Если не мы, то кто?
Так непросто — для тех, чья природа заражена грехом, кто родился в этом греховном мире и привык к его законам, — сказать: «Я хочу остаться с Богом!» Это вызов, очень страшный вызов. Поэтому все, кто ходит в храм, — это воины Христовы, которые падают, встают, но до небес достают…
Мы с вами укрепляемся в вере. И мы не говорим, что завтра будет легче, а потом вообще будет всё красиво. Мне старец говорил: «Плохо тебе? Ну, потерпи. Будет еще хуже». И я терпел.
Люди не понимают, что любое действие Божие — это жертва. Любая семья — это отказ от своего «Я», от своего эгоизма ради другого человека. А сейчас по статистике 70 % браков заканчиваются разводами, не говоря уже о том, сколько детей убивают в утробах матерей. Отчего это? От помрачения ума, от греха, который стал нормой жизни в этом мире. Но мы с этим не согласны. И у нас другой мир, у нас другие законы. Поэтому мы все прибегаем к Покрову Божией Матери. Мы все приходим в храм и отрезвляемся: «Что я делаю? Что я говорю? Куда я иду? Там нет жизни. Там только моя гордыня, мой эгоизм, мои желания, моя похоть и всякое безобразие, которого так много в каждом из нас».
По мере духовного возрастания мы всё отчетливее видим, что должны распять свою плоть со страстьми и похотьми (ср.: Гал. 5: 24) на своем жизненном кресте и остаться навсегда с Богом. Это не высокие слова, это норма жизни каждого христианина. И когда мне говорят: «Знаете, я это не хочу делать. Мне так не очень нравится, мне это неудобно», — у меня невольно появляется улыбка и я отвечаю: «А что вы хотите, если пришли в храм? Денег у Бога просить? Славы? Земных радостей? Так Он в этом мире на Кресте. Он умирает за наши грехи…»
Мы просим у Бога терпения, смирения, покаяния, любви к ближнему, что есть действительно венец всех добродетелей — служить ближним, забыв о своих потребностях и отказавшись от себя. Я вижу, как семьи, в которых особенно много детей, забывая о своих интересах, отдают всю свою жизнь Богу в служении ближним. Это высшее служение. Поэтому христианская семейная жизнь — это то же самое, что и монашество. А может быть, еще и выше.
Иногда думаешь: «Ну слушайте, я уже устал! Я хочу отдохнуть, хочу какой-то передышки». А Господь тебе говорит: «Нет. Отдыхать будешь на кладбище. А здесь надо засучить рукава и сказать: "Слава Богу за всё!"» Правильно, надо пахать. Ведь когда крестьянин не пашет землю, она зарастает бурьяном. А когда человек не вспахивает, не орошает свое сердце, там тоже одни сорняки. А нам так нельзя. Мы все — духовный десант. Знаете, какой красивый лозунг у десантников? «Если не мы, то кто?»
Враг не пройдет. И у всех нас задача — укрепляться во внутреннем человеке, очищать свое сердце и ум. И как птицы готовятся к перелету на юг перед зимними холодами, так и мы готовимся — из этого временного мира совершить перелет в вечность. Но пока еще это тяжеловато. Пока мы отягощены разными земными ненужностями, от которых потихоньку следует отказываться.
Мы слышали в Евангелии притчу о том, как Бог простил Своему должнику множество долгов, а тот своих должников не простил (см.: Мф. 18: 23–35). И остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим (Мф. 6: 12). Любая обида, любое неприятие, которое у вас живет в сердце, — это боль вашей души и заноза, которая будет нарывать. Поэтому в Церкви есть исповедь, на которой мы вынимаем эти сердечные занозы, мы просим у Бога помощи, чтобы дальше идти за Христом по узкому пути, ведущему в Царствие Небесное.
Так что, друзья мои, ободритесь. Нас Бог объединил Своей Кровью и Своим Телом. Нас Бог освятил и укрепил. А сейчас мы пойдем на духовную войну — за себя, за своего ближнего, за тех, кто будет рядом, за тех, кто встретится нам сегодня на жизненном пути. Мы должны думать о главном — ни для кого не быть соблазном, утешать и поддерживать тех, кому трудно. Простые слова, но за ними стоит вся наша жизнь.
Проповедь после Божественной литургии 08.09.2024 г.
16.09.2024