресло, а теперь иди и пой». Представляете, когда напрягаешься, диафрагма правильно срабатывает. И он стал петь, откуда только голос взялся?..

С благодарностью вспоминаю Александра Ивановича Турова, создавшего прекрасный сборник, которым до сих пор пользуются многие регенты и певчие; Вячеслава Дмитриевича Изотова, уделявшего много внимания работе с попечителями.

Сейчас училищем руководит протоиерей Иоанн Задорожин. Хочется сказать много добрых, теплых слов в его адрес. Он уделяет большое внимание как преподавателям, так и студентам и с большой мудростью координирует весь образовательный процесс.

— Таисия Александровна, Вы работаете в духовном училище 35 лет, и Ваш энтузиазм и задор восхищают.

— Работа в училище стала важной вехой в моем духовном укреплении и по сей день приносит мне большое удовлетворение, так как я имею возможность передавать свой опыт и знания молодым людям, желающим посвятить себя служению на благо нашей Белорусской Православной Церкви. Мое послушание дает мне жизненный стержень.

— С чего началась Ваша любовь к музыке?

— С детства я слышала, как отец пел песни военных лет. У него был красивый мягкий тенор. Мне нравилось, когда он пел «Темную ночь», «Соловьи» и другие песни, я заслушивалась. Этим отец меня привлек к музыке. Еще он играл на балалайке русские народные песни. А у нас дома была радиоточка. Я часто слушала концерты известных композиторов, пела и играла на столе, воображая, что играю на фортепиано.

Я жила с родителями в военном городке Подсвилье Витебской области. В нашем поселке не было музыкальной школы, зато жил органист, который стал первым моим учителем. На старом рояле он показал мне азы нотной грамоты, а потом поставил пожелтевшие от времени листы с нотами вальса Шопена и сказал: «А теперь давай сама». Мне было интересно, я находила нужные клавиши, что-то складывалось. Такой был первый опыт.

В 13 лет отец отвез меня в Гродненское музыкальное училище. Я хорошо сдала экзамены и поступила. Там у меня в один момент замечательно пошло сольфеджио: быстро писала диктанты и правильно определяла на слух интервалы и аккорды. Когда училась в консерватории, всегда первая писала диктанты и мне преподаватель говорил: «А теперь пишите, что вспомните, какие-нибудь темы музыкальных произведений». На слуховой анализ тоже давал что-то посложней. У меня получалось, и появилась любовь к предмету. До сих пор осталась привычка любую мелодию сольфеджировать, то есть представлять в виде нот.

По окончании консерватории мой педагог Игорь Андреевич Журавленко пригласил меня работать с мальчиками в качестве хормейстера, а также преподавателя вокала и сольфеджио, потому что знал, что у меня чистый голос, мальчуковый тембр, отличный слух.

Я люблю сольфеджио, стараюсь творчески преподавать свой предмет, давать интересные задания. Например, учащиеся сами сочиняют мелодии, а потом каждый играет, и все с интересом слушают, что у кого получилось.

— Можно сказать, что Ваш труд — это служение Богу?

— Да, только так. Я благодарю Бога за то, что вел меня этой дорогой. Я с любовью передаю моим воспитанникам весь свой накопленный за годы опыт. Стараюсь много рассказывать и приобщать молодых людей к лучшим образцам музыкального творчества. Это мое духовное делание.

Недавно вышел мой сборник диктантов по сольфеджио. Он составлен на материале произведений русской, белорусской и западноевропейской музыкальной литературы. В него включены некоторые сочинения русской духовной музыки и примеры народно-песенного жанра. Примеры можно использовать для чтения с листа.

 

юбилейный вечер

Два года назад в Доме милосердия проходил мой юбилейный вечер. Митрополит Минский и Заславский Вениамин наградил меня орденом преподобной Евфросинии Полоцкой, а настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный вручил специальный орден «За подвиг храмостроительства», потому что 25 лет по благословению митрополита Филарета мы с хором выезжали в Германию с концертными программами. Средства от концертов использовались на строительство Дома милосердия.

Многим в жизни я обязана владыке Филарету. Он был очень внимательный. Всегда у меня спрашивал: «Ну, как там доченька?» Я часто с ним советовалась тогда и советуюсь сейчас. Когда иду на работу в духовное училище и прохожу мимо памятника, останавливаюсь и общаюсь с владыкой Филаретом, прошу его благословения. Знаю, что он молится о нас. Его предстательство перед Господом глубоко ощущается.

 

фото с владыкой филаретом

Беседовала Елена Романенкова

Фотографии из личного архива Таисии Александровны Мироновой

26.09.2024

Просмотров: 624
Рейтинг: 4.7
Голосов: 17
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать