X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Делай как должно, а будет, как Бог даст»

психолог

1 сентября начался новый учебный год, а 14 сентября (1 сентября по старому стилю) празднуется церковное новолетие — начало церковного года. Поэтому наша сегодняшняя беседа с Ириной Яковлевной Медведевой — российской писательницей, публицистом, детским психологом — о том, чему важно учить в школе, как разговаривать с детьми о Боге и как научиться молитве.

Ирина Яковлевна, в начале учебного года хочется поговорить о том, чему важно научить ребенка из того, чему не учат в школе?

Если говорить об учебных занятиях, то, мне кажется, очень важно научить ребенка регулярной работе. Объяснить ему, что теперь он уже большой, даже если это первоклассник, и должен преодолевать трудности и чувство скуки.

Сегодня в школе с детьми очень много играют, потому что считается, что всё нужно преподносить в игровой форме. Это неправильно. Конечно, пока дети маленькие, желательно что-то преподносить как игру, но в жизни будет так много скучного и трудного, что к этому ребенка надо приучать. Потому что только преодоление трудностей вырабатывает волю и человек развивается только в напряжении. Вот этому ежедневному, конечно, посильному напряжению воли, внимания, интереса к тому, что было раньше скучно, нужно учить. В этом ребенку могут помочь родители.

Я много общаюсь с родителями тех детей, которым должна помочь, и родители, как правило, хотя и жалуются на упрямство ребенка, на то, что он не хочет заниматься чем-то неинтересным ему, я чувствую, в глубине души гордятся силой его характера. Они не понимают, что это как раз означает, что его характер очень слабый и безвольный. Своеволие противоположно воле. Если ребенок умеет делать только то, что хочется, а не то, что нужно, значит, воля у него на нуле. И на это нужно обратить внимание.

 

лекция по психологии

Какие главные жизненные предметы?

— Главный жизненный предмет для ребенка-школьника это дружба. Но сегодня даже слово это (я говорю о России) практически исключено из бытового языка, потому что этого явления нет. То, что ребенок умеет пользоваться интернетом, заводит чаты, френдов, обменивается с ними ничего не значащими словами и фразами, это не дружба. Дружба это вариант любви, а когда любишь, хочешь видеть. Сейчас дети перестают видеться со своими ровесниками или младшими, старшими ребятами. Но только в личном общении возникает радость от этого общения, умение приспособиться к другому характеру, простить те слабости, которые ребенок не умел до этого прощать, радоваться победам своего друга, а не только своим. Дети сегодня не умеют проигрывать и не умеют радоваться выигрышу других этому учит дружба. Бросить всё и помогать своему другу, утешать его, когда ему плохо, это так важно для развития сердца, что, когда этого нет, это просто беда.

Родители должны сделать всё, чтобы приучить ребенка к настоящей дружбе: приглашать домой ребят, с которыми он познакомился и они ему понравились, учить его принимать гостей, предлагать им съесть что-то, выпить чай, сыграть в интересную игру. Общество сейчас этому не учит, это обязанность родителей.

 

психолог

Воцерковление детей насущный вопрос для верующих родителей. Но в разном возрасте беседовать с ребенком нужно по-разному. Как говорить о Боге с 3-летним чадом и с 18-летним? И нужно ли говорить?

Вообще, это вопрос для священника. Но я могу сказать родителям так: как Бог на душу положит. Надо доверять своей интуиции. Никто так не понимает своего ребенка и 3-летнего, и 18-летнего, как родители. Никто не чувствует его душу, как они. Говорить с детьми о Боге надо так и тогда, когда для этого выбрано правильное время, правильный момент.

Как доверять Богу и проявлять терпение на этом пути?

Очень часто люди верят в Бога, но не доверяют Ему. Некоторые даже идут к неким женщинам, которые якобы видят будущее. Некоторые делают всё, что могут, чтобы улучшить свое будущее, но при этом не обращаются за помощью к Богу.

Доверию учит сама жизнь и опыт общения с Богом. Когда человек понимает, что никто ему не поможет, кроме Бога, тогда в своем отчаянии он обращается к Нему и с радостным удивлением вдруг видит, как сразу или нет, прямо или косвенно Бог ему помог.

В какой момент слова должны уступить место молитве? Вообще, насколько молитва действенна? Может быть, у Вас есть примеры из Вашей жизни?

— Да, есть яркий пример действия молитвы в моей жизни. Однажды, когда мы с мужем были в Абхазии, решили по благословению местного священника на Крестовоздвижение вместо Божественной литургии пойти в село Каманы, где в монастыре находится гробница святителя Иоанна Златоуста. Я уже знала, что для этого нужно доехать на попутной машине до Сухуми, а потом 12 километров пройти пешком. Я приехала в Гагры лечить больное колено, и муж очень возражал против этого похода. Но мне так хотелось к гробнице святого Иоанна Златоуста, что я уверила своего мужа, что нас по дороге обязательно подхватит паломнический автобус. И мы пошли по дороге от Сухуми. Муж говорил: «Возвращаемся обратно, никаких паломнических автобусов нет». Я говорила, что просто рано еще, он появится. Так я его утешала на протяжении 10 километров. Вокруг не было ни души, светило яркое раннее солнце, и на солнце был виден каждый жучок и муравей под ногами. Вдруг, когда я почувствовала, что мы уже почти всё прошли и колено особенно разболелось, дорога раздвоилась. Я подумала: «Боже мой, сейчас я пойду не туда и будет скандал». И я вспомнила, как мы всегда после Причастия в благодарственных молитвах вспоминаем тропарь святителю Иоанну Златоусту как автору литургии. Я стала быстро в уме читать этот тропарь и кондак, и не успела дочитать до конца, как будто из-под земли (а может, и с неба) впереди нас появились две собаки. Хочу подчеркнуть, что это была долина, не горы, где они могли скрыться, был полный обзор, они возникли из ниоткуда. Собаки пошли так, как идут солдаты, лапа в лапу. Потом они остановились и обернулись, чтобы проверить, идем ли мы за ними. Поняли ли мы, кто их послал? Мы поняли.

Собаки повели нас по одной из дорог и довели сначала до гробницы мученика Василиска Команского, затем к святому источнику, и после этого мы очень скоро подошли к монастырю. Монах дал нам ключи от храма и два акафиста святителю Иоанну Златоусту.

Мы открыли храм, нас встретили простреленные, как решето, иконы, потому что в Каманах во время Грузино-абхазской войны были страшные бои. Мы подошли к гробнице, и я была так счастлива, как никогда в жизни. Я знала, что гробница пустая, что мощи давно оттуда извлечены, но от счастья или от помощи святителя мое колено тут же прошло. Мы с мужем по очереди прочли акафист и когда вышли, собаки нас ждали и повели обратно. А когда мы дошли до первого селения, их не стало: они не ушли, они растворились. Надо сказать, что после этого мой муж регулярно ходил в церковь, а когда он уже скончался, наш общий духовник сказал мне: «У Вашего мужа была детская вера».

 

выступление психолога

Ирина Яковлевна, а что для Вас молитва?

Мирская суета меня губит. Не могу похвастаться настоящей молитвой. Я молюсь своими словами, если что-то случилось, когда тяжело на сердце, когда о чем-то прошу. А вот утреннее и вечернее правило и другие регулярные молитвы, к сожалению, просто читаю, и, стыдно сказать, нередко в это время у меня мысли совсем о другом: я планирую день, напоминаю себе, что должна сделать в ближайшее время. Это ужасно, я обещаю бороться с этим грехом. Я давно в Церкви, уже 25 лет. И за это время я поняла, что самое трудное научиться молиться. Поэтому единственное, что я могу тут сказать полезного, чтобы люди не смущались, а продолжали молиться, как умеют, потому что Бог даст им правильную, настоящую, сокровенную внутреннюю молитву молитву, в которой участвует сердце, а не только язык.

Мы хотим разделить нашу веру с детьми, потому что любим их. Как сохранить баланс и не перегнуть палку?

Тут важно включить родительское внимание к своему ребенку. У всех разные дети, одним нужно говорить часто и с нажимом, другим время от времени и очень мягко, как бы между прочим. Я много общаюсь с родителями и часто слышу от них: для того чтобы не перегнуть палку, они с детьми подросткового возраста вообще перестают говорить о храме. Вот ребенок перестал ходить с ними на воскресные и праздничные службы, и, дескать, не надо его трогать, иначе он совсем отвернется. Мой опыт меня убеждает, что, если вообще не говорить, будет только хуже, потому что в это же время ему говорят против Церкви другие слуги очень агрессивно, не ленясь.

Поэтому не скажу, что часто, но надо говорить: можно делать это опосредованно, рассказывать о чудесах, которые произошли со знакомыми, об их детях, которые перестали ходить в храм, а потом пожалели об этом, всегда можно найти какие-то полезные примеры. Часто дети говорят родителям: «Знаешь, мама, я уже не верю по-настоящему, нечего мне ходить в храм, это чистая формальность». Тогда им надо сказать: «Делай как должно, а будет, как Бог даст». То есть ты делай как должно, и Господь тебе вернет твою веру, может быть, в усиленном виде. Кстати, это единственная пословица, которую Толстой регулярно употреблял в разговорах с людьми как самую любимую. А когда он отклонился от этого принципа, когда он решил, что не верит и не будет соблюдать форму, мы знаем, чем это закончилось.

Пускай камертоном детям и всем людям тут служит Евангелие. И пусть Господь помогает и родителям, и их детям. Так хочется, чтобы Господь никого не оставил, а Он никого и не оставляет.

 

две куклы

Беседовала Ксения Синицкая

Подготовила Ольга Демидюк

Фотографии Максима Черноголова

10.09.2024

Просмотров: 887
Рейтинг: 5
Голосов: 13
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать