X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Чтобы, открывая наши книги, ребенок прикасался к любви»

педагог

Дмитрий Бежевец — автор учебных пособий по православной культуре. Когда он начал вести уроки, то столкнулся с тем, что учебники оторваны от жизни, обучение по ним казалось неэффективным. И молодой педагог разработал свою методику, основанную на комплексном подходе в духовно-нравственном воспитании школьников. Сегодня ее применяют в воскресных и общеобразовательных школах. Более трех тысяч экземпляров разъехались по разным городам России, Беларуси, Казахстана, Германии, Франции. Эти книги — результат 16-летнего труда, который приняли дети и уже оценили взрослые.

Поселок Шаховская, что на окраине Московской области, — малая родина Дмитрия. Сюда он вернулся учить детей географии после Московского государственного областного университета. Одно время работал директором сельской школы. Но неожиданно для себя увлекся православной культурой.

— Это было промыслительно, — считает мой собеседник. — Я хотел продолжить обучение в аспирантуре по географии, но бюджетных мест не было. А на государственном экзамене по педагогике преподаватель предложила мне поступать в аспирантуру по педагогике. Я согласился. И вот как-то зашел в библиотеку за литературой, а библиотекарь мне и говорит: «Занялись бы Вы духовным воспитанием детей. Это же так нужно!» Подумал: «Да, интересно». Я как раз начал заходить в храм, пытался изучать незнакомое для меня Православие.

А спустя 8 лет, в 2016 году, защитил диссертацию «Комплексный подход в духовно-нравственном воспитании школьников на основе православной культуры». На этом не хотелось останавливаться. Поэтому поступил в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет на кафедру богословия и более серьезно занялся изучением Православия. А после окончания вуза собрал все свои наработки, которые уже активно использовал в работе с детьми в школе, чтобы создать первые печатные пособия по православной культуре. На кафедре педагогики ПСТГУ получил одобрение. В 2021 году вышли мои первые книжки.

Учебные пособия Дмитрия — итог 16-летней педагогической и научно-методической работы. В книгах только тот материал, который нашел отклик у ребят.

Воскресные школы обычно создают при храмах. Но Дмитрий создал необычную авторскую экспериментальную воскресную школу. Он обратился к главе района с просьбой выделить помещение для работы с детьми и апробации своих учебных пособий. Руководство района откликнулось и даже помогло отремонтировать помещение бывшей библиотеки в здании детского сада в деревне, граничащей с поселком. Там своими силами Дмитрий и создал воскресную школу, а местное духовенство благословило его инициативу.

— Мой друг купил мебель. Помимо учебного класса у нас есть трапезная и даже часовня, где читаем с желающими учениками акафисты, служим мирским чином. На занятиях по православной культуре я давал детям задания, проводил экспериментальные уроки. И оценивал, как идет работа. Если что-то не подходило, пересматривал, корректировал методику и разработки. В результате получились учебные пособия, которые можно использовать в воскресных школах, православных гимназиях, на кружках православной культуры.

Если совсем кратко, то суть моей методики в том, что знания о православной культуре связаны с жизнью ребенка, даются они системно и комплексно. Апробация заданий во внеурочной деятельности показала, что в такой подаче дети легче воспринимают знания о Православии. Хотелось, чтобы через изучение православной культуры ученики становились лучше, поступали по христианским нормам. Я очень тщательно подходил к иллюстрациям. Для меня было важно, чтобы даже внешне книжки вызывали положительные эмоции, создавали доброе настроение.

 «Доброе слово» — так называется воскресная школа, которую создал Дмитрий, линейка его авторских пособий, телеграм-канал и группа «ВКонтакте», где учитель продвигает свои идеи.

Доброта — одно из главных качеств Дмитрия, которое поразило его будущую супругу, учительницу младших классов Марию. Сегодня они шутят, что их подружил Сергей Александрович Рачинский. Дмитрий и Мария с уважением относятся к трудам этого российского ученого, педагога. Интерес к его концепции, наверное, в том числе предопределил появление уникальных учебников по православной культуре.

— Сергей Александрович жизнь отдал детям и своей школе. Оставил Москву и уехал в дальнее село Татево Тверской области. Там построил школу и преподавал для крестьянских детей, — рассказывает Дмитрий историю любимого педагога. В ней угадывается и его собственная: — Многие наши учебники основаны на концепции Рачинского и некоторых других педагогов, которые вложили свою душу и сердце в педагогику.

— Я училась в магистратуре ПСТГУ. Очень хотела писать диссертацию про Сергея Александровича Рачинского, — присоединяется к беседе супруга Дмитрия Мария. — Зная о моем интересе к этому подходу, меня отправили от вуза в жюри на конференцию, которую организовал Дмитрий. Мы много говорили о Сергее Александровиче Рачинском и его авторской школе. Теперь вместе занимаемся учебниками, недавно выпустили пособия для дошколят.

Мария переехала в Шаховскую из Раменского. Она из семьи врача и педагога. Папа работал в посольской школе учителем русского языка и литературы. Семья много лет провела в командировках в разных странах. От тоски по России спасал православный храм.

— Мы всегда ходили в церковь, — говорит Мария. — За границей я поняла, что в России жить лучше всего. Когда приезжала домой, подходила к деревьям и нюхала листики на деревьях. Я очень люблю родную природу и нашу культуру.

Авторскую воскресную школу «Доброе слово» посещают дети из разных семей. Кто-то бывает в храмах, а кто-то вообще не крещен. Недавно двое учеников школы приняли Крещение. Дети приходят на занятия исключительно по желанию, без принуждения.

— Наши ученики — дети из светской среды, которых Дмитрий зацепил своим словом. Он считает, важно, чтобы ребята сами захотели ходить в церковь, — продолжает разговор Мария.

— Стараюсь всем уделять внимание, чтобы никого не обидеть. У нас с ребятами очень дружеское общение. Так они лучше раскрываются, постепенно понимают друг друга. Мы вместе ездим в разные храмы и монастыри, отмечаем дни рождения, проводим субботники, раздаем православную литературу на улицах поселка и так далее. Выпускники приезжают, звонят, пишут. Один из них сейчас служит иподиаконом у епископа.

Сам Дмитрий до последнего собирался поступать в автомобильный институт. Всё изменил один день — день самоуправления, когда одиннадцатиклассник примерил на себя роль учителя в 5-м классе. Тогда Дима и осознал, что по складу — гуманитарий.

— Мне понравилось учить. И меня потянуло в педагогику, хотя и отговаривали, мол, денег мало, а нервов много. Сейчас я занимаюсь в основном методической работой, но, когда прихожу в класс, чувствую радость оттого, что могу что-то доброе детям донести и, может быть, это отзовется в их сердцах. Потом спустя время слышишь, как они твоими словами говорят, значит, что-то остается у них.

— Однажды я для себя решила: если хочу духовно развиваться, лучше подбирать соответствующее окружение, — рассказывает о своем пути в профессию Мария. — Образование оказалось очень хорошее. Своим примером нам показывали, как надо учительствовать, как рассказывать о Боге. Готовили преподавать православную культуру.

Я всегда думала, что буду работать в светской школе, но вот уже несколько лет тружусь в воскресной. К нам приходят ребята, которых уже коснулись жизненные трагедии. Приходят, чтобы отогреться.

Некоторые люди не понимают, зачем нам эта деятельность. Но учебные пособия оказались очень востребованы другими учителями. В первое издание Дмитрий вложил свои деньги. Пособия быстро раскупили, средства вернулись, а он их направил на издание других книжек. Денег не хватает, потому что выпускаем новые части. Снова вкладываем свои средства, и добрые люди делают пожертвования за приобретенные книги. Спонсоров у нас нет.

— Сейчас особенно востребованны педагоги технических направлений. Вы «немодные» учителя. Каково продолжать работу, осознавая это?

