X По авторам
Везде

В гостях у старца Николая

паломники

Мы возвращались с острова, и Артем Синицкий попросил: «Вы передайте в монастыре, что мы ждем всех, очень ждем».

Совершать паломничество на остров Залит уже давно стало доброй традицией для сестер и братьев, которые под чутким руководством отца Валерия несут послушание в детском психоневрологическом интернате.

Выехали рано утром в пятницу. Татьяна Алябьева готовила поездку: заказывала места в гостинице, договаривалась с принимающей стороной, поэтому предупредила: «В дороге время не теряйте, потому что в Псково-Печерском монастыре в пещеры пускают только до 16:00». Молились всю дорогу, поэтому границу прошли за пять минут и приехали в срок.

Сразу пошли на обзорную экскурсию. Можно ходить по одним и тем же местам, но впечатление всегда остается разное. Каждый экскурсовод имеет свой неповторимый стиль и любимые темы. Наш большую часть времени посвятил святым обители, ведь мы приехали в канун праздника Псково-Печерских святых.

***

Рано утром на берегу нас встретил Артем Синицкий, сын нашей сестры Ксении. Он с женой и сыном живет на острове, помогает отцу Паисию. Тамара, Марина и Инна сели на корме, и лодка помчалась, рассекая волны. Сестра Тамара как человек бывалый укуталась в пуховый платок, а сверху надела дождевик, поэтому вышла сухой из воды, а Инна серьезно промокла.

— Я поняла, — кричала она, когда попадала под струи воды, — всё потому, что я не окуналась на Крещение…

Отец Паисий встретил нас на берегу. Расселились в два домика и пошли на службу.

Татьяна Жедик поднялась на колокольню. Вид оттуда — дух захватывает. Радостный пасхальный звон разнесся над спящим островом.

Вообще, по субботам отец Паисий не служит литургию, поэтому кто-то из прихожан всполошился и прибежал посмотреть, почему звонят.

В храме тихо. За стеклом мерцает чудотворная икона «Благодатное Небо».

Пресвятая Богородица, спаси нас!

После литургии отец Паисий благословил нашему батюшке Валерию служить панихиду. Ее служат у могилки протоиерея Николая Гурьянова каждую субботу в полдень. На кладбище пришли братья и сестры из нашей группы и вновь прибывшие паломники. Вот только нашего регента Марины нет. Поворачиваюсь к нашей Тане Контуш, которая недавно влилась в стройные певческие ряды, и говорю: «Сейчас, Татьяна, мы с тобой будем петь панихиду без нот и без слов». Танины глаза округляются, и она бежит вызванивать Марину.

Тем временем отец Валерий спрашивает: «Ну что, начнем?»

Вот серьезно, я люблю петь панихиду. В этих песнопениях есть грусть, надежда, глубина и что-то трепетное. Но петь по памяти слишком волнительно.

— Батюшка, у нас слов нет, — пытаюсь отсрочить неизбежное.

— Смотрите в служебнике, — подбадривает нас отец Валерий.

Начинаем петь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Нам подпевает инок Димитрий, а потом и сам батюшка Валерий.

Через десять минут приходит Марина, удивленно смотрит на часы: «Всё правильно, полдень. Почему начали раньше?»

Мы с Таней рады, теперь не пропадем. Пока батюшка помазывал всех молящихся маслом из лампады, пели «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

На могилке много цветов. Сюда приходят помолиться и стар и млад. Один старец полностью изменил остров. Благодаря его служению и молитвам поток паломников не иссякает. Огонь любви и веры старца согревает даже людей, далеких от Православия. Местные жители ловят рыбу, коптят, продают. Отец Николай тихо молится за всех, и по его молитвам происходили и происходят чудеса.

***

Синоптики пугали проливными дождями и грозами, но наши зонты так и не пригодились: ливни и грозы прошли стороной, поэтому мы поехали на остров Белов. Здесь когда-то подвизался преподобный Досифей Верхнеостровский, Псковский. По ступенькам спускаемся в подземный храм. Здесь за стеной, под спудом находятся мощи подвижника. Поем величание. Молимся, просим помощи.

Потом идем вдоль высокого берега, любуемся красотой. Здесь заповедные места. По Псковскому озеру бежит волна. «Вот и на море побывала», — думаю я.

Вечером после всенощного бдения идем смотреть закат. Диск солнца медленно опускается в воду. Красиво. Хочется молчать и думать о своем или тихонько петь.

Сестры до ночи молятся, а чуть свет — Татьяна Контуш пошла встречать рассвет, Тамара собрала букет полыни, кто-то затеял уборку.

После воскресной литургии отца Валерия не отпускают. Кто-то говорит: «Хороший у вас батюшка». Мы знаем.

Домик старца. Сестра Инна вспоминает: «Раньше мне казалось, что двор большой, он стольких людей вмещал, а теперь смотрю: маленький дворик, маленький домик».

Прощальный обед. «Многая лета!» отцу Паисию, нашему брату Артемию и его жене Елизавете за гостеприимство.

На обратном пути проезжаем через Псков. Инок Димитрий по многочисленным просьбам проводит небольшую обзорную экскурсию, рассказывает об особенностях храмовой архитектуры Пскова.

На границе опять не стоим, но без искушений всё же не обходится. На какой-то ямке наш микроавтобус повредил рессору. Божией милостью не галопом, а размеренно уже затемно были около нашего монастыря.

Батюшка Валерий всех благословил, угостил рыбой, которую «наловил» на острове.

Жизнь потекла дальше, а радость от поездки, общения, встреч еще долго будет греть сердце.

сосны у обрыва

Сестра милосердия Татьяна Жедик поделилась своими впечатлениями:

— Для меня ценно то, что в каждый приезд на остров можно применить свои способности. Перед тем как приехать или уже находясь здесь, прикладываешь какую-то частичку своего труда, можешь деятельно послужить в память о старце Николае. Для меня это был привычный труд — певческий и богослужебный: подготовить вечернюю службу, петь, почитать на богослужениях. Это позволяет не просто побывать как сторонний гость, а окунуться в среду. Стоишь на клиросе и понимаешь, что когда-то на эту солею выходил отец Николай.

Помню, в одной из поездок мы стояли на клиросе, сквозь алтарь через окошко было видно озеро. Ощущение гармонии внутренней и внешней и понимание, что твое участие действенное: ты не наблюдаешь, ты сейчас в этом живешь.

копченая рыба

Лично со старцем Николаем я не была знакома и много лет ездила на Залит просто по инерции. Например, нужно спеть службу в будний день, а нет певчих. Просто садилась и ехала. Долгое время для меня этот остров был абсолютно холодным. Он всегда ассоциировался с холодной погодой, со студеной водой, с храмом, в котором тоже было прохладно. И среди этого холода я пыталась понять, что от меня хотят, зачем я сюда приехала? Походишь по кладбищу, где опять-таки холодно, и думаешь: «Ну хорошо, наверное, так нужно». Всё изменилось, когда я поехала с людьми, близкими мне по духу. Я видела их живую духовную связь со старцем, их горение. Одна сестра вообще общалась с отцом Николаем, и старец благословил ее на брак. Многие его слова и напутствия она хранит всю жизнь. Вместе нам было тепло. Может быть, это помогло мне немножко почувствовать, что этот человек пусть незримо, но встречает всех, кто приезжает.

Теплый прием я почувствовала, когда мне посчастливилось побывать на дне памяти отца Николая. Было попразднство Преображения, солнечная августовская погода. Тогда не покидало ощущение, что отец Николай был с нами в трапезной, угощал всех рыбкой (в Успенский пост рыбу не вкушают, а тут всех угощали рыбой). Отец Паисий, священники, гости — все сидели в трапезной за большим столом и вспоминали о старце, потому что многие люди знали его при жизни.

портрет старца николая

Однажды я стала свидетелем того, как старец откликнулся на искреннюю просьбу моей подруги управить ее жизнь и помочь разобраться. Отец Николай помог, и это было красиво. Прямо возле могилки она встретила своего будущего мужа. Через несколько месяцев они поженились, и я вижу ходатайство святого в жизни подруги по сей день.

В такие моменты понимаешь: если человек доверяет, обращается от сердца, то святым нетрудно ответить, помолиться, дать знак.

Старец Николай Гурьянов — наш небесный заступник, ведь мы в монастыре, который изначально зародился по благословению старца. В этой поездке мне было приятно, что повторился один момент, который мне был дорог.

сестры у домика старца

Когда-то с хором «Радуйся» мы стояли на закате и по наитию решили исполнить песню «Русь называют Святою». Закат. Стрекочут цикады. Слышны голоса ночных птиц. Тишина. Солнце потихоньку садится в воду. Мы запели. Всё произошло спонтанно. Кто-то снял пение на телефон. Даже Вероника Бондарович, которая уже живет в Сербии, показывала своим друзьям, и они говорили: «Пришли нам, это так красиво!» Мне это воспоминание было дорого. Я думала, что такие моменты бывают раз в жизни. А тут я решила повторить: после ужина побежала на озеро. Смотрю, солнышко еще не село. Потом пришли все, и снова ощущение этой тишины.

лодки

Слова песни про этот момент: о том, что усопшие молят Бога о заплутавших живых, и разрезал небо пополам закат багряной полосою, и звон колокольный затих, белый храм… В такие моменты я благодарна Богу за то, что живу рядом с Россией, что я в Православной Церкви.