X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Чистому сердцу открывается Бог

Праведный Евдоким Каппадокиянин

13 августа день памяти праведного Евдокима Каппадокиянина

От земли воззвавый тя к Небесным селением соблюдает и по смерти невредимо тело твое, святе Евдокиме: ты бо в целомудрии и чистом жительстве, блаженне, жительствовал еси, не осквернив плоти. Темже со дерзновением моли Христа Бога спастися нам.

Тропарь, глас 4

Не может град укрыться на верху горы стоя (ср.: Мф. 5: 14), а чистая жизнь свидетельствует о Боге лучше любых слов и поучений. Так и молодой человек по имени Евдоким 12 веков назад чистотой, воздержанием и усердным служением ближним к тридцати трем годам уже приуготовился к вечной жизни и вошел в Царство Небесное, в малое время исполнив лета многа.

Праведный Евдоким (от греческого «еὐδόκιμος» — «пользующийся доброй славой»), сын благочестивых родителей Василия и Евдокии, жителей Каппадокии, действительно, от юности до самой кончины отличался добродетельной жизнью. Он усердно подвизался соблюдать все заповеди Божии и, хотя и не был иноком, был очень строг к себе.

Каппадокия в то время была средоточием православной духовной культуры. Множество подвижников подвизалось в этой «стране церквей», где храмы и монастыри обустраивались прямо в скалах: мягкий вулканический туф был податливым материалом. Каппадокийцы и свои дома обычно вырубали в близлежащих горах, и со временем здесь появились подземные города, где в случае опасности месяцами могли укрываться тысячи людей.

 

один из каппадокийских скальных комплексов

Корама (тур. Гёреме) — один из каппадокийских скальных комплексов. Окна и входы умышленно вырублены на большой высоте, в случае опасности они закладывались камнями

Мастера-иконописцы, укрывшиеся на этом плоскогорье от гонителей-иконоборцев, положили начало каппадокийской иконописной школе, расцвет которой, как и каппадокийского христианства в целом, пришелся на X–XI века. Участившиеся набеги арабов вынуждали византийцев укреплять города и отдаленные сельские поселения, для повышения обороноспособности организуются фемы — административно-военные округа с особыми формами пограничных армейских подразделений из акритов (сродни русским богатырям и российскому казачеству), стражей границ Византийской империи, которым на правах собственности (без права перепродажи) передавались императорские земли на условиях несения наследственной военной службы. Вот и Евдоким встал на защиту своей земли и верой и правдой служил императору.

 

Пещерный храм в Каппадокии

Пещерный храм в Каппадокии

Находясь в войске, среди опасностей, нередко обращаясь среди мирских толков и суеты, Евдоким держал в уме Евангелие, и слова Господа: Всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ей, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5: 28) — не выходили у него из головы. Он был настолько целомудрен, что никогда не позволял себе ни беседовать с женщинами, ни смотреть на них; кроме своей матери, женщин к себе не допускал. И беседовал только с матерью, которую очень почитал.

Евдоким был известен своим человеколюбием и милосердием и пользовался уважением у властей. За добродетельную жизнь император назначил праведника правителем Харсианской области. Исполняя свои обязанности как Божий слуга, святой Евдоким управлял людьми и судил их справедливо и с кротостью, заботился о бедных, сиротах и вдовах, был защитником обижаемых. Личные же христианские подвиги, которые он нес втайне, были известны только Богу.

 

Карта византийских фем

Карта византийских фем

Но, судя по опыту святых отцов, они были немалыми: как пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, чтобы сохранить чистоту душевную и телесную, «недостаточно одного воздержания от пищи; для этого нужны еще и другие добродетели душевные. Прежде всего, через послушание, скорбь сердечную и утомление тела трудом надо научиться смирению. Денег не только нельзя иметь, но и желание их надо истребить, потому что недостаточно не иметь их, нужно не питать и желания брать их, когда предлагают; гнев надо подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге». К своим многочисленным обязанностям по управлению Евдоким присоединял внутренние труды по стяжанию христианских добродетелей.

Такой беспорочной жизнью Евдоким угодил Богу, и Господь призвал его в тридцатитрехлетнем возрасте. Лежа на смертном одре, святой Евдоким завещал положить себя во гроб в тех одеждах, в которых застанет его смерть. Перед своей праведной кончиной он молился, чтобы она была сокрыта от людских глаз и чтобы Господь сохранил в тайне его жизнь перед Ним. Но воля Творца была в том, чтобы прославить Своего угодника, и у гроба Евдокима страждущие различными недугами получали исцеления. Слава о чудесных явлениях росла.

Через 18 месяцев из Константинополя, где жили родители святого, прибыла его мать. Евдокия распорядилась поднять могильный камень, откопать и открыть гроб. Когда все увидели лицо святого, оно было светлым, как живое, совсем не тронуто тлением. Исходило великое благоухание, и гроб с мощами подняли из земли наверх. Святого переоблачили в новые одежды. Мать хотела взять мощи сына в Константинополь, но харсианские жители не позволили увезти дорогую для них святыню. Однако через некоторое время иеромонах Иосиