X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Светоч благодатный — святитель Тихон Задонский

святитель Тихон Задонский

Что тя наречем, святителю Тихоне? Пастыря добраго? Яко душу твою за паству свою положити готов был еси. Апостолов сопрестольника? Яко писаньми твоими вся ны наставляеши. Постников похвалу и монахов украшение? Яко труды, бдения и пощения иноческия подъял еси. Земнаго ангела и небеснаго человека? Яко в мире премирно пожил еси. Сына Божия? Яко миротворити паче всего возлюбил еси. И ныне молися Христу Богу умирити мир и утвердити Святую Церковь.

Стихира на стиховне, глас 8

Живший в Екатерининскую эпоху, святитель Тихон Задонский — великий пример беззаветного служения Богу и ближним, реальное воплощение заповеди: возлюби ближнего, как самого себя (Мф. 22: 39).

Вершины своего непростого пути, исполненного подвига любви и нестяжания, святитель достиг именно в Задонске, пребывая на покое в Богородицком мужском монастыре. Но не только подвижнической жизнью славен святитель Тихон. Огромное непреходящее значение имеют его духовные сочинения. В трудах святого можно найти ответы на вопросы, рожденные самой современной реальностью. Занимавшие Задонского подвижника попечения о горнем, об истинном христианстве; его учение о спасении, о средствах обращения человека от греховного состояния на путь покаяния; о христианских добродетелях, о подкреплении в христианском подвиге и условиях его успешного совершения актуальны и сегодня, потому что касаются главной задачи человека на земле — спасения его бессмертной души.

Святитель Тихон жил в России, уже реформированной Петром I и его преемниками. В непростое время Господь возвел на амвон архипастыря святой жизни, великой силы духа и обладателя высочайшего дара слова. Открывшись Западному миру, русское общество скоро почувствовало его влияние во всех слоях. Активно распространялись нехристианские взгляды: европейские идеи Просвещения — атеизм, нигилизм, вольтерианство и т. п., — противопоставлявшие разум христианскому идеалу души русского человека — стяжанию Духа Святаго, внутреннему совершенствованию. В благородном сословии всё чаще приветствовалось стремление к роскоши, искание чинов и наград, презрение к простому народу. В среде простых людей, где еще живы были отголоски язычества, сеялось колебание в православной вере, усиливались настроения расколов, возрождались языческие обряды и верования, усугублялось пьянство и иные пороки. Возникавшие «русские» рационалистические секты захватывали не укрепившиеся в вере умы.

 

Родные места святителя Тихона Задонского

Родные места свт. Тихона Задонского — окрестности села Короцка в Валдайском районе Новгородской области

Тесным путем скорбей и лишений ведет Господь Своих избранников. Таким путем с самого детства шел и будущий святитель Тихон. Он родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской губернии, что около города Валдая, и был сыном дьячка Савелия Кириллова. Младенца окрестили Тимофеем. Отец семейства рано отошел ко Господу, и старший сын Петр принял на себя его обязанности. Мать их, Домника, имея на попечении троих сыновей и двух дочерей, часто не могла доставить им дневного пропитания.

 

Монахиня Афанасия

Мон. Афанасия (Иванова). События детства и отрочества будущего святителя

Мальчика полюбил богатый, но бездетный ямщик, который захотел воспитать его как сына и оставить ему всё свое имущество. Хотя и жаль было Домнике отдавать сына ямщику, она думала согласиться из-за крайней бедности. Но по милости Божией старший брат пожалел Тимофея, бросился на колени перед родительницей, обещая выучить брата и трудиться ради его содержания. «Я лучше с сумой пойду, но постараюсь обучить его грамоте. И тогда он может к какой-нибудь церкви в дьячки или пономари определиться», — умолял Петр, и мать оставила мальчика дома. Однако бедность их была столь велика, что маленькому Тимофею не раз приходилось из-за куска хлеба целый день боронить пашню соседа. Будущий святитель с детства знал цену труду и хлебу.

Когда Петр пристроил младшего брата в Новгородское духовное училище, то, по воспоминаниям самого святителя, товарищи его, богатых отцов дети, найдут отопки его и начнут смеяться над ним и лаптями махать на него, говоря: «Величаем тя, святителю!» Велико же было их смущение, когда впоследствии, по назначении на Новгородскую кафедру нового архиерея, они, уже будучи священниками, за богослужением кадили святителю Тихону фимиам. Владыка Тихон, улыбаясь, напомнил их детские годы: «Вы на меня махали отопками, а теперь будете кадилами махать». И, видя их смущение, прибавил: «Я это шутя вам говорю».

 

Автограф Тимофея Савельевича

Автограф Тимофея Савельевича — ученика Новгородской семинарии

В 1740 году старанием нового епископа Новгородского Амвросия духовная славянская школа была преобразована в духовную семинарию. Из общего тысячного состава учащихся духовной школы Тимофей как один из способнейших к наукам был переведен во вновь открытую семинарию и принят на казенное содержание. Начальство Новгородской семинарии присвоило ему новую фамилию — Соколов.

Еще на старшем курсе семинарии Тимофей начал там преподавать: сначала греческий язык, а по окончании учебы — риторику и философию.

Его решению принять монашеский постриг предшествовали два события, о которых рассказал впоследствии сам святитель. Навыкши бодрствовать и любя ночное время посвящать молитве, однажды он увидел на время разверзшиеся небеса и его коснулась радость горнего мира. А еще было чудесное спасение от смерти: на колокольне он оперся на перила, а они рухнули на землю, но Тимофея как будто кто-то толкнул назад, сохранив от неминуемого падения. Это убедило его в особом Божием Промышлении о нем. Вскоре последовали постриг, рукоположение: сперва в иеродиакона, а затем в иеромонаха, и направление в Тверь.

 

Пострижение в монахи

Пострижение в монахи. Житийное клеймо на раке с мощами свт. Тихона в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре

Господь сподобил архимандрита Тихона принять сан епископа в 37 лет. Когда выбирали владыку на Новгородскую кафедру, решили тянуть жребий. К семи другим кандидатам предложили добавить и ректора Тверской семинарии Тихона. Трижды тянули жребий и трижды доставали одно и то же имя — архимандрит Тихон.

А в 1763 году — уже не по жребию, а по желанию самой императрицы Екатерины II — святителя перевели на Воронежскую кафедру. Епархия была одной из самых больших и неустроенных. Преосвященный Тихон начал свое служение как иерарх Воронежской епархии через 85 лет после ее основания. Он был одиннадцатым Воронежским епископом. Несмотря на то, что его усердные предшественники много потрудились и как администраторы, и как архипастыри-душепопечители, святителю Тихону пришлось приложить немало усилий, продолжая их дело: содействовать просвещению духовенства, бороться с раскольниками, поднимать духовно-нравственные устои своей православной паствы, преодолевать невежество и изживать всё еще бытовавшие в народе суеверия и языческие обычаи.

Например, оказалось, что многие священники епархии не знают Священного Писания и Евангелие почти никто не читает. Святитель написал несколько сочинений в назидание пастырям и требовал, чтобы каждый из них имел Евангелие и ежедневно его читал.

Ревность святителя о спасении вверенной ему паствы через много лет прозвучит в его слове, обращенном к верующему во Христа сердцу: «Возлюбленный христианине! Брат твой и ближний твой, едино с тобою создание Божие… идет в ров погибели, как слепый, когда беззаконует… Закричи убо в след его, возлюбленне: "Брате! Не туды идешь: тамо ров пред тобою ископан, в который имеешь впасти и никогда оттуду не изыти". Удержи, возлюбленне, удержи его, пока еще не впал».

Большим испытанием стал судебный процесс над митрополитом Ростовским Арсением (Мацеевичем), в котором Воронежский епископ вынужден был участвовать. Митрополит Арсений открыто выступил против секуляризации церковных земель, иными словами, против воли императрицы Екатерины II. Это судилище, обрекшее на поругание человека святой жизни, произвело на владыку Тихона тягчайшее впечатление: он какое-то время не мог служить. Сверхмерные труды, связанные с управлением епархией, ослабили и без того некрепкое здоровье святителя, и вскоре он подал прошение уйти на покой.

Уединенный Толшевский монастырь за сорок верст от Воронежа привлек к себе внимание святителя глубокой своей тишиной среди дремучих лесов. Он надеялся, что свежий воздух и спокойствие при сельских работах восстановят его силы, но болотистая местность оказалась неблагоприятной для его здоровья. Через полтора года владыка Тихон переместился в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, ставший его последним земным прибежищем.

 

Сочинения святителя Тихона Задонского

Сочинения свт. Тихона Задонского, издания разных лет

Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни. Заключительные 15 лет он провел в молитве и духовной переписке, создав лучшие свои духовные произведения, которыми мы руководствуемся до сих пор. Святитель при этом очень скорбел, что не приносит Церкви необходимой пользы и недостаточно времени послужил ей на епископской кафедре. По мере укрепления сил он стал испытывать сердечную скорбь о своей мнимой праздности. Духовные труды он не считал служением Церкви и не придавал им значения, которое они в действительности имели. Свои сочинения Задонский затворник при жизни не публиковал — они распространялись в рукописях. А после своей смерти завещал келейнику передать их в Священный Синод для рассмотрения.

За проведенные «на покое» годы святитель Тихон Задонский написал духовные сочинения, которые в 1826 году при издании в Санкт-Петербурге составили 15 томов. Наиболее известными можно назвать книги «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Наставления монашествующим», «Письма келейные», «Наставление христианское». Священный Синод на их основе составил сборник для чтения в храмах «Наставление о собственных всякого христианина должностях» (1789 год).

 

Монахиня Афанасия (Иванова)

Мон. Афанасия (Иванова). Свт. Тихон пишет духовные труды

Глубина трудов, важность поднятых тем, а также красота и изящество слога стяжали святителю Тихону славу «российского Златоуста». Возможно, по этой же причине спустя столетие он стал одним из любимейших и почитаемых святых у таких классиков русской литературы, как Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский. «А кстати: многие ли знают про Тихона Задонского? Зачем это так совсем не знать… Некогда, что ли? Поверьте, господа, что вы, к удивлению вашему, узнали бы прекрасные вещи», — пишет Достоевский в своем «Дневнике».

Работая над одним из произведений, Федор Михайлович как-то сказал редактору Каткову: «Идеалом… беру Тихона Задонского. Это тоже Святитель, живущий на спокое в монастыре. С ним сопоставляю и свожу на время героя романа. Боюсь очень; никогда не пробовал…» А в другом его письме читаем: «…Может быть, именно Тихон-то и составляет наш русский положительный тип, который ищет наша литература. <…>

Правда, я ничего не создам, я только выставлю действительного Тихона, которого я принял в свое сердце давно с восторгом. Но я сочту, если удастся, и это для себя уже важным подвигом».

Святой благотворил малоимущим, страждущим, встречался с искавшими духовной помощи, вел строгую подвижническую жизнь и являл необычайную кротость и смирение, отличался крайней добротой. Сам выходец из народа, он до конца дней не утратил с ним живой связи. Книги святителя Тихона, неоднократно переиздаваемые, становились настольным чтением многих тысяч людей. Притягательность творений епископа Воронежского для простого человека состояла в том, что он открывал каждому взаимосвязь сложнейших догматов веры с обыденной жизнью. Народной памяти святитель Тихон особенно был дорог своим нищелюбием, кротостью, незлобием.

 

Святитель Тихон беседует с народом

Свт. Тихон беседует с народом

Сострадал чадолюбивый пастырь и заключенным в тюрьмах за долги и преступления и нередко посещал их. Заключенные встречали его как отца, и он радушно садился между ними, будто в кругу семьи, расспрашивал каждого о вине его и старался пробудить в нем раскаяние или внушить терпение для перенесения своей участи.

Жил святитель в самой простой обстановке: спал на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Одежду имел самую простую, потому что хотел быть иноком и подвижником в полном смысле слова. В баню никогда не ходил и не любил, чтобы ему прислуживали, разве только когда бывал болен. Был великим знатоком Священного Писания: Псалтирь знал наизусть и читал всегда по памяти, углубляясь в богомыслие; так же хорошо знал евангельский текст, отчего поучался в законе Господнем день и ночь (ср.: Пс. 1: 2), не требуя под руками книги. А за обедом всегда просил читать ему пророчества Исаии. Трапеза его была самая скудная, но и тут он говаривал, как бы упрекая себя в роскоши: «Слава Богу, вот какая у меня хорошая пища, а братия моя: иной бедный в темнице сидит, иной без соли ест — горе мне, окаянному». Святитель любил простую работу: мог порубить дрова, принести воды, просеять муку.

Однако, помимо внешних трудов, не менее важна та внутренняя борьба, которую вел владыка со своими страстями. Далеко не все относились к святому с пониманием. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: «Богу так угодно, что служители смеются надо мною, — и я достоин того за грехи мои». Часто еще говорил он в подобных случаях: «Прощение лучше мщения», хотя это было для него настоящим подвигом; от природы вспыльчивый и раздражительный, он поначалу не мог ужиться ни с одним келейником, но сумел смирить себя и при малейшем приступе гнева сам первый кланялся келейнику в ноги.

Хорошо известен и другой пример. Как-то в одном из домов святитель вступил в дискуссию с вольнодумным дворянином, обладавшим несдержанным характером. В разговоре дворянин всё больше раздражался, а владыка, чувствуя это, старался говорить всё тише. Однако такое спокойствие еще более возмущало собеседника, так что он наконец, не выдержав, ударил епископа по щеке. Владыка тут же бросился дворянину в ноги, прося прощения за то, что довел его до такого состояния. Пораженный поведением святителя, дерзкий вольнодумец сам упал владыке в ноги и стал молить о прощении. Вскоре этот человек, осознав свое заблуждение, сделался христианином.

 

Храм преподобного Сергия Радонежского

Храм прп. Сергия Радонежского в селе Липовке Задонского района, в котором служил свт. Тихон на покое, посещая имение своих друзей Бехтеевых

Промыслом Божиим святителю Тихону была попущена жесточайшая борьба с унынием. «Видим в мире, что люди плачут. Рождаются с плачем, живут с плачем, умирают с плачем. Плачут люди, потому что живут в мире — месте плача, юдоли плачевной. <…> Плачь и ты, христианин! <…> Плачь, пока время не ушло, пока полезны слезы. Плачь — да не будешь вечно плакать. Плачь — и утешишься», — пишет он в «Сокровище духовном, от мира собираемом».

«Когда же на него находило искушение, — вспоминал келейник святителя Василий Чеботарев, — он говаривал: "Не знаю, куда себя девать, братец"». Временами на целый месяц владыка закрывал дверь в свою келью и только через окошко в двери ему приносили еду и воду — настолько он чувствовал невозможность быть рядом с кем-то. Только Бог знает, что испытывал святитель, молясь в такие дни Спасителю. Однако ни меланхолия, ни какая другая тварь от Бога святителя отлучить не смогли. И Господь, утешая Своего терпеливца, однажды, раскрыв небеса, показал, как именно Он утешит тех, кто на этой земле страдал, но надеялся.

 

Труды святителя Тихона на покое

Труды свт. Тихона на покое: посещение заключенных, больных и неимущих

За три года до смерти святитель Тихон точно знал, сколько ему осталось жить. Он тяжело болел, заранее приготовленный гроб хранил у себя в чулане. А незадолго до смерти составил духовное завещание. В нем русский Златоуст вторит Златоусту Константинопольскому: «Слава Богу за всё!» Его завещание, как никакое другое писание, раскрывает величие духа Задонского подвижника: здесь и славословие Творцу, и высота самоотверженного жития святителя, и крайнее смирение, и нестяжание, и любовь к народу Божию:

Слава Богу о всем!

Слава Богу, яко мене создал по образу Своему и по подобию!

Слава Богу, яко мене падшего искупил!

Слава Богу, яко о мне недостойном промышлял!

Слава Богу, яко мене согрешившего на покаяние призвал.

Слава Богу, яко мне подал слово Свое святое, яко светильник, сияющий в темном месте, и тем мене на путь истинный наставил!

Слава Богу, яко мои очи сердечныя просветил!

Слава Богу, яко подал мне в познание святое имя Свое!

Слава Богу, яко банею Крещения грехи мои омыл!

Слав Богу, яко показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть Иисус Христос, Сын Божий, Который о Себе глаголет: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14: 6).

Слава Богу, яко согрешающего мене не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои!

Слава Богу, яко показал мне прелесть и суету мира сего!

Слава Богу, яко помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях!

Слава Богу, яко при бедственных и смертных случаях мене сохранял!

Слава Богу, яко мене от врага диавола защищал!

Слава Богу, яко мене лежащего восставлял!

Слава Богу, яко мене печалующегося утешал!

Слава Богу, яко мене заблуждающего обращал!

Слава Богу, яко мене отечески наказывал!

Слава Богу, яко мне объявил Страшный Свой Суд, да того боюся и каюся за грехи моя!

Слава Богу, яко объявил мне вечную муку и вечное блаженство, да тоя убегну, а сего поищу!

Слава Богу, яко мне недостойному подавал пищу, которою немощное мое тело укреплялось; подавал одежду, которою нагое мое тело покрывалось; подавал дом, в котором я упокоевался!

Слава Богу и о прочих Его благах, которыя мне к содержанию и утешению моему подавал! Столько я от Него получил благодеяний, сколько дыхал!

Слава Богу о всем!

Ныне я к вам, братия моя, слово обращаю. Не могу я с вами, якоже прежде, устами и гласом беседовать, яко бездыханен и безгласен, но беседую малым сим письмецом:

  1. Храмина тела моего разрушилась и яко земля земле предается, по слову Господню: земля еси, и в землю пойдеши (ср.: Быт. 3: 19). Но со Святою Церковию «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века»*. Надежда моя сидит одесную Бога. Иисус Христос, Господь мой и Бог мой! Он воскресение и живот мой. Он мне глаголет: Аз есмь воскресение и живот. Веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (ср.: Ин. 11: 25). Он мене спящего всесильным Своим гласом возбудит!

 

Мощи свт. Тихона в Задонском монастыре

  1. Отошел я от вас в путь всея земли и отлучился, и уже друг друга не видим, якоже прежде. Но увидимся паки тамо, где соберутся вси языцы, от начала мира до конца пожившии. О! Сподоби, Господи, и тамо видеться, где Бог видится лицем к лицу (1 Кор. 13: 12) и тем видящих оживляет, утешает, радостотворит, увеселяет и вечно блаженными делает! Тамо люди, яко солнце, сияют; тамо истинная жизнь; тамо истинная честь и слава; тамо истинная радость и веселие; тамо истинное блаженство, и все вечное и бесконечное! Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя!
  2. Благодетелям моим, которые мене при нужде и немощи моей не оставляли, но по своей любви и милости благими своими снабдевали, много благодарствую. Да воздаст им Господь в день, в котором всем по делам их воздастся!
  3. Всем, которые мене как-нибудь обидели, простил я и прощаю, да простит им Господь Бог Своею благодатию! Прошу и мене простить, ежели кого чем обидел, яко человек. «Оставите и оставится вам», — глаголет Господь (см.: Мф. 6: 14).
  4. Пожитков как у мене не было, так и не осталось по мне. Прошу убо с тех, которые при мне жили и служили мне, не взыскивать. Простите возлюбленнии и Тихона поминайте.

Вам доброжелатель Тихон, недостойный епископ

 

Памятник свт. Тихону. На заднем плане — храм Рождества Пресвятой Богородицы Задонского монастыря

Святой просил похоронить себя прямо на дороге к Владимирскому храму, чтобы могилу его всё время «попирали ногами». Но выполнить его волю никто не решился: погребли угодника Божия под алтарем храма, в специально сооруженном склепе.

В 1846 году, спустя 63 года со дня погребения, при строительстве в обители нового собора тело святителя обнаружили без следов тления. Прославление святого состоялось в 1861 году, в день его кончины — 26 августа.

В 1919 году по распоряжению советских властей мощи святителя Тихона были изъяты из храма и долгое время находились в качестве экспоната в музеях: вначале в Ельце, а затем в Орле. На небольшой срок (1947–1960 годы) святыню было позволено поместить в орловском Богоявленском соборе, где она была доступна для поклонения верующим. После этого мощи передали в краеведческий музей города Орла. И только в 1988 году, в день памяти святителя, произошло второе обретение мощей — святыня вернулась во Владимирский собор Задонского монастыря, где пребывает и сегодня.

Духовный подвиг, понесенный святителем Тихоном в борьбе с унынием, раздражительностью и прочими проявлениями падшей человеческой природы, возвел его к святости и, будучи искушен, сегодня он нам дан как дивный молитвенник, крепкий помощник и утешитель в борьбе со страстями.

Подражателю любве Отца Небеснаго, яко сын любве, в любви присно пребываяй, любовь выше поста поставил еси. Молим тя: уйми и нам от духа любве твоея и научи нас зрети наша прегрешения и не осуждати брата: можеши бо, яко в Бозе пребываеши и Бог в тебе пребывает

Стихира на хвалитех, глас 2

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

---------

* Цитата из Символа веры.

При подготовке использовались материалы:

  1. Минея дополнительная. — СПб.: С.-Петербургская Синодальная Типография, 1909.
  2. Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
  3. Святитель Тихон Задонский. Житие. Акафист. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2009.
  4. Житие святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Липецкая митрополия (mitropolia-lip.ru).
  5. «Российский Златоуст». Православие.Ru (pravoslavie.ru).
  6. Храмы села Короцко, Братство Святителя Тихона. КОРОЦКО, Валдайский район, Новгородская область. Родина святителя Тихона Задонского (korotsko.ru).
  7. Святитель Тихон Задонский. Штрихи к биографии (Владимир Невярович). По ком звонит колокол (mgarsky-monastery.org).
  8. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ. Древо (drevo-info.ru).

26.08.2024

Просмотров: 440
Рейтинг: 5
Голосов: 5
Оценка:
Комментировать