«Делай как должно, а будет, как Бог даст»
1 сентября начался новый учебный год, а 14 сентября (1 сентября по старому стилю) празднуется церковное новолетие — начало церковного года. Поэтому наша сегодняшняя беседа с Ириной Яковлевной Медведевой — российской писательницей, публицистом, детским психологом — о том, чему важно учить в школе, как разговаривать с детьми о Боге и как научиться молитве.
— Ирина Яковлевна, в начале учебного года хочется поговорить о том, чему важно научить ребенка — из того, чему не учат в школе?
— Если говорить об учебных занятиях, то, мне кажется, очень важно научить ребенка регулярной работе. Объяснить ему, что теперь он уже большой, даже если это первоклассник, и должен преодолевать трудности и чувство скуки.
Сегодня в школе с детьми очень много играют, потому что считается, что всё нужно преподносить в игровой форме. Это неправильно. Конечно, пока дети маленькие, желательно что-то преподносить как игру, но в жизни будет так много скучного и трудного, что к этому ребенка надо приучать. Потому что только преодоление трудностей вырабатывает волю и человек развивается только в напряжении. Вот этому ежедневному, конечно, посильному напряжению воли, внимания, интереса к тому, что было раньше скучно, нужно учить. В этом ребенку могут помочь родители.
Я много общаюсь с родителями тех детей, которым должна помочь, и родители, как правило, хотя и жалуются на упрямство ребенка, на то, что он не хочет заниматься чем-то неинтересным ему, я чувствую, в глубине души гордятся силой его характера. Они не понимают, что это как раз означает, что его характер очень слабый и безвольный. Своеволие противоположно воле. Если ребенок умеет делать только то, что хочется, а не то, что нужно, — значит, воля у него на нуле. И на это нужно обратить внимание.
— Какие главные жизненные предметы?
— Главный жизненный предмет для ребенка-школьника — это дружба. Но сегодня даже слово это (я говорю о России) практически исключено из бытового языка, потому что этого явления нет. То, что ребенок умеет пользоваться интернетом, заводит чаты, френдов, обменивается с ними ничего не значащими словами и фразами, — это не дружба. Дружба — это вариант любви, а когда любишь, хочешь видеть. Сейчас дети перестают видеться со своими ровесниками или младшими, старшими ребятами. Но только в личном общении возникает радость от этого общения, умение приспособиться к другому характеру, простить те слабости, которые ребенок не умел до этого прощать, радоваться победам своего друга, а не только своим. Дети сегодня не умеют проигрывать и не умеют радоваться выигрышу других — этому учит дружба. Бросить всё и помогать своему другу, утешать его, когда ему плохо, — это так важно для развития сердца, что, когда этого нет, это просто беда.
Родители должны сделать всё, чтобы приучить ребенка к настоящей дружбе: приглашать домой ребят, с которыми он познакомился и они ему понравились, учить его принимать гостей, предлагать им съесть что-то, выпить чай, сыграть в интересную игру. Общество сейчас этому не учит, это обязанность родителей.
— Воцерковление детей — насущный вопрос для верующих родителей. Но в разном возрасте беседовать с ребенком нужно по-разному. Как говорить о Боге с 3-летним чадом и с 18-летним? И нужно ли говорить?
— Вообще, это вопрос для священника. Но я могу сказать родителям так: как Бог на душу положит. Надо доверять своей интуиции. Никто так не понимает своего ребенка — и 3-летнего, и 18-летнего, — как родители. Никто не чувствует его душу, как они. Говорить с детьми о Боге надо так и тогда, когда для этого выбрано правильное время, правильный момент.
— Как доверять Богу и проявлять терпение на этом пути?
— Очень часто люди верят в Бога, но не доверяют Ему. Некоторые даже идут к неким женщинам, которые якобы видят будущее. Некоторые делают всё, что могут, чтобы улучшить свое будущее, но при этом не обращаются за помощью к Богу.
Доверию учит сама жизнь и опыт общения с Богом. Когда человек понимает, что никто ему не поможет, кроме Бога, тогда в своем отчаянии он обращается к Нему и с радостным удивлением вдруг видит, как сразу или нет, прямо или косвенно — Бог ему помог.
— В какой момент слова должны уступить место молитве? Вообще, насколько молитва действенна? Может быть, у Вас есть примеры из Вашей жизни?
— Да, есть яркий пример действия молитвы в моей жизни. Однажды, когда мы с мужем были в Абхазии, решили по благословению местного священника на Крестовоздвижение вместо Божественной литургии пойти в село Каманы, где в монастыре находится гробница святителя Иоанна Златоуста. Я уже знала, что для этого нужно доехать на попутной машине до Сухуми, а потом 12 километров пройти пешком. Я приехала в Гагры лечить больное колено, и муж очень возражал против этого похода. Но мне так хотелось к гробнице святого Иоанна Златоуста, что я уверила своего мужа, что нас по дороге обязательно подхватит паломнический автобус. И мы пошли по дороге от Сухуми. Муж говорил: «Возвращаемся обратно, никаких паломнических автобусов нет». Я говорила, что просто рано еще, он появится. Так я его утешала на протяжении 10 километров. Вокруг не было ни души, светило яркое раннее солнце, и на солнце был виден каждый жучок и муравей под ногами. Вдруг, когда я почувствовала, что мы уже почти всё прошли и колено особенно разболелось, дорога раздвоилась. Я подумала: «Боже мой, сейчас я пойду не туда и будет скандал». И я вспомнила, как мы всегда после Причастия в благодарственных молитвах вспоминаем тропарь святителю Иоанну Златоусту как автору литургии. Я стала быстро в уме читать этот тропарь и кондак, и не успела дочитать до конца, как будто из-под земли (а может, и с неба) впереди нас появились две собаки. Хочу подчеркнуть, что это была долина, не горы, где они могли скрыться, был полный обзор, — они возникли из ниоткуда. Собаки пошли так, как идут солдаты, — лапа в лапу. Потом они остановились и обернулись, чтобы проверить, идем ли мы за ними. Поняли ли мы, кто их послал? Мы поняли.
Собаки повели нас по одной из дорог и довели сначала до гробницы мученика Василиска Команского, затем к святому источнику, и после этого мы очень скоро подошли к монастырю. Монах дал нам ключи от храма и два акафиста святителю Иоанну Златоусту.
Мы открыли храм, нас встретили простреленные, как решето, иконы, потому что в Каманах во время Грузино-абхазской войны были страшные бои. Мы подошли к гробнице, и я была так счастлива, как никогда в жизни. Я знала, что гробница пустая, что мощи давно оттуда извлечены, но от счастья или от помощи святителя мое колено тут же прошло. Мы с мужем по очереди прочли акафист и когда вышли, собаки нас ждали и повели обратно. А когда мы дошли до первого селения, их не стало: они не ушли, они растворились. Надо сказать, что после этого мой муж регулярно ходил в церковь, а когда он уже скончался, наш общий духовник сказал мне: «У Вашего мужа была детская вера».
— Ирина Яковлевна, а что для Вас молитва?
— Мирская суета меня губит. Не могу похвастаться настоящей молитвой. Я молюсь своими словами, если что-то случилось, когда тяжело на сердце, когда о чем-то прошу. А вот утреннее и вечернее правило и другие регулярные молитвы, к сожалению, просто читаю, и, стыдно сказать, нередко в это время у меня мысли совсем о другом: я планирую день, напоминаю себе, что должна сделать в ближайшее время. Это ужасно, я обещаю бороться с этим грехом. Я давно в Церкви, уже 25 лет. И за это время я поняла, что самое трудное — научиться молиться. Поэтому единственное, что я могу тут сказать полезного, — чтобы люди не смущались, а продолжали молиться, как умеют, потому что Бог даст им правильную, настоящую, сокровенную внутреннюю молитву — молитву, в которой участвует сердце, а не только язык.
— Мы хотим разделить нашу веру с детьми, потому что любим их. Как сохранить баланс и не перегнуть палку?
— Тут важно включить родительское внимание к своему ребенку. У всех разные дети, одним нужно говорить часто и с нажимом, другим — время от времени и очень мягко, как бы между прочим. Я много общаюсь с родителями и часто слышу от них: для того чтобы не перегнуть палку, они с детьми подросткового возраста вообще перестают говорить о храме. Вот ребенок перестал ходить с ними на воскресные и праздничные службы, и, дескать, не надо его трогать, иначе он совсем отвернется. Мой опыт меня убеждает, что, если вообще не говорить, будет только хуже, потому что в это же время ему говорят против Церкви другие слуги — очень агрессивно, не ленясь.
Поэтому не скажу, что часто, но надо говорить: можно делать это опосредованно, рассказывать о чудесах, которые произошли со знакомыми, об их детях, которые перестали ходить в храм, а потом пожалели об этом, — всегда можно найти какие-то полезные примеры. Часто дети говорят родителям: «Знаешь, мама, я уже не верю по-настоящему, нечего мне ходить в храм, это чистая формальность». Тогда им надо сказать: «Делай как должно, а будет, как Бог даст». То есть ты делай как должно, и Господь тебе вернет твою веру, может быть, в усиленном виде. Кстати, это единственная пословица, которую Толстой регулярно употреблял в разговорах с людьми как самую любимую. А когда он отклонился от этого принципа, когда он решил, что не верит и не будет соблюдать форму, мы знаем, чем это закончилось.
Пускай камертоном детям и всем людям тут служит Евангелие. И пусть Господь помогает и родителям, и их детям. Так хочется, чтобы Господь никого не оставил, а Он никого и не оставляет.
Беседовала Ксения Синицкая
Подготовила Ольга Демидюк
Фотографии Максима Черноголова
10.09.2024