Две иконы Божией Матери и их судьбы
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
1 кондак акафиста Пресвятой Богородице
Страдает на земле согрешивший перед Богом человеческий род, а Пресвятая Богородица разделяет наши земные скорби, являя Свое заступление в чудотворных иконах.
Киево-Братская икона впервые явила свою чудодейственную силу в Вышгороде — удельном городе равноапостольной Великой княгини Ольги в тяжелый период войны с Речью Посполитой*. Этот образ находился в местном Борисоглебском храме**. В 1654 году литовский гетман Януш Радзивилл, двигаясь со своим войском в сторону Киева, остановился в Вышгороде. Литовцы, на тот момент всё еще во многом язычники, частью католики либо протестанты, начали грабить город. Не остановились они и перед святыней, когда оказались у соборной церкви святых Бориса и Глеба. В храме один из воинов-нечестивцев ударил оружием по лику Богоматери, и на иконе Царицы Небесной выступила кровь. Той же ночью Радзивиллу было видение Пресвятой Богородицы, пригрозившей, что он не выйдет живым из Вышгорода. Наутро гетман наказал безбожника и поспешил оставить город, не причинив никакого разорения.
Борисоглебская церковь в Вышгороде — одна из крупнейших в домонгольской Руси — сегодня предстает в восстановленном в 1991 г. виде после разрушений ХХ в.
В это бедственное время Царица Небесная особенно заступалась за православный народ и спасла не один город. Удивительно сходство явлений Киево-Братской иконы и другого чудотворного образа — Могилево-Братского. В 1655 году Могилев осаждал всё тот же Януш Радзивилл. К тому времени город уже был в добровольном подданстве у царя Алексея Михайловича, и литовский гетман несколько недель прилагал всевозможные усилия, чтобы его вновь присоединить к Речи Посполитой. Сначала он пытался склонить горожан к сдаче прелестными письмами, но, не имея в этом успеха, стал осаждать город приступами, подкопами, огненных ядер напущением и иными многочисленными своими вымыслами.
Жители, укрывавшиеся внутри валовых ограждений, усердно молились Богу об избавлении от настигшей беды. В их числе была старушка, вдова пекаря, постоянно молившаяся у себя дома перед иконой Пресвятой Богородицы. 19 марта она увидела истекающие из очей Божией Матери слезы. Как раз в это время гетман Радзивилл поджег сложенный в земляном подкопе порох, но произошедший взрыв не причинил ни городу, ни его жителям никакого вреда, а взлетевшая на воздух земля упала на осаждавших, и многие из них погибли. Потерпев такую неудачу и получив сведения о направляющемся к Могилеву московском войске, Радзивилл разграбил и сжег все могилевские предместья, снял осаду и 2 мая отступил от города. Жители признали источавшую слезы и спасшую могилевчан от верной гибели икону чудотворной и поместили ее в братской Богоявленской церкви, установив празднование 19 марта.
Могилево-Братская икона Пресвятой Богородицы
Далее, казалось бы, пути святынь расходятся: Могилевский образ остался пребывать в своем граде, а Вышгородский… В 1662 году городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Но Промыслом Божиим чудотворную икону Божией Матери удалось спасти: ее своевременно вынесли из храма и опустили в Днепр. Икона сама поплыла по реке и остановилась у берега Подола*** в Киеве. Православные с радостью приняли чудотворный образ и с честью перенесли в Братский монастырь, в котором святыня оставалась долгое время. С тех пор икона стала именоваться Киево-Братской. В книге «Православныя русскiя обители» о Братском монастыре сказано: «Богоявленский первоклассный необщежительный училищный монастырь занимает обширное пространство по Александровской площади, между Набережно-Николаевскою, Волынскою и Ильинской улицами, обнесенное каменной оградой, увенчанной со стороны площади трехъярусной колокольней… Соборная церковь Богоявления Господня построена на месте деревянной… в 1693 году. В этом храме хранятся святыни обители — чудотворная икона Братской Богоматери, приплывшая по реке Днепру в 1662 году из разоренного татарами в городе Вышгороде соборного храма…»
В судьбах двух чудотворных образов удивительная параллель прорисовывается и здесь. На территории Речи Посполитой активно насаждался католицизм. В эти тяжелые времена православные иерархи и миряне создавали как оплот православной веры братства и братские монастыри. Так, Киевский Богоявленский мужской монастырь на Подоле в 1620 году стал называться Братским в связи с учреждением при нем православного братства, которому поручалось содержание действовавшего в обители православного училища.
Подобную практику можно было наблюдать и в других местах: так было и в Могилеве. Когда могилевчане не впустили архиерея-униата Иосафата Кунцевича в город, он пожаловался польскому королю, который специальным декретом передал все храмы Могилева в полную власть Кунцевича, и все церкви в Могилеве закрыли. Тогда православные решили построить новый монастырь и новый храм. 9 мая 1620 года Иерусалимский Патриарх Феофан, возвращаясь из Москвы в Палестину через белорусские земли, выдал грамоту с благословением на постройку Богоявленского храма и монастыря в Могилеве. Было также утверждено существование училищного братства, и монастырь стал называться Могилевским Богоявленским Братским. И здесь Богоявленский храм и Братский монастырь, в котором и пребывал чудотворный образ Могилево-Братский…
Подольский район современного Киева
Киево-Братскую икону очень почитали, она была одной из любимых у киевлян. Поскольку монастырь был расположен на одной из самых бойких торговых площадей Киева, все важные и спорные вопросы решались перед Братским образом Божией Матери. По субботам перед иконой служился акафист. С иконы делались многочисленные списки и рассылались по ближним и дальним храмам и монастырям.
Киево-Братская икона Пресвятой Богородицы. Список ХVII в.
В советское время в богоборческом лихолетье пути чудотворных икон вновь удивительным образом сходятся. В 1919 году Братский монастырь на Подоле был закрыт, и чудотворный образ Киево-Братской Божией Матери считался утраченным. И лишь в июле 2009 года в фондохранилищах Национального художественного музея Украины чудотворный оригинал нашелся, что послужило установлению еще одного памятного дня — второго обретения Киево-Братской иконы. В музее образ пребывает и по сегодняшний день.
К прославленному Могилево-Братскому образу великое усердие православных никогда не иссякало. Даже в трудные для Церкви Христовой времена верующие помнили о своей святыне и сохраняли ее. С 1960 года Могилево-Братская икона, как некогда изначально чудотворный Киевский образ в Вышгороде, находилась в единственном открытом храме города — Борисо-Глебском соборе. В настоящее время Могилево-Братская икона**** находится в Трехсвятительском кафедральном соборе города Могилева.
Пусть молитвы Пресвятой Богородицы хранят и нас, а Ее святые иконы заступают прибегающих к этим великим святыням, как заступали неоднократно верующих в минувшие времена.
Достойно есть величати Тя, Богородице, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.
Величание Пресвятой Богородице
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Поповицкій Е. А., Сойкинъ П. П. Православныя русскiя обители, 1910 г.
- Православная энциклопедия. Т. 32.
- ЭСБЕ/Братские-Богоявленские монастыри — Викитека (wikisource.org).
- Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Киево-Братская» Киевской епархии / Монастырский вестник (monasterium.ru).
- Исторические источники по истории православных братств на территории Белоруссии во второй половине XVI — первой половине XVII века — Брестская епархия (pravbrest.by).
- Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 9 (99).
- Могилевский Богоявленский братский мужской монастырь — Монастыри города Могилева (studbooks.net).
---------
* Русско-польская война 1654–1667 гг.
** Первоначально деревянный храм был воздвигнут в 1021 году на месте сгоревшей Васильевской церкви, возле которой были погребены страстотерпцы Борис и Глеб. Это был первый храм на Руси, посвященный князьям-страстотерпцам.
***Низинная часть исторического центра Киева (Нижний город), древний посад ремесленников и купцов.
****По неподтвержденному мнению историка Н. С. Борисенко, чудотворная Могилево-Братская икона была утрачена в годы Великой Отечественной войны и сохранились только ее копии.
19.09.2024