Успение Божией Матери: история и значение праздника
Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа) относится к числу важнейших, двунадесятых праздников Православной Церкви. Это торжество посвящено дню, когда Божия Матерь завершила Свой земной путь.
Кончину Богородицы принято называть Успением, потому что умерла Она в полном мире и спокойствии, как будто уснула, и по прошествии трех дней была вознесена к Сыну Своему в Царствие Небесное.
Предание об Успении Божией Матери
Новый Завет описывает судьбу Божией Матери лишь до того момента, как Господь был во славе вознесен на небеса. Согласно Евангелию, перед Своей крестной смертью Христос завещал одному из учеников — апостолу Иоанну — назваться сыном Божией Матери и заботиться о Ней. С тех пор Богородица стала жить в доме апостола Иоанна на Сионе. До Вознесения Христова Она постоянно пребывала рядом с апостолами, делила с ними труды, проповедовала Евангелие, а в день Пятидесятницы, подобно ученикам, приняла дары Святого Духа, о чем говорится в Деяниях святых апостолов.
Никаких рассказов о земном пути Богородицы после Вознесения не содержится ни в Евангелии, ни в Деяниях, ни в апостольских посланиях. Никто из учеников не сказал об этом ни слова. Однако сведения о последнем часе Божией Матери всё же дошли до нас через церковное Предание, которое зафиксировано в некоторых апокрифических текстах, а также в свидетельствах отцов Церкви, датируемых разными веками.
Из Предания следует, что после Вознесения Христова Дева Мария пребывала в Иерусалиме, рядом с местом крестной смерти Своего Сына. Она жила на Сионе и, несмотря на гонения и преследования, часто посещала гору Елеон, откуда Сын Ее вознесся на небеса, и молилась там. Однажды во время такой молитвы Ей явился Архангел Гавриил, тот самый Божий вестник, который питал Ее в Святая святых и который принес Ей радостное известие о рождении Сына Божия. На этот раз он явился для того, чтобы возвестить о скором завершении Ее земного пути, и в знак благословения вручил пальмовую ветвь — символ жизни. После этого чудесного явления Божия Матерь вернулась в дом апостола Иоанна Богослова и рассказала домочадцам о явлении Ангела и о вести, которую он принес.
В это время все ученики Христовы пребывали в разных концах земли, проповедуя Евангелие. Однако по молитве Богородицы все они, кроме апостола Фомы, были перенесены в Иерусалим по воздуху и в один час оказались вместе — у одра Матери их любимого Учителя.
Попрощавшись со всеми и сделав последние распоряжения о Своем скромном имуществе, Богородица начала молиться, готовясь к смерти. Вдруг небольшая горница наполнилась ярким светом, небо раскрылось, и ко всеобщему изумлению с небес сошел Сам Христос в сопровождении сонма ангелов и других Небесных Сил, святых праотцев и пророков. Ученики и все присутствующие испытали священный ужас — так величественно было это явление. А Пресвятая Дева мирно предала Свою душу в руки Сына и под пение ангелов вознеслась вместе с Ним на небеса.
Погребение
Простившись с Богородицей, ученики взяли Ее пречистое тело и погребли в Гефсиманском саду, в той самой гробнице, где покоились тела Ее родителей — святых Иоакима и Анны, а также супруга — Иосифа Обручника.
При торжественном шествии присутствовало огромное число верующих. Об этом сразу же было доложено первосвященникам, которые, опасаясь беспорядков и чувствуя злобу ко всему, что связано со Христом, выслали вооруженных воинов для разгона толпы. Однако произошло чудо: облачный круг спустился с небес и оградил, словно каменной стеной, шествующую погребальную процессию.
Предание сохранило историю некоего первосвященника Авфонии, который хотел опрокинуть одр Божией Матери, как вдруг обе его руки оказались отрублены невидимым мечом. Первосвященник тут же раскаялся и назвал себя христианином.
Только к концу дня, когда все христиане простились с Девой Марией, апостолы положили Ее тело во гроб и закрыли вход в пещеру огромным камнем.
Вечером во время трапезы Пречистая Дева явилась ученикам и произнесла слова, полные любви и утешения: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».
Роль апостола Фомы
Апостол Фома был единственным из учеников, кто опоздал на Погребение Божией Матери, но это оказалось промыслительно. Прибыв в Иерусалим, он стал просить своих братьев во Христе открыть вход в гробницу, чтобы проститься с Девой. Однако когда отвалили огромный камень, преграждавший вход, нашли там одни лишь одежды. Так ученики поняли, что пречистое тело Божией Матери вместе с Ее непорочной душой было восхищено на небеса.
Святые отцы усматривают в этом событии удивительный параллелизм. Именно апостол Фома, неверующий, стал причиной того, что все достоверно узнали о Воскресении Христа во плоти. И вот второй раз благодаря Фоме раскрывается великая тайна — тайна вознесения Богородицы на небеса.
История установления праздника
Все праздники в честь Пресвятой Богородицы учреждались Церковью по прошествии нескольких веков после евангельских событий. Это было вызвано тем, что в V веке начали возникать еретические учения о Божией Матери, с которыми необходимо было бороться. По этой причине на Халкидонском и Эфесском Соборах Церковью были подробно рассмотрены личность и естество Девы Марии с целью защитить учение от хулы еретиков.
Первые известия о праздновании Успения относятся к VI веку, когда и была назначена дата праздника — 15/28 августа.
Иконография
Первые иконы, изображающие Успение Божией Матери, принадлежат к постиконоборческой эпохе и датируются X веком. Богородица изображается лежащей на одре. Ее окружают скорбящие апостолы, а за одром стоит Христос, Который держит на руках душу Богородицы в образе ребенка, окутанного белыми пеленами. Этот образ новорожденного глубоко символичен: смерть христианина является одновременно и рождением в жизнь вечную.
Иногда на иконах изображаются епископы, присутствовавшие при Успении Божией Матери, что является символом причащения священников из рук архиереев.
В XV веке на Руси был распространен иконографический мотив нечестивого Авфонии с отсеченными руками. Вероятно, это было связано с активизацией борьбы против ересей в те времена.
Успенский пост
К празднику Успения приурочен один из четырех многодневных постов, который начинается 14 августа и заканчивается 28 августа по новому стилю.
Успенский пост хотя и намного короче Великого, но по строгости устава приравнивается к нему. В эти две недели христиане стараются подражать посту Божией Матери, которым Она подготавливала Себя к завершению земного пути. Будучи Непорочной, Богородица Сама не нуждалась в очищении, но постилась за всё человечество.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
28.08.2024