— Да, быть учителем никогда не было модно, — говорит Дмитрий. — Тем более учителем православной культуры. Бывает, что встречаешься с непониманием. Я же работаю и в светской школе. В государственной структуре иные цели образования. Сколько бы ни говорили о важности духовно-нравственного воспитания, всё сосредоточено на рейтингах, качестве обучения, развитии у детей лидерских качеств. На мою критику этих целей мне однажды сказали: «Вы не понимаете наших образовательных задач, потому что не от мира сего». Я потом батюшке об этом рассказал. А он и говорит: «Это же комплимент! Слава Богу, что не от мира». Но среди православных учителей всегда находишь поддержку. Мы пытаемся всё делать, чтобы служить Богу. Служить Ему тем, чем можешь.

— Вы говорили, что разговор с библиотекарем определил Ваше направление в научном поиске. Какие еще встречи Вы назвали бы встречами от Бога?

— Таких встреч было много! Встречи с Божиими людьми, часто «несвятыми святыми». И, конечно, самая главная встреча — с Господом.

— Как она произошла?

— Родители воспитывали меня в доброте и любви, я очень им благодарен. Они крестили меня в 9 лет. Запомнил этот момент. Радость осталась на всю жизнь.

Помню, еще раньше, в начальной школе, повели нас как-то на экскурсию в храм. У меня жутко болела голова. Я думал, когда же всё это закончится. Оценил, что там красиво. Кто-то из служащих спросил: «Плохо себя чувствуешь?» — «Болит голова». — «А ты встань под куполом, и голова пройдет». Я засомневался, но на всякий случай сделал, как сказали. А в автобусе понял, что боли нет. Для детского сознания это было настоящее чудо.

За месяц до моего Крещения умерла прабабушка, которую я очень любил. Думаю, она тоже повлияла на мою судьбу. Была человеком верующим, но никогда особо это не показывала. Церкви в селе не было. Молилась дома. Всегда у них висела зажженная лампадка у иконы. Запомнил ее скромной труженицей, смиренной крестьянкой. Прабабушка умерла на пасхальной седмице. Помню, ее выносят, а женщины в белых платочках поют: «Христос Воскресе!» Меня поразила эта радость рядом со смертью.

После Крещения мне подарили детскую Библию. Она всегда стояла на полочке. И когда я делал что-то, как мне казалось, плохое, всегда открывал Библию и начинал читать. Это было мое покаяние. Верил: Бог простит. В студенческие годы делал первые шаги в храм. Я всегда чувствовал, что Господь рядом, влияет на судьбу, помогает, удерживает от зла. Сразу ничего не понимал, но мне было хорошо в церкви.

Сегодня некоторые выступают за то, чтобы перевести богослужение на русский язык. Я против. Если сделать всё понятным, оно перестанет быть иным. Это не кафе, не торговый центр. И ладан, и свечи — важно всё. В своих пособиях я стараюсь показывать, что нам необходимо сохранять традиционное Православие.

Но самый большой поворот к Церкви у меня произошел в возрасте около 30 лет, более 8 лет назад. Господь призывал через большие страдания. Думаю, Он видел мое сердце, что я хочу к Нему, но хожу вокруг да около. И дал испытание. Раньше я и с детьми занимался, и православную культуру вел, но до конца Богу сердце не отдавал. Вот Он и помог мне, вышел навстречу и поставил на служение Ему. Пока я думал, как мне жить, куда идти, духовник наставлял: «Занимайся книгами, детьми. Послужи Богу тем, что умеешь». За написанием каждого параграфа часто стоит не только большая многодневная работа, но и личные переживания, духовный поиск и, конечно, молитва. Пока я занимался учебниками и своей воскресной школой, Господь послал мне помощника — супругу Марию.

— Дмитрий, каким Вы показываете Бога в своих книгах?

— Бог — это любовь. Дети в современном мире живут в недостатке любви, внимания со стороны родителей и учителей. Общество эгоцентрично. Каждый хочет брать от жизни всё, а мы стараемся показать, что через православную культуру ребенок может познакомиться с Тем, Кто его всегда любит, принимает и прощает. Это дает большую надежду в жизни. Хотелось бы, чтобы, открывая наши книги, ребенок прикасался к любви, радости. Дети и учителя замечают, что уроки по нашим пособиям радостные. Слава Богу!

— Работая над учебниками, Вы, наверное, ощущали особую помощь Божию?

— Порой один параграф пишется до трех недель. А иногда мне казалось, что не я пишу. Начинаю обычно работать рано утром. Вдруг просыпаешься, садишься за компьютер — и пошел абзац за абзацем. Текст пишется с молитвой. Это всё Божие, не мое. Я не придумываю православную культуру, она уже создана Богом и святыми людьми нашей Святой Руси. А моя задача — это показать, передать детям, методически помочь учителям. Практически каждый день получаю положительные отзывы от педагогов, которые пользуются учебниками, но дело не в том, чтобы ждать благодарности от людей или от Бога. Это мне самому нужно Бога благодарить.

— Какие святые Вам особенно близки?

— Святителя Николая Чудотворца почитаем, преподобный Серафим Саровский нам очень близок, любим бывать в Дивеево, — отвечает Дмитрий. — Вообще, боюсь выделять кого-то, чтобы не обидеть. Жизнь каждого святого неповторима.

В этом году побывали в Вологде, куда нас пригласили на семинар. В первую очередь поклонился мощам преподобного Димитрия Прилуцкого. Удивительно совпало в моей жизни. Родителям просто хотелось, чтобы у них был мальчик Дима. Я родился 24 февраля. И только когда меня крестили, узнал, что у меня именины и день рождения в один день.

А сейчас мы проводим наши научно-методические семинары в Беларуси по приглашению наших добрых друзей и единомышленников. Недавно были в Солигорске, встречались с учителями среднеобразовательных и воскресных школ, рассказывали о наших пособиях «Доброе слово». В Минске общались с учителями православной школы «Ихвис» вашего монастыря. Радуемся, что теперь они тоже решили работать с детьми по нашим учебно-методическим комплектам. Такие замечательные здесь педагоги, добрые матушки-монахини! Кстати, о любимых святых. Мы почитаем преподобномученицу Елисавету, семью Царственных страстотерпцев. С радостью помолились на службах в дивном Свято-Елисаветинском монастыре.

Когда выдается свободная минутка (а это бывает чаще в пути), Мария и Дмитрий слушают Достоевского. Говорят, это самое лучшее времяпрепровождение в дороге. Федор Михайлович — писатель, во многом определивший их мировоззрение.

— Пока прочитаешь, весь изведешься: страдаешь за героев, а потом чувствуешь, как душа твоя преображается, — делится Мария.

— У меня любимое произведение — «Идиот», — говорит Дмитрий. — Достоевский заставляет очень серьезно задуматься о духовном. Пока ты не знаком с Евангелием, Достоевский — это путь к Евангелию, а когда знаком с Евангелием, надо перечитывать Достоевского. Это глубоко православный писатель, который открывает все тайны Православия. Считаю, русского человека можно понять только через Достоевского. Мы с Марией глубоко славянофилы. Читая Достоевского, по-другому мыслить не можешь.

— Дмитрий, а чему научили Ваши пособия Вас, пока Вы над ними работали?

— Уча — учишься. Проживаешь сам то, что пишешь, что говоришь детям. Думаю, мне этот труд необходим, чтобы прийти к Богу, жить христианской жизнью. Только пытаюсь идти по этому пути, остальное всё делает Господь.

Наши контакты, чтобы вы могли заказать наши пособия:

Телефон: +7 905 733 37 05

Страничка «ВКонтакте»

Телеграм-канал

Беседовала Ольга Косякова

Фотографии Максима Черноголова и из личного архива героя

10.09.2024

Просмотров: 1041
Рейтинг: 5
Голосов: 9
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать