«Служение человеку — служение Богу»
Человек — Божие достояние, драгоценное, высокое, неприкосновенное для нашего самолюбия и вообще для наших страстей. Неизменная любовь и добрая ласка ко всякому человеку и доброхотное пожертвование для него всем — должны отличать наши к нему отношения; служение человеку — служение Богу. Святые суть боги по сыноположению, или, яснее, — обоженные твари, или храмы Божества: в них Бог почивает, наполняя всех их, если они удаляются греха; на этом основании — кротость и смирение перед всеми человеками, великое благоговение пред святыми как пред чистыми сосудами Божества.
Каким достоинством почтено от Бога человечество! По земному творению от начала человек сотворен по образу и подобию Божию, но особенно человек почтен от Господа чрез вочеловечение Сына Божия и обожение человеческого естества, чрез призвание его к пакибытию, к сидению на Престоле Отчем с Сыном Единородным. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его (Откр. 3: 21). Поймите это, земнородные, братья Христовы!
Господь уподобляет человеческую душу царской драхме, потому что она сотворена по образу Божию; на греческой монете — драхме — изображался образ кесаря. Это уподобление означает высокое достоинство души человеческой как образа Божия и внушает человеку заботиться более всего о душе как бессмертном существе и считать ее бесконечно выше всех благ земных, которые в сравнении с нею то же, что сор попираемый ногами.
Глядя на людей, говори в себе: «Это всё я, ибо все мы — одно». Глядя на людские грехи или слыша о них, говори: «Это мои грехи, ибо все мы, люди — одно» — и молись о том, чтобы Господь избавил от них людей, как молишься об избавлении своем от грехов и страстей.
Надо гнать от себя обычную вкоренившуюся лень и косность ветхого человека, самолюбие, самоугодие, саможаление, самощадение, лицеприятие, лицезрение, брезгливость относительно иных больных, уродливых, неблагообразных, кривых, косых, хромых, коростовых или лишайных. Надо ценить человека по его существу, по душе бессмертной как члена Христова и Церкви Его, — как сочлена нашего, как сонаследника Царствия Небесного.
Всякому человеку всегда и во всем желай самого лучшего; к себе всегда всякого человека принимай с радушием, охотно, от всего сердца, как желаешь этого себе, побеждая дикость, несообщительность, отчуждение и злобу сердца.
Если видишь добрые дела или слышишь о добродетелях других, радуйся и говори: «Это вместе и мои добродетели» (если, впрочем, ревнуешь о добродетели) — и возблагодари за них Бога.
До смерти люби человека, до смерти побеждай его зло добром, прощай ему его погрешности, ибо человек — всегда падший человек, всегда немощной человек; до смерти прощай ему долги вещественные и духовные, ибо все дары — Божии дары; туне приняли от Бога, туне и дадим, и любовь до конца да храним.
Источник: Святой Иоанн Кронштадтский. Путь спасительный. — Минск: Белорусский Экзархат Московского Патриархата, 2014.
09.09.2024