X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Материализм с привкусом идеализма

Протоиерей Андрей Лемешонок

С воскресным днем! Поздравляю тех, кто принял величайшую святыню — Кровь и Тело Христа. И вот что хочется сказать по сегодняшнему Евангелию. Принесли к Иисусу больного человека, который не мог встать с постели. И Господь ему говорит: Отпускаются тебе грехи (ср.: Лк. 5: 20). Люди, конечно, ропщут: «Что такое? Как?..» — «Ну ладно, если вы не верите, то пусть встает и уходит» (см.: Лк. 5: 21–24). И больной встал, взял постель свою и пошел в дом свой (Мф. 9: 7). К чему я это говорю? Вот стоит батюшка на Исповеди, читает разрешительную молитву. Но нам этого мало… Нам нужно, чтобы нас подняли со одра нашего, нам нужно чудо. Но неизвестно, куда ты пойдешь, если избавишься от своих немощей. А может быть, тебе нужно лежать в болезни?

Тридцать восемь лет лежал больной у Овчей купели. И Господь пришел к нему: «Я здесь, Я всё слышу. Все эти тридцать восемь лет я слышал, что ты болел и что тебе было плохо. Ладно, вставай со своего одра! Но не греши больше, чтобы не стало тебе хуже» (см. Ин. 5: 1–14). Понимаете, какой момент? Мы часто думаем: «Вот если бы у меня не болела нога (голова, сердце, печенка, селезенка и прочее), тогда было бы хорошо. Тогда бы я уверовал, что Господь действительно рядом, что Он меня исцелил, поднял меня со одра. А то, что священник разрешает грехи, — к этому я привык». Какой все-таки махровый материализм живет внутри каждого из нас. Внутри каждого! Все мы материалисты — с привкусом идеализма. Все мы, знаете, как в народе говорят, одним миром мазаны. Сколько же нужно нам любви Христа, Который нас питает Своей Плотью и Кровью, а мы остаемся голодными, недовольными?! Вот если бы меня, говорят, сейчас повысили на работе, если бы мне сейчас что-то перепало земное, тогда бы я поверил, тогда бы я пошел за Богом. Некоторые твердят: «Я двадцать лет хожу в храм, а как жила, так и живу, ничего не меняется в моей жизни!»

Не понимает человек Бога. Показательный пример: Господь идет в Иерусалим умирать за людей, а апостолы начинают спорить, кто из них будет первым в Божием Царствии (см.: Мк. 10: 37; Лк. 22: 24). И как нам быть с этой своей греховной природой, с которой мы родились в этот мир, которая диктует нам свои условия и не хочет погибать, чтобы родился новый человек?..

Некоторые святые отцы говорят, что ад — это милосердие к грешным людям. В аду грешники никого и ничего не видят — только себя, только свое «Я». А если бы такой человек, который жил без Бога и которому было чуждо всё духовное, попал в рай, то, представляете, какие бы у него были мучения? И если бы мы сами сейчас попали в рай, разве продержались бы там? Мы бы сказали: «Ой, нет-нет, перекур! Я уже помолился, сколько там надо часов…» А тут, в раю, надо молиться постоянно.

Мы получаем то, что мы хотим. Если хотим жить с Богом, кто нам мешает? Если хотим жить, не думая ни о чем земном, и служить людям, забывая о себе, кто нам в этом мешает? Да только мы этого не хотим. Но говорим, что Бог нам чего-то не дает. Якобы есть у Бога «любимчики», например любимый ученик Иоанн Богослов, а остальные уже так — «поменьше». Знаете, как материалистически мы можем трактовать Божие действие? Сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125: 5). И только претерпевший до конца спасется (ср.: Мф. 24: 13). Поэтому не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5: 14). И как страшно, когда мы привыкаем к земному и, придя в новый, духовный мир, мир Божий, все-таки не отлепляемся от того временного мира. Ты хочешь, принимая Тело и Кровь Христа, чтобы у тебя всё сейчас «полетело» и ты «порхал»? Нет, ты должен сострадать Христу — Он же на Кресте, Он дает тебе Свое Тело и Кровь. А ты хочешь земных радостей, земных утешений.

Cейчас я пришел к такой мысли: если жить с Богом, то надо каждый день умирать. Иначе ты будешь колебаться: «Ой, мне тяжело, я не могу, мне уже всё надоело…» И враг будет постоянно расхищать то, что дает тебе Бог. Это страшно — всё время быть на кресте. Но есть и нечаянная радость, которую Господь дает тем, кто не жалеет себя, кто благодарит за всё — и за скорбь и за радость, кто говорит: «Вот, я причастился, я принял Тело и Кровь Христа; и большего я ничего не получу ни в этом мире, ни в будущем». А нам всё время надо еще чего-то, всё время чего-то не хватает, какой-то радости — в море поплескаться, на лужайке полежать, воздухом подышать… И это хорошо — мы люди душевные. И Бог нам это разрешает. Но когда за всем этим теряется смысл пришествия в этот мир Христа и когда мы хотим, чтобы Христос нам служил и во всех наших желаниях потакал, — в этом уже нет никакого христианства. Были мы материалистами и остались материалистами — только перекрасились в «православный цвет». «Каким ты был, таким остался, орел степной…»*

Нам нужно стать другими людьми. Сами мы ими не станем по своей природе греховной. Но когда благодать Божия человека посещает, он становится святым, потому что в нем Христос. Вот вы сегодня приняли Христа. Будете ли вы святыми? Если вы выйдете из храма и к вам кто-то подойдет и шлепнет по щеке, вы подставите другую, как сказал Христос? Да ни за что в жизни… Вот наше сегодняшнее христианство. Мы судим всех — начальников, соседей: «Все плохие, но я же хороший, а меня никто не понимает». И вот эти «басни Крылова» надо оставить. Надо жить реальной жизнью, друзья мои! Потому что время приближается, и рано или поздно мы предстанем на Суд Божий.

Мы привыкли к грязи — до такой степени, что это уже наша «естественная среда обитания». А чтобы быть в раю, надо привыкнуть к любви, иметь навык любви. Привыкнуть к тому, что без любви не может быть никаких отношений. Без доверия не может быть семьи. У людей нет желания воспитывать детей: всё заменяют телефончики и разные «мультики-пультики». Мне некогда, говорят, воспитывать детей, сидеть с ними, что-то читать, объяснять — мне деньги надо зарабатывать. А что вы за эти деньги купите? Любовь? Верность? Дружбу? Веру? Да ничего не купите. А Бог дает всё, всю полноту…

Ради нашей человеческой немощи Господь поднимает сегодняшнего евангельского больного со одра. И люди славят Бога: «Чудо!» А то, что Господь отпустил ему грехи: «Это ладно… Можно что угодно сказать». Но нет, разрешительная молитва — это не просто слова. Когда-то я принимал исповедь вместе с одним священником, моим другом, и он сказал: «Отец Андрей, почитайте вместо меня разрешительную молитву, тяжеловато…» Если человек с верой слушает разрешительную молитву, благодать Божия касается его!

Как можем мы, будучи эгоистами, воспитать детей не эгоистами? Как можем мы, будучи ленивыми людьми, живущими для себя, воспитать детей, которые будут жить для других? Так что начните с себя — и кончите стяжанием той благодати Божией, которая через вас будет посещать ваших близких. Держимся, держимся, трудимся. В меру своих сил — не надрываясь и не расслабляясь. И будем смотреть вперед с верою и надеждою, чая впереди воскресение наше из мертвых.

Проповедь после Божественной литургии 04.08.2024 г.

---------

* Цитата из стихотворения М. Исаковского «Каким ты был, таким остался».

12.08.2024

Просмотров: 536
Рейтинг: 4.8
Голосов: 18
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать