«Самое главное, что меня Господь нашел»
Новая серия публикаций в рубрике «Служение. Мастерские» рассказывает о людях, которые несут послушание в церковной лавке «Свеча» около храма в честь иконы Божией Матери «Державная» нашего монастыря.
Сестра Ксения Глоба, которая здесь трудится, ежедневно благодарит Бога, ведь восемнадцать лет назад Он привел ее «в самый лучший монастырь и провел через самые лучшие послушания». Сестра Ксения рассказала, как смогла реализовать в обители свои школьные мечты, и поделилась, что церковный магазин — это больше, чем свечи и записки. Это судьбы людей, в каждой из которых сестра старается принять участие.
— Ксения, по образованию Вы медсестра, а трудитесь в монастырской лавке. Какие события привели Вас сюда?
— Я работала в поликлинике медсестрой. Была некрещеная. И вот врач, с которым трудилась, стал разговаривать со мной о Боге. Его позиция мне импонировала. Он посоветовал мне заехать в Петро-Павловский собор к отцу Андрею Лемешонку, который тогда служил там.
«А Вы хотите жить с Богом?» — спросил батюшка. Я ответила, что не знаю. Он улыбнулся: «Креститесь». Я тогда действительно не знала, что значит жить с Богом. И не думала, что моя жизнь так радикально изменится.
Интересно, что, когда я еще училась, мама моей подруги, католичка, записала нас на Крещение в несвижский костел, но у меня тогда обстоятельства не сложились. И вот Господь привел в Православную Церковь.
После Крещения вся жизнь переменилась. Я стала ходить в храм. Поняла, что нашла свое место. Долго чувствовала благодать.
— Вы испытали на себе Божественное действие и захотели потрудиться в доме Божием…
— Какое-то время работала в лавочке Жировичского монастыря. Потом — секретарем-машинисткой в Минской епархии. Но заболела бабушка, нужно было за ней ухаживать. И отец Андрей* предложил послушание в иконоокладной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря. Я брала работу на дом и смотрела за бабушкой. Много лет трудилась там. Потом по состоянию здоровья попросилась перейти в другую мастерскую. Батюшка направил сначала в лавку Никольского храма, а потом сюда.
— Наверное, перед Вами прошел не один человек, познакомившийся с монастырем благодаря Вам и другим сестрам лавки?
— Да. Люди приходят с проблемами. Предлагаешь сходить на исповедь. И радостно, когда некоторые остаются. Человек потом благодарит, что, мол, привела его в храм, но ведь это Господь его привел. Наблюдаешь, как меняется потом жизнь у людей.
Одна девушка попросила о молитве. Ей было так трудно, что не хотелось жить. А отец Андрей сказал: «Жить — хорошо». Она еще заспорила, но потом всё же пришла на исповедь. Стала ходить в храм, работать в монастыре, потом вышла замуж, родила ребенка. И таких случаев немало.
— А с благодарностью приходят?
— Конечно. Вот, например, случай. Помню, обратилась девушка, не очень воцерковленная. У нее была сложная семейная ситуация. Кто-то из сестер подсказал ей почитать 40 дней акафист святителю Николаю Чудотворцу. Она пришла потом радостная, сказала, что положение казалось тяжелым, но после молитвы пришла помощь.
Одна женщина подавала записочку на благодарственный молебен и рассказывала: «Прихожу к святому Николаю Чудотворцу со своими просьбами. Он всегда их выполняет».
А однажды зашел молодой человек, серьезный такой. У нас стояла очень дорогая икона из иконоокладной мастерской, большая, красиво расшитая. Он показал на нее: «Мне эту». Чувствовалось, что купил ее в знак благодарности.
— А Вы сами обращались в монастырскую лавку до того, как стали прихожанкой монастыря?
— Да. Моя встреча с монастырем произошла как раз через лавочку. На «точке», которая работала в магазине возле моего дома, я познакомилась с сестрами. Мы часто общались.
Первая Исповедь в обители случилась в недостроенном Никольском храме, там еще доски лежали. Пришла я на Вербное воскресенье. Тяжесть была на душе. А после Покаяния получила облегчение.
Вспомнился еще момент… Как-то ехала в монастырь на акафист, очень болела голова. После богослужения батюшка давал целовать крест. И вот я подхожу с мыслями: «Сейчас крест поцелую и боль пройдет». После того как вышла из храма, встретила знакомую. Идем с ней, разговариваем, и я понимаю, что голова не болит.
— Какими историями делились с Вами люди в лавке?
— Очень тронул рассказ бабушки из Санкт-Петербурга. Она поведала, что в 90-е годы какое-то время жила с мужем на Украине. Ему должны были дать звание генерала и попросили принести присягу Украине. Но военный летчик отказался, сказал, что присягу уже давал. Он не получил генерала. Это потом повлияло и на пенсию. Но поразила верность присяге, патриотизм.
— Чаще ведь приходят с нуждами, чем с благодарностями. Наверное, ощущаете здесь все перипетии, происходящие в обществе?
— Работа в лавке напрямую связана с помощью людям. Ты не просто принимаешь записки и продаешь свечи. Человека нужно выслушать, что-то ему посоветовать. У людей много скорбей, особенно сейчас, когда такое время неспокойное. В основном волнуют семейные проблемы: развод, болезни и другие испытания. Всё пропускаешь через сердце. Только моих сил не хватило бы на всё. Здесь чувствуешь молитвенную поддержку, помощь. Люди вокруг близкие по духу. Бывает, кажется, тяжело физически, но идешь на послушание, потому что знаешь — будет легче. Господь посылает человека, которому ты чем-то можешь помочь, даже просто словом. Отвлекаешься, и свои проблемы кажутся незначительными.
— Как на Вас повлиял труд в монастыре?
— Работа в иконоокладной мастерской дала мне возможность увидеть красоту. Там я чувствовала и молитву, и связь с иконой, со святыми. Каждый раз, начиная новый образ, ты молишься святому, что-то про него читаешь. Познавательно. Это и общение с людьми.
— Вышивка окладов — это ведь очень тонкая работа, требуется мастерство. Как Вы им овладели?
— На УПК в школе мне очень нравилось моделирование одежды. Собиралась поступать на модельера, но обстоятельства сложились так, что пошла в медучилище. И как приятно, что мой навык пригодился в мастерской! Вышивкой же никогда не занималась, но обучилась.
Работа была творческая: украшали иконы Божией Матери, Спасителя, святых, вышивали плащаницы. Мне очень нравилось. Помню, как-то делали оклад плащаницы. Ткань была невзрачная, и мы около года не могли ничего подобрать. Потом матушка придумала красивую вышивку, мы расшили плащаницу жемчугом — получилось очень красиво.
Теперь радостно, когда икону, над которой ты трудился, покупают. Можешь что-то рассказать о ней человеку.
— Возможно, за то время, что Вы трудились в мастерской, какой-то образ стал Вам особенно близок?
— Икону Божией Матери «Умиление», что в Псково-Печерском монастыре, я раньше не знала. С оригинала иконы брала образец и вышивала. Помню, сделала ее, и это всем понравилось, сказали всегда так делать. Вообще, отношение к святому изображению поменялось. Лики для меня как живые.
— У Вас есть икона, перед которой Вы чаще молитесь?
— Наверное, «Тихвинская». Однажды поехала потрудиться на остров Валаам, познакомилась там с сестрой во Христе из России. Мы с ней долго разговаривали. Она мне и подарила эту иконочку.
Чудом появился дома образ «Неувядаемый Цвет». В магазин Жировичского монастыря, где я работала, привезли эту икону. Она запала мне в душу, а денег купить не было. И тут звонит сменщица, просит поработать за нее. Так внезапно у меня появилась возможность заработать. Дома повесили образ на стену. Молюсь перед ним за детей.
Когда страшный грипп ходил, всей семьей читали акафист перед иконой Божией Матери «Казанская». Никто не заболел.
— За что Вы благодарны в своем служении?
— В Минской епархии мне удалось потрудиться с владыкой Филаретом (Вахромеевым). Насколько он был близок к простым людям! В нем была такая сила духа! Дочка хотела после девятого класса уйти в монастырь. Как-то она приехала ко мне на работу. Тут идет владыка и говорит: «Благословляю на учебу». И дает ей иконочку Святой Троицы. Теперь у нее семья.
Здесь я меняюсь к лучшему. Господь дал мне матушек, у которых учишься добродетелям, очень много хороших людей здесь встретила.
Самое главное, что меня Господь нашел, привел в самый лучший монастырь к самому лучшему духовнику и на самое лучшее послушание. Столько красоты и любви вокруг!
Беседовала Ольга Косякова
Фотографии Максима Черноголова
----------
* Здесь и далее речь идет о духовнике монастыря — протоиерее Андрее Лемешонке.
23.08.2024