X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Метаморфосис — Преображение

преображение Господне

И через шесть дней берет Иисус Петра, и Иакова, и брата его Иоанна и возводит их на гору высокую, будучи с ними наедине. И преобразился Он на глазах у них, и просиял лик Его, как солнце, а одежды Его сделались белы, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, собеседующие с Ним. А Петр на это сказал Иисусу: «Господи, хорошо нам здесь быть! Если хочешь, я устрою здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея, один для Илии». Он еще говорил, как вдруг осенило их облако сияющее, — и вот, голос, говорящий из облака: «Это есть Сын Мой Возлюбленный, Тот, на Ком благоволение Мое! Его слушайте!» И ученики, слыша это, пали на лица свои и весьма устрашились. И подошел к ним Иисус и, коснувшись их, сказал: «Встаньте и не страшитесь!» А они, подняв глаза свои, не увидели никого, кроме Самого Иисуса. А когда спускались они с горы, Иисус наказал им: «Никому не говорите об этом видении, пока Сын Человеческий не восстанет из мертвых!»

Ср.: Мф. 17: 1–9

Господь и Бог наш Иисус Христос явился на земле в уничиженном виде, скрыв Свое Божественное величие завесой человеческой природы. Господь родился в вертепе и в дни земного служения Он, по Своему слову, не имел места, где преклонить голову (ср.: Мф. 8: 20). Он был гоним, был оклеветан и Свой земной путь завершил смертью преступника. И о страданиях Христа Спасителя, как уже свершившихся, еще в Завете Ветхом пророк Исаия писал, что не было в Нем ни вида, ни величия... Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни (Ис. 53: 2–3).

Но снисшедший к человеку Бог приоткрывал людям и Свое величие тогда, когда учил не как книжники и фарисеи, но как власть имеющий (ср.: Мф. 7: 29), когда исцелял больных и воскрешал умерших, повелевал стихиями и насыщал тысячи алчущих.

А однажды Господь преобразился, показав сияние Своей славы —Превечного Сына Божиего. Три ближайших ученика: Петр, братья Иоанн и Иаков, взойдя на гору Фавор, увидели, что во время молитвы лицо их Учителя преобразилось — просияло, как солнце, одежды засветились, стали — запишет со слов апостола Петра евангелист Марк — как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9: 3). Здесь мы можем вспомнить Моисея. Когда он спустился с горы Синая, то лицо его сияло отраженной славой Божией, сияло так, что на него не могли взирать люди.

 

преображение Господа Иисуса Христа

Слава Божия связана с Теофанией — Богоявлением. И теперь Господь являет Свое Богосыновство: глас Отца (как и в день Крещения) свидетельствует: Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Его слушайте (Мф. 17: 5), а ученики на какое-то время получают возможность увидеть свет славы своего Учителя, обычно сокрытый от человеческого взора. Два праведника Ветхого Завета: Моисей, а также Илия, олицетворяя собой закон и пророков, явились Господу и говорили с Ним.

Ученики были потрясены и растерянны. Петр, не зная, как отреагировать на происходящее, произнес: Учитель, хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею, и одну Илии (ср.: Мк. 9: 5). Ибо не ведал, что говорит (ср.: Лк. 9: 33), — объясняет его слова евангелист Лука. Петр хотел удержать Господа на Фаворе, соорудив там три шатра. Но ведь Господь Бог обитает не в шатрах, не в том или ином месте. Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же поставите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? — вопрошает Господь через пророка Исаию (ср.: Ис. 66: 1). Тогда облако покрыло вершину горы — и это ассоциировалось с тайной присутствия Господа Бога и явлением Его славы. Так когда-то Моисей взошел на Синай, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила Синай (ср.: Исх. 24: 15–16).

 

облако на горе Фавор

И уже невозможно было остаться ни на Фаворе, ни в Галилее, необходимо было идти в Иерусалим, чтобы там свершить то, о чем говорили Моисей и Илия с Господом. А беседовали они тогда об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (см.: Лк. 9: 31). Этот исход — смерть. Преображение тесно связано с распятием: Господь даровал ученикам увидеть свет Его Божественного величия, чтобы они, когда наступит страшное время крестных страданий, помнили и знали, что смерть Христа Спасителя добровольная, что Он Сам отдает Себя за жизнь мира. Так и говорит об этом кондак праздника: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние». И понятно поэтому, что Господь запретил ученикам, видевшим Его во славе, говорить об этом до Его Воскресения, ведь рассказ о величии Христа никак не мог совместиться с казнью на Кресте, пока не пришла весть о победе над смертью — о Воскресении.

Именно для того, чтобы победить смерть Воскресением, чтобы воссоздать человека и преобразить его, приходит в мир Сын Божий. Именно во Христе Спасителе сокрыта тайна преображения человека и всего мира. Об этом апостол Иоанн Богослов пишет всем Христовым ученикам: Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3: 2).

Когда-то, за 13 веков до Рождества Христова, Боговидец Моисей восходил на гору Синай, чтобы там получить откровение — говорить с Богом. И по мере того как Моисей приближался к вершине, он вступал во мрак (ср.: Исх. 20: 21). В этом мраке и была сокрыта тайна богообщения и богопознания, «потому что искомое выше всякого познания, как бы неким мраком, объято отовсюду непостижимостью», — так святитель Григорий Нисский комментировал этот эпизод из жизни Моисея.

О тайне непостижимости Бога свидетельствует также иконопись. Так, на некоторых иконах Преображения фигуру Христа Спасителя иногда окружает мандорла — миндалевидный нимб, символизирующий сияние славы. И чем ближе к центру, чем ближе ко Христу, тем интенсивнее становится цвет мандорлы, пока не превращается в совсем темный — черный, как тот мрак, в который погрузился когда-то Моисей. И на этом фоне изображен Христос — Бог, ставший Человеком и даровавший нам полноту Богооткровения. Бог, даровавший человеческой природе, а значит, и всем нам воскресение и преображение!

 

икона Господа

19.08.2024

Просмотров: 513
Рейтинг: 5
Голосов: 13
Оценка:
Комментировать