X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Что нам нужно для счастья?

Сестрические собрания

На одном из сестрических собраний, которое провел иерей Родион Альховик, говорили о вечном: о грехе и святости, о подвиге и саможалении, а также вспоминали о монахине Наталье (Болотиной), со дня успения которой 30 августа исполнится 40 дней.

Отец Родион Альховик: Отошла в вечность монахиня Наталия (Болотина). Перед этим я каждую неделю ее причащал. Она уже практически не разговаривала. Видно было, что человек уже готовится уходить в вечность.

Мать Севастиана долгое время была рядом с матушкой Наталией. Расскажите нам, пожалуйста, как Вы проводили с ней последние дни.

 

монахиня свято-елисаветинского монастыря

Монахиня Севастиана (Ускокович): Я была рядом с мать Наталией 10 лет. Несмотря на то, что матушка ровно на 40 лет меня старше, она всегда была для меня очень близким человеком.

Что меня удивляло в мать Наталии — это мужественная монашеская черта: как бы ни болело, как бы страшно всё ни было, какими бы пугающими ни были прогнозы врачей — она всегда боролась. И я как могла старалась ее поддержать, даже просто каким-то юмором: «Мы всё победим! Нет ничего страшного! У нас всё будет хорошо!» А мы никогда не говорили друг другу ложь. Также я никогда не слышала от нее каких-то жалоб, ропота или недовольства своим болезненным положением. И это мужество мать Наталии я запомню на всю жизнь.

За пару дней до ее смерти мы вместе общались, и я спросила: «Матушка, что бы Вы сейчас хотели?» Она ответила: «К Богу».

Мать Наталия очень любила сестер. Я помню, как незадолго до ее смерти одна клиросная сестра спела для матушки «Богородице Дево, радуйся». Мать Наталия так улыбалась — как ребенок. Она очень любила и наших прихожан.

Помню, был очень примечательный эпизод с мать Наталией: когда я делала ей перевязку, она обратилась ко мне: «Я тебе сейчас что-то скажу, но ты не обижайся». — «Не буду обижаться». — «А ты, пожалуйста, когда делаешь перевязку, говори "Господи, помилуй"». Она это с такой любовью произнесла, что я поняла, где моя проблема. Это была настоящая любовь.

В последний день, где-то за час до ее смерти, я мать Наталии сказала: «Христос воскресе!» Она не могла ответить, но кивнула с таким подтверждением, что действительно Христос воскрес.

Я очень благодарна Богу за эту встречу с пожилым монахом. До сих пор чувствую ее тихость, мужественность, достоинство…

Отец Родион Альховик: Столько сейчас мы отпеваем молодых: и тридцати, и сорока лет, которые, в общем-то, не собирались в вечность. А есть люди, которым уже за девяносто, а Господь их для чего-то держит еще на этой земле.

Иной раз видишь, что у этих людей действительно крепкий дух. Как в свое время русский солдат, русский человек победил и выжил в блокаде, например, в сложнейших условиях. Сейчас смотришь на этих людей и понимаешь, что победить их было невозможно. А как на Брестской крепости было написано: «Я умираю, но не сдаюсь!» Мы видим на примерах истории, как люди, пережившие в военное время стрессы, скорби, трудности, испытания, тот же блокадный Ленинград, — еще долго жили, сохраняя навсегда жизненную установку, что с ближними нужно делиться последним. Поэтому и есть такое выражение: трудные времена рождают сильных людей.

По-человечески иной раз мы молимся, чтобы этих трудных времен не было, чтобы не было ни голода, ни холода, ни войны, ни каких-то эпидемий. Но мы видим, например, что в правление Николая II за 20 лет население Российской империи выросло в полтора раза: было 120 миллионов, стало 180, — представляете, что это такое! Хотя условия были очень непростые.

А после войны, когда очень много мужчин было убито и вернулись инвалиды, калеки; условия были тяжелые и работали даже дети; не было выходных, отпусков, у женщин практически не было декретных — и страна росла.

Сегодня у нас условия очень комфортные, и что Россия, что Беларусь — мы не растем, а по численности населения только уменьшаемся.

Вот есть люди, которые в болезни говорят: «Теперь я не могу ходить в храм и редко исповедуюсь, редко причащаюсь; уже и правило у меня не то, и поститься не могу». А теперь сегодняшний пример — отец Сергий Баранов, который заболел диабетом (и других болезней у него хватает) и решил служить литургию каждую ночь. Это и есть духовная реакция. На все жизненные ситуации можно сделать послабление (и это по-человечески будет оправданно), а можно и усилить подвиг. Это, конечно же, безумие, но, с другой стороны, мы видим, что вся жизнь с Богом, жизнь в Церкви, — на самом деле, безумие. Преподобномученица Елисавета идет уговаривать убийцу своего мужа: «Покайтесь. Я Вас простила». Это же безумие для современного человека! Люди сейчас приходят на исповедь и говорят: «Я не могу этого простить. Мне сложно, потому что такое простить невозможно». Да, по-человечески многие вещи простить невозможно, но, в общем-то, для этого мы и в храме и в молитве «Отче наш» просим, чтобы Господь простил нам долги наши, как и мы прощаем. И преподобный Силуан Афонский говорил: «Если человек не познал любви к врагам, значит, он еще не познал, что такое настоящее христианство».

Часто мы по-человечески знаем, как нужно реагировать на происходящее, но тут возникает конкретная жизненная ситуация, и ты падаешь, совершаешь серьезные ошибки — где-то промахиваешься (грех в переводе с греческого — «промах»). А есть люди упертые: им тяжело признать свою неправду, особенно если они имеют авторитет в известных кругах. Но мы же знаем, что высшая мера жизни человека с Богом — это смирение. Если этот упертый смирится — Господь даст ему Свою благодать. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать (ср.: Иак. 4: 6). Если мы не смиримся, нам будет очень сложно и эти падения будут по накатанной повторяться. Тогда человек начинает искать виноватых: «Так кто же виноват во всех моих несчастьях?» Из-за постоянных ссор, из-за неприятия ситуаций он заболевает и снова винит всех и вся. Далее видение происходящего искажается совершенно: несчастный видит уже серьезные грехи в окружающих его людях. Ему кажется, что никто никого не любит, каждый только себе хочет урвать побольше, да и вообще все — звери… Если на самом начальном этапе не пресечь свои греховные действия, они разрастутся в колоссальных масштабах и в итоге человек погрязнет в грехах.

Иной раз человеку легче уйти от реальности — алкоголь, наркотики… В общем-то, это поиск рая без благодати. Человеку хочется блаженствовать, а трудиться, молиться, каяться — он не знает как, не понимает этого. Поэтому скорби, болезни в его жизни неизбежны.

Теперь я хочу поговорить о святости. Вспомним историю нашего святого князя Владимира. Как он жил? Если посмотреть на его жизнь в язычестве, то по-человечески спастись ему было невозможно: какие грехи, какие крайности — и убийство, и блуд, и всё что хотите! И, будучи в язычестве, он был уверен, что поступает правильно. И, конечно, это удивительно, как князь Владимир в какой-то момент увидел свою греховность.

А святой апостол Павел? В свое время гнал он христиан и оправдывал убийство первомученика Стефана. Иной раз нам кажется, что по-человечески мы правы в каких-то своих (на самом деле — преступных) действиях.

В доперестроечное время на Царскую семью и, в частности, на императора Николая II было вылито много грязи. И поэтому, конечно же, у многих людей сформировался определенный стереотип в отношении императора и его семьи. Да и при жизни их всячески порочили. Но сегодня, когда многое стало известно, открыто и мы знаем уже и другие источники, проливающие свет на жизнь Царской семьи, это история совсем другой жизни, совсем других отношений в семье, — история жизни несравненно высокой и чистой. Поэтому Церковь и канонизировала Царскую семью, которая явила нам красоту и глубину христианской жизни.

Во всем можно увидеть совершенные противоположности — это зависит от нашего взгляда на мир. Всё зависит от нас! Святые в каждом человеке видели образ Божий. Преподобный Серафим Саровский каждого встречал со словами: «Радость моя, Христос воскресе!» А потому заходили к нему как бы нос поднявши, а выходили из кельи святого со слезами покаяния.

Господь ежедневно ждет каждого из нас — ждет, что мы будем трудиться ради Него, служить Ему и Его людям. И это просто! Апостол в Послании к Филиппийцам призывает: «Вам надо без рассуждения исполнять то, что старшие говорят. И тогда вы будете в чистоте и непорочности» (см.: Флп. 2: 12–15). Потому что свой ум очень часто доводит человека до греха.

Вот эти святые люди, вокруг которых собирались сотни, тысячи, миллионы, настолько были открытыми — ну просто прозрачными и для Бога, и для людей. Поэтому они и становились связующим звеном. И наша задача — стать прозрачными. Понятно, что мы живем в этом мире, где иной раз нам приходится лавировать. Но как важно в нашей жизни хранить взаимопонимание и открытость — без ложных страхов. Иной раз люди что-то недоговаривают, а на самом деле если сказать просто и открыто, это будет и принято, и правильно понято. Конечно, сегодня мало людей, готовых услышать о себе правду. Да и нам самим это тяжело. Сразу ведь хочется оправдаться, что я не такой.

А какова мера смирения, терпения святых! Вспомним святого Иоанна Русского. Его мучили — вырывали волосы, жгли, избивали, — а он все издевательства мужественно перенес и при этом не озлобился на своих обидчиков. На сегодня это, конечно, удивительно. Любого из нас сейчас только задень, и начнется…

На примере той же преподобномученицы Елисаветы мы видим, как она воспитывалась с детства в очень духовно благоприятных условиях: хорошие, теплые отношения с родным отцом, с сестрами; и действительно это была настоящая любовь к своей семье и к той стране, где она жила. Но когда она приехала в Россию, то заявила всем: чтобы в полноте стать верующим человеком, ей необходимо принять Православие. Вы же понимаете, насколько это сложный шаг…

На сегодняшний день очень многие отчетливо осознают, понимают разницу между современной жизнью в Европе, на Западе и жизнью здесь. Особенно остро все ощущают эту разницу, когда приходят в храм. Тогда люди по-настоящему открывают для себя, что жизнь может быть совершенно иной. И сразу понятно, что насаждается на Западе. К нам приезжают гости из Америки и очень удивляются увиденному здесь. Ведь у них очень серьезно работает информационный фон, из-за чего у людей формируется соответствующее представление о нашей жизни. Главное, западных людей хотят убедить, что у нас здесь происходит что-то нездоровое. Часто американские гости думают, что русские все агрессивные, да и вообще, что они чуть ли не все какие-то террористы и бандиты. Это хорошо, что у иностранцев еще есть возможность приехать и увидеть, убедиться в правде нашей жизни. Сейчас достаточно примеров, когда люди отрываются, переезжают сюда и не жалеют, — для них действительно открывается возможность иметь настоящий опыт духовной жизни.

Что человек ищет в своей жизни? А вот этого и ищет — чтобы разделить вместе с другими совместное пребывание на богослужении, общую молитву едиными усты и единым сердцем (ср.: Рим. 15: 6); чтобы всем вместе причаститься. И мы уже в Царствии Небесном, нам уже никуда не надо. Ну что еще для счастья надо человеку?

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Смотреть видеозапись собрания>>

27.08.2024

Просмотров: 506
Рейтинг: 5
Голосов: 7
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать