Домашняя Церковь: трапеза и пост
Меня очень впечатлило слово о трапезе старца Паисия Святогорца. У него была традиционная греческая семья — отец, мать, семь братьев и сестер. Они всегда кушали вместе, друг дружку ждали и не приступали к трапезе, пока все не соберутся за стол. Если кто-то покушал отдельно от семьи, у них говорили, что он соблудил. Старец Паисий указывает на то, как важно, чтобы трапеза была общей.
Семья — это маленькая Церковь, и к трапезе необходимо относиться не только как к насыщению питательными веществами, но главное — как к продолжению Божественной литургии. Поэтому к семейной трапезе следует подходить с особым благоговением. Перед трапезой обязательно должна быть соборная молитва — в этом есть глубокий смысл нашего единства друг с другом и с Господом.
У нас в семье, если кто-то из детей балуется перед едой, отец может просто не разрешить сесть за стол, пока ребенок не успокоится и не помолится. Самому младшему достаточно просто помочь перекреститься, после чего он говорит: «Аминь». Это и есть его молитва. Очень важно, чтобы он почувствовал какую-то ответственность перед трапезой.
Если дети не слушаются, плохо себя ведут за столом, то они обычно не получают после еды сладкое. Пьют морс и чай, но без сахара.
У нас в семье такая традиция: сладость надо заслужить — прочитать стишок или спеть песенку. И тогда получается настоящий концерт. Причем отец иногда говорит: «Я это уже слышал, подготовьте что-нибудь новенькое!» Дети очень стараются, поют, читают стихи… Красивая получается трапеза!
Можно придать трапезе торжественность, зажигая свечи. Когда на столе горит свеча, не хочется разговаривать о каких-то незначительных вещах. И так тихо на душе становится, в сердце — мир и умиление.
Митрополит Антоний Сурожский хорошо сказал, что пища, еда — это тоже любовь Бога. Мне еще один пример очень понравился, когда наша матушка наблюдала одного монаха, который кушал рис. Он ел медленно, спокойно и с такой благодарностью брал каждое зернышко, словно перебирал четки, на каждом зернышке читая Иисусову молитву.
Конечно, у нас не получается, как в семье старца Паисия, чтобы каждый день было три-четыре приема пищи и все собирались вместе, потому что наш отец часто занят, и для нас праздник, если он с нами ужинает. Обычно трапеза у нас проходит так: мы молимся, садимся, включаем жития святых на кассетке, как в монастыре… Детки за столом не разговаривают. Ну и, конечно, после еды мы молимся, потому что если не помолишься, то обычно чувствуешь, что еще чего-то хочется. Все-таки хорошо, когда нет промежуточных трапез, перекусов. Помолились, поели первое, второе, третье, закусили, угостились печеньем, конфеткой… Если ребенок хорошо себя вел, то он скушал сладкое и всё: следующий прием пищи через несколько часов. Вот как в монастыре: минут 20 и не больше, потому что, если человек начинает расслабляться, это тоже не полезно. Даже по стоматологическим соображениям, кислотно-щелочной баланс в организме не должен изменяться больше шести раз в день. От этого портятся зубы. Не больше шести раз — это значит три основных приема пищи и два раза полдник или перекус. Сладкое тоже лучше разрешать детям только после основного приема пищи. Я во многих семьях замечала, что детки могут прийти на кухню, какую-то печенюшку, конфетку съесть, и потом, конечно, даже через час они не захотят обедать. У меня возникла мысль, что зубы портятся еще и от пустых фраз и неподобающих слов, то есть от празднословия. Наверное, оттого, что я такая болтливая, и рассыпаются мои зубы.
В посте, конечно, важен пример родителей, потому что, если родители не будут поститься, дети точно не станут этого делать. Для деток на первом месте авторитет родителей.
Пост для наших детей — только ограничение в мясе. Молочные продукты, яйца мы оставляем в рационе. Ребята спокойно переносят такие ограничения, но тем не менее говорят: «Когда я вырасту, я тоже буду поститься как папа!..»
Дети всё видят, и они видят, что есть семьи, в которых нет поста, и это вызывает у них вопрос: «Почему люди не постятся, а мы должны поститься?» Тогда приходится разговаривать, приводить какие-то примеры. Например, мне батюшка в Крупцах как-то сказал: «Не будете поститься, придут католики…» Может, я не совсем это правильно поняла, так как историю Православной Церкви совсем плохо знаю, но я думаю, когда люди позволяют себе послабление, приходят католики, а потом мусульмане…
Детям полезно всё объяснять на примерах. В нашей истории, в житиях святых есть много хороших примеров.
У нас Давидушка очень увлечен рыцарями, богатырями, сражениями. И в истории Древней Руси есть случаи, когда враг шел на Русь и на целые города накладывался трехдневный пост… На таких простых примерах можно многое объяснить. Вот преподобная Мария Египетская — святая нашей Машеньки. И рассказываешь, что 47 лет она ничего не кушала, молилась, и ничего с ней не случилось. Это надо как-то по-детски, с любовью рассказывать, не для того чтобы они вообще не кушали, а чтобы увидели, какая красота может быть в нашем покаянии, посте, молитве.
Конечно, есть дети, которые вообще ничего не едят. Для детей с плохим аппетитом, наверное, пост не проблема, но у нас, слава Богу, у ребят хороший аппетит. Да и отказавшись от мяса, всегда можно найти альтернативу: выбор постных продуктов сейчас широкий.
Я часто люблю приготовить что-нибудь вкусненькое, полакомиться, порадоваться, но в пост у нас уже этого нет. Мультиков в пост у нас нет. Если пост летом, то походов в парк, каких-то других развлечений у нас нет. Сладости в любое время стараемся ограничивать.
На каждый пост мы с мужем берем благословение у батюшки. Каждый раз батюшка благословляет по-разному. Только иногда благословляли меня соблюдать пост как положено, потому что я обычно или беременная, или кормящая. Однажды батюшка благословил попоститься без мяса и молочного. Я как-то совсем не ожидала, думала, что он благословит послабленный пост, а он говорит: «Попостись, потом от Бога подарочек получишь». Очень тяжело было поститься, потому что я уже расслабилась и совсем не была настроена. Я ждала, что на Пасху Господню будет мне какой-то приз. Но пасхальное воскресенье прошло, и я мужу говорю: «Ну и где же мой подарок?» А Сережа отвечает: «Еще целая неделя впереди. Будет тебе подарок». Прошла Светлая седмица, а подарка нет. Ровно полгода прошло, и до меня дошло. На Светлой седмице мы начали решать свой квартирный вопрос. Раньше мы снимали квартиру, а потом Сережа взял кредит и мы ее купили. И тогда я увидела: целая квартира в подарок! Это же надо! Попостила… Я еще вспомнила тогда, что перед моим юбилеем Сережа спросил: «Что тебе подарить?» А я ему в ответ: «Мне надо или квартиру, или машину». Конечно, я шутила, потому что понимала — это недоступные подарки. И только через полгода до меня дошло, что вот это и был подарок от Господа.
Расскажу еще одну историю. Долгое время я не могла Давидушку отлучить от груди. Даже когда родился Елисей, а он родился через два года после Давидки, старший не хотел отказываться от своей молочной трапезы. Для меня это было очень тяжело. Но батюшка благословлял продолжать кормить. Я часто об этом на Исповеди говорила, а он: «Терпи, терпи, придет время…» Я очень долго ждала этого времени.
Потом был Успенский пост. И я, конечно, думала, что опять буду поститься послаблено. А получилось так, что Сережа подошел к батюшке, а тот говорит: «Пускай попостится построже, как положено, это — женский пост, он такой коротенький…» Я совсем была не настроена. «Ну ладно, — думаю, — что делать? В конце концов, две недели быстро пролетят». И как только я начала поститься, у меня появилась мысль: «Я не хочу отказаться от коровьего молока, а мой ребенок не хочет отказаться от моего молока». И после праздника Успения Пресвятой Богородицы Давидушка полностью отказался от маминого молока.
В прошлый Великий пост я была беременна уже Василиссой и кормила Елисеюшку, а у него началась аллергия на сладкое, на сахар. А так как ему не давать какие-то сладости было просто — он питался грудным молоком, — соответственно и мне пришлось отказаться от сладкого. Я такая сладкоежка, и такой приговор! Но Господь снова помог… На Пасху и малыш кушал сладкое, и я кушала, и явных признаков аллергии не было. А ведь Елисеюшка весь был красными пятнышками, как леопардик, обсыпан. После этого поста, слава Богу, всё у него прошло. Хотя было очень тяжело. Легче не есть мясо, но есть сладкое. Ну ничего, с Божией помощью справились. И самое утешительное, конечно, это то, что время быстро проходит. Когда тяжело поститься, тогда время быстро летит.
Для детей привыкание к посту происходит постепенно. Например, в нашей семье, если я готовлю для нас с Сережей постные блюда, то, естественно, нет надобности готовить для детей отдельно. Единственное, я могу им в борщ добавить немножко сметанки или масло не в кастрюлю, а в тарелочку. Думаю, что нашим деткам не очень трудно поститься. Обязательно надо смотреть по обстановке, потому что Маше шесть лет, Елисею всего годик.
Вообще, я думаю, самое главное — донести до них ощущение того, что пост — это радость. Потому что, когда у меня была возможность поститься по-настоящему, я помню, какие приходят светлые мысли. Когда сил нет, ничего лишнего не скажешь, а если скажешь, то только по делу. Рассказывая им о посте, я через примеры открываю его красоту.
Причем здесь очень важно, что, когда детям рассказываешь о подвигах преподобной Марии Египетской, святой Евдокии Московской, преподобного Сергия Радонежского, о других подвижниках, надо говорить с радостью. И если они увидят в вас радость, это станет для них лучшим объяснением цели и смысла поста. Ведь пост служит необходимым средством к нашему освящению и единению с Богом. А встреча и единение с Богом есть самое радостное событие в жизни.
И вот еще пример. У нас есть тетя, она человек нецерковный и, конечно, не постится. Как-то на Рождество к нам приехали родственники. Они праздновали всё: Рождество (католическое и православное), Новый год… Мы, конечно, накрываем стол и с трепетом ждем, что вот сейчас это вкусненькое попробуем, — для нас, после поста, это изысканный стол, а наша тетя Оля говорит: «Да, вот как вам хорошо! Какая для вас радость, а нам уже всё равно, потому что мы это всегда едим и никакого праздника в этом не видим…»
Слава Богу, к Святому Причастию все в нашей семье идут натощак, даже младенцы. Господь так управляет, что они даже водички не пьют. Сережа строго к этому относится, поэтому и дети так спокойно всё исполняют. Если служба до полдвенадцатого, то получается, что они ничего не вкушают до двенадцати.
Я еще вспоминаю, как старец Паисий говорил: когда дети играют, они есть не хотят. Он делится опытом из своего детства, как дети в Великий пост причащались на литургии Преждеосвященных Даров. Родители уходили на работу, закрывали их в какой-то крепости, оставляли им игрушки, а потом в три часа возвращались и вели их на литургию. То есть дети в это время играли и кушать не хотели.
И у нас так бывает: когда в воскресенье утром Елисеюшка просыпается, он сразу топает на кухню, тогда мы его быстренько одеваем и Сережа раньше всех с ним выходит, чтобы он на улице поиграл, тогда он о еде не вспоминает. Так и живем.
Слава Богу за всё!
15.08.2024