Правда веры и жизни: священномученик Иоанн Восторгов
Мы лучше останемся одинокими со своею правдой и народною совестью, чем, продав или променяв правду, будем пользоваться снисходительными похвалами врагов.
Сщмч. Иоанн Восторгов
Жизнь и подвиг за Христа пострадавшего протоиерея Иоанна Иоанновича Восторгова (1868–1918) достаточно известны среди верующего народа, но священномученик, несомненно, заслуживает большего внимания. Образ святого для пастырей стада Христова является высоким примером служения Богу, Церкви и Отечеству, а для общества — верной духовно-нравственной опорой в смутные времена.
Проповедник от Бога, организатор и миссионер, вдохновитель и живой исполнитель многих церковных начинаний, отец Иоанн Восторгов является одним из выдающихся пастырей Русской Православной Церкви. Находясь на гребне волны русского миссионерства конца XIX — начала XX века, свое служение будущий священномученик совершал в очень непростых условиях: водоворот общественных нестроений в России начала ХХ века, тревожные 1905–1910 годы, испытания Первой мировой войны, революционные потрясения и последовавшие затем гонения на Церковь; наконец, захлестнувшая страну волна красного террора…
Отец Иоанн Восторгов умел евангельские истины применять к современным ему реалиям и благодаря дару красноречия доносить до своих слушателей; открывал народу непреложность духовных законов, несмотря на без конца уходящую вперед жизнь человечества. Он много путешествовал, проповедовал в городах Кавказа, Сибири, Китая, Кореи, Японии, Камчатки, Дальнего Востока; организовывал и проводил миссионерские курсы. Но вершиной его проповеди стал мученический венец.
Северный Кавказ: карта Ставропольской губернии 1858 г/ с фрагментом ее границ к 1917 г.
Родился будущий делатель нивы Господней 30 января 1867 года на Кубани, в станице Кавказской, в семье священника Иоанна Александровича и Татьяны Ксенофонтовны Восторговых. Дед святого по отцу был профессором Владимирской духовной семинарии. Но сам отец Иоанн считал своей родиной Ново-Александровскую станицу (сегодня город Новоалександровск Ставропольского края в России), где прошло его детство. Как и многие другие Северо-Кавказские станицы, Ново-Александровская была форпостом, хранившим русские земли от набегов горцев. Казаки, защищавшие Отечество, оставили потомкам героический пример. Бережные воспоминания об их бранных трудах хранились в семьях и передавались в рассказах из поколения в поколение. Будущий священномученик жадно впитывал эти примеры вместе с чувством преданности Богу, царю и Русскому Царству, которым, по воспоминаниям самого отца Иоанна, жили тогда все от мала до велика.
Сам быт станицы благотворно воздействовал на детскую душу: народ жил вместе, человек по шестьдесят; власть старшего объединяла три-четыре поколения в молитве, послушании, работе, как будто это был не дом, а монастырь. «Жители нашей станицы славились как хорошие служаки, честные в исполнении своего звания, трудолюбивые, трезвенные и семейственные, не знавшие, что такое воровство», — вспоминал впоследствии отец Иоанн.
Казачья школа (двухклассное мужское училище) в одной из станиц на Кубани. На фото — выпускники училища, начало XX в.
По окончании в 1887 году Ставропольской духовной семинарии Иоанн Восторгов был назначен надзирателем за учениками Ставропольского духовного училища, а затем штатным учителем русского и церковнославянского языков в том же училище. Обязанности свои исполнял усердно и хорошо, о чем свидетельствуют отмеченные в послужном списке вознаграждения, выдававшиеся с разрешения преосвященного епископа Владимира. Это усердие будет отличать будущего священномученика во всяком служении, которое Господь судил ему исполнить. Преподавал молодой учитель недолго: в 1889 году, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, он был рукоположен в диакона, а на Преображение Господне стал иереем. Решением епископа Владимира молодой священник был определен на должность в Михайло-Архангельскую церковь поселка Кирпильского Кубанской области.
Молодому пастырю предстояло священство в необычайно трудных условиях: около 100 лет в Кирпильском не было православного священника, большую часть населения составляли раскольники. Надо было создавать и духовно воспитывать приход, устраивать храм. «Этот храм мною построен, освящен и наполнен утварью», — скажет он через 14 месяцев, прощаясь с прихожанами по получении нового назначения — наблюдателем церковноприходских школ 12-го благочиннического округа Кубанской области. За год служения 25-летний священник добился поразительных результатов: люди стали более богобоязненными, привыкли ходить в храм; меньше стало пьяниц и закоренелых грешников; более 100 человек из старообрядцев присоединились к Православной Церкви.
Отец Иоанн на свои собственные средства открыл церковноприходскую школу, в которой по назначению епархиального училищного совета был законоучителем и учителем. В селе батюшка организовал общество трезвости.
Храм Архистратига Михаила в поселке Кирпильском Кубанской области, построенный на месте воздвигнутого прот. Иоанном Восторговым Михайловского храма (был разрушен в советский период)
Жертвенность, ревность в трудах и любовь к учительству в этой благотворительной деятельности проявились в 25-летнем начинающем священнике, к чему, несомненно, у отца Иоанна Восторгова было особое призвание.
15 сентября 1890 года отец Иоанн получает новое назначение — законоучителем Ставропольской мужской гимназии. «Со словом мира и любви не на языке только, но и в сердце я в первый раз приходил к вам, возлюбленные братия , когда по воле Пастыреначальника Господа Иисуса паства эта вручена была моему недостойному попечению. И вот прошел год, в который я день и ночь оглашал вас, не имущих прежде пастыря, оглашал, поучал слову Божию. Не прошло ни одной службы, не пропущено ни одного случая, чтобы не сказал я вам слово поучения, назидания. <…>
Любите Господа Бога всею душою вашею, почитайте Божию Матерь, угодников Божиих, крепко держитесь святой православной нашей веры. Наша вера — Христова, наша вера — правая, наша вера — спасительная», — призывал свою паству отец Иоанн.
Служение, пастырскую заботу и трепетное отношение к душам воспитанников, как ничто другое, характеризует искреннее слово, с которым отец Иоанн в 1894 году обратился к детям в Ставропольской гимназии: «Последний раз я молился сегодня с вами, братья и дети, в этом храме, в той семейной обстановке, в которой мы сходились сюда каждый праздник более четырех лет сряду… В эти памятные для меня и для вас годы вступили мы с вами в общение веры и молитвы, к которому присоединилось общение любви. Не знаю, как вы, — хотя и могу судить по тем слезам, с которыми вы слушали меня, — но я сроднился с вами, милые дети, сроднился с этим храмом и братиями его. Незабвен буди этот святой храм и в нем таинственный престол благодати, которому я предстоял недостойный. Незабвенны будьте те светлые минуты, когда ваших душ касался ангел молитвы и я видел вас здесь поверженными пред алтарем в сердечном умилении. Буду вспоминать, как вы говели, как многие со слезами исповедовались, какими умиленными подходили ко Святой Чаше. Памятны будут мне те минуты внимания, которым вы отвечали на мое проповедное слово, когда я сам чувствовал, что оно дошло до сердца. Отрадою наполнялось всё существо мое, когда, посещая пансион иногда в поздний послеполуночный час, я видел пред иконою, в сумраке лампады, склоненных в молитве детей. От всей души призывал я тогда на вас благословение Неба…»
Следующим поприщем вдохновенного пастыря стала должность епархиального миссионера Грузинского Экзархата, на которую он был переведен в Тифлисскую епархию.
Мост через Куру в Тифлисе (ныне Тбилиси). Последняя четверть XIX в.
Ревность, соединенная с дарованиями, вновь принесла плоды. За усердную и полезную службу Священный Синод наградил отца Иоанна Восторгова золотым наперсным крестом. А Училищный совет Грузинской епархии отметил труды батюшки следующим постановлением: «Ввиду выдающейся деятельности протоиерея Восторгова по должности Епархиального Наблюдателя, проявившейся в том, что за три года служения число школ в епархии удвоилось (с 160 до 300 с лишним), а средства школ увеличились более чем втрое, выразить протоиерею Иоанну Восторгову особую благодарность и вместе с тем ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством, не в пример прочим и не в очередь, представить протоиерея Восторгова к почетной награде по усмотрению Его Высокопреосвященства».
Среди множества трудов в должности руководителя церковно-школьного дела в Грузинском Экзархате отец Иоанн находил силы и время участвовать в жизни общественных организаций. Он много ездил по ответственным поручениям священноначалия и безупречно выполнял возложенные на него Церковью задачи. В 1901 году Священный Синод командировал его в Персию (современный Иран) для обозрения дел Русской духовной миссии в Урмии и ревизии состоящих при миссии школ. Следующие поездки были в 1904 году на Северный Кавказ в Ставропольскую и Владикавказскую епархии для обозрения инороднических церковноприходских школ и ознакомления с делами местных епархиальных училищных советов, для выяснения нужд и положения Ардонской духовной семинарии (Осетия).
Урмийская миссия
Следующая поездка отца Иоанна была еще более трудной и продолжительной: ему предстояло ознакомиться с нуждами духовно-учебных заведений Иркутской, Забайкальской и Приамурской епархий. Впоследствии, готовя к печати свой второй том полного собрания сочинений, отец Иоанн писал: «Тревожные обстоятельства того времени и вообще крайне тяжелые условия этого обширного путешествия, во время которого пришлось много раз совершать богослужения и говорить поучения в различных городах и местах России, препятствовали печатанию проповедей, и поэтому они остаются в рукописях…»
Новой формой проповеднической деятельности протоиерея Иоанна на кавказском этапе стала публицистика. Он произносит много проповедей, посвященных актуальным общественно-политическим проблемам, а также культурно-просветительские проповеди, которые посвящены различным аспектам культуры, просвещения, образования. В этот период многие проповеди священника обращены против неверия и порочного образа жизни.
25 января 1906 года Указом Священного Синода он назначается на должность проповедника-миссионера Московской епархии с правами противосектантского епархиального миссионера. Начинается последний — московский — период его жизни. Протоиерею Иоанну исполнилось 42 года. Яркие и многообразные дарования, соединившись с опытом жизни, созрели для новых выдающихся трудов. Богатые силы своей незаурядной личности он всегда отдавал на служение любимой им Церкви. «В Церкви — наше спасение, — писал он. — В Церкви — мир, радость, счастье и жизнь; без нее не стоит работать, не к чему стремиться, без нее — скажем дерзновенно — не стоит и жить, ибо бессмысленно жить. Итак, будем в послушании Церкви. Пусть послужит нам в этом руководством прекрасное слово древнего библейского мудреца: Подставь послушанию плечо твое и, неся его, не тяготись узами его. Путы его будут тебе крепкою защитою, и цепи его — славным одеянием (ср.: Сир. 6: 26, 30)».
Первое место служения о. Иоанна Восторгова в Москве — домовой храм в честь святого равноапостольного князя Владимира при Епархиальном доме
Тем временем миссионерские путешествия отца Иоанна по России продолжались. 22 августа 1907 года обер-прокурор Священного Синода послал его в командировку для изучения состояния миссионерского дела и доклада в 24-х епархиальных городах: Твери, Рязани, Тамбове, Воронеже, Ярославле, Вологде, Вятке, Калуге, Казани, Ставрополе, Харькове, Туле, Орле и других. В то время голос отца Иоанна звучал на всю страну. Именно благодаря его трудам Церковь справилась с задачей удовлетворения духовных нужд переселенческого движения, возникшего в результате осуществления П. А. Столыпиным крестьянской реформы.
18 января 1908 года отец Иоанн получил высочайшее поручение посетить переселенческие места в Оренбургской, Омской, Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской, Якутской, Забайкальской, Владивостокской и Благовещенской епархиях. Целью поездки было изучение духовных нужд миллионов переселенцев. В этой многомесячной поездке, требовавшей большого напряжения духовных и физических сил (значительная часть путешествия проходила Великим постом), он регулярно служил.
В 1910 году отец Иоанн предпринял еще одну поездку для изучения духовных нужд переселенцев. На этот раз он объехал Туркестан от персидской границы до северных пределов Сыр-Дарьинской области, посетил Семиреченскую и Семипалатинскую области.
Важную поездку совершил он в январе 1911 года с согласия Великой княгини Елисаветы Феодоровны и по благословению Священного Синода. Отец Иоанн посетил город Рим и город Бари, где приобрел земельный участок для строительства православного храма и странноприимного дома для паломников, приезжающих из России на поклонение мощам святителя Николая Чудотворца. В августе 1911 года с соизволения государя Николая Александровича он стал членом Барийского комитета по строительству в городе Бари храма и странноприимницы.
Отец Иоанн не только организовал духовное окормление переселенцев, но и создал семинарские курсы, на которых учителей, псаломщиков и других способных людей готовили к пастырской деятельности.
Не раз он бывал в Тобольской епархии. Известно, например, о пребывании его там летом 1912 года в связи с устройством миссионерских курсов.
25 ноября 1912 года митрополитом Московским стал высокопреосвященный Макарий (Невский). Он, как и его предшественник по кафедре, оценил деятельность отца Иоанна и опирался на него как на одного из ближайших своих помощников, прежде всего в делах миссионерских. В 1913 году протоиерей Иоанн Восторгов был поставлен настоятелем Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного). Для отца Иоанна это было очень значимым событием. Это был самый масштабный и самый напряженный период для него как для пастыря и проповедника. Всё большее внимание он уделяет общественно-церковной жизни, проблемам социализма и революционного движения, которые не принимал категорически. Он старался как можно быстрее публиковать проповеди, чтобы расширить их аудиторию, хотя и сетовал на их недостаточную обработку и редактуру.
Революционную смуту 1917 года протоиерей Иоанн встретил, когда ему было 50 лет. Несмотря на огромные труды, совершенные им на ниве священства, духовного просвещения и миссионерства, дух его был исполнен свежих и бодрых сил.
В 1995–1998 гг. в Санкт-Петербурге в пяти томах было издано Полное собрание сочинений сщмч. Иоанна Восторгова
В период Первой мировой войны из Белостока в Покровский собор были эвакуированы мощи мученика Гавриила Белостокского. Отец Иоанн еженедельно служил акафист у мощей святого, вдохновенно проповедовал о страданиях младенца. Его горячие молитвы собирали многочисленную паству. Это стало и одним из поводов к обвинению отца Иоанна в 1918 году. Богоборческие власти начали политику красного террора и гонений на Церковь. Расправляясь с видными общественными и церковными деятелями, большевики стремились устрашить народ, показывая, что малейшее сопротивление новой власти неминуемо будет караться.
31 мая 1918 года протоиерей Иоанн Восторгов был арестован в своей квартире. Перед богоборческой властью стояла цель, которую она стремилась достичь любыми средствами, — уничтожить неутомимого миссионера, талантливого обличителя всех лжеучений (включая и социализм), преданнейшего служителя Церкви. Под эту цель и было устроено дело сотрудниками ЧК. Это очевидно из следственных материалов. Отец Иоанн Восторгов был арестован по обвинению в совершении в своекорыстных целях, в обход декрета от 23 января об отделении Церкви от государства, незаконной сделки по продаже дома, ранее принадлежавшего Православному миссионерскому обществу. Служение молебнов у мощей мученика Гавриила Белостокского ему вменили в антисемитизм и разжигание национальной розни.
Изучение следственного дела протоиерея Иоанна Восторгова убеждает, что он полностью понимал и цели ЧК в отношении к нему, и средства, какими они действовали. В своих показаниях он полностью опроверг выдвинутое против него обвинение. А ответом властей на прошение отца Иоанна разрешить ему служение в тюремной церкви был… приговор к расстрелу.
4 сентября (по новому стилю) 1918 года Следственная комиссия Революционного трибунала при ВЦИК приговорила протоиерея Иоанна Восторгова к расстрелу. На следующее утро, 5 сентября, он вместе с епископом Ефремом (Кузнецовым), И. Г. Щегловитовым, Н. А. Маклаковым, С. П. Белецким, А. Н. Хвостовым и другими государственными деятелями был привезен на Братское кладбище на Ходынском поле (устроенное в 1915 году по инициативе Великой княгини Елисаветы Феодоровны для погибших на фронтах и умерших от ран в московских госпиталях героев Первой мировой войны).
Крест во дворе храма всех Святых на Соколе, посвященный прот. Иоанну Восторгову и еп. Ефрему, казненным в 1918 г. на Братском кладбище героев Первой мировой войны
Умер отец Иоанн, как и жил: непоколебимым в вере, мужественным исповедником. Он удостоился смерти христианского мученика. До нас дошла запись рассказа очевидца — заключенного, имевшего обязанность копать могильные рвы и засыпать расстрелянных: «По просьбе отца Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва смертников, после чего все подходили под благословение преосвященного Ефрема и отца Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле отец протоиерей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. "Я готов", — заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу».
В августе 2000 года на Архиерейском Юбилейном Соборе отец Иоанн был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской XX века.
К самому протоиерею Иоанну Восторгову можно применить слова, сказанные им на Священном Соборе о священномученике Владимире, убиенном митрополите Киевском: «И мученическая смерть старца-митрополита, человека чистого и цельного, — ими же Бог весть судьбами, верим, — внесет много в то начинающееся движение покаяния, отрезвления, которое мы все предчувствуем сердцем, которое мы призываем и которое одно принесет спасение нашему гибнущему в кровавой и безверной смуте народу».
Любовию к Богу распаляем, жизнь свою мученически за Христа и ближних положил еси, сего ради венец правды от Него приял еси. Моли Всеблагаго Бога, священномучениче Иоанне, Церковь Святую сохранити в мире и спасти души наша.
Тропарь, глас 5
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Прот. Иоанн Восторгов. Чудо и вера. Последняя проповедь. Слово новомучеников #9 (youtube.com).
- Правчтение — Спасительное благовестие новомученика (pravchtenie.ru).
- Vostorgov_book.pdf (4-4.by).
- Вениамин (Тупеко) Епископ. «Я готов… Жизнь и подвиг священномученика протоиерея Иоанна Восторгова». — Минск: Четыре четверти, 2018 г.
- Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова: в 5-ти томах. — Репр. изд. — Санкт-Петербург: Изд. «Царское Дело», 1995–1998.
- Правда веры и жизни: житие и тр. священномученика прот. Иоанна Восторгова / [Сост., авт. предисл., жития и примеч. свящ. Афанасий Гумеров]. — Изд. Сретен. Монастыря. — Москва: Тип. АО Мол. гвардия, 2004. — 366 с.: ил., цв. ил., портр.
- 98 лет основания Братского кладбища героев 1-й Мировой войны недалеко от храма Всех Святых на Соколе: arch_heritage — LiveJournal.
05.09.2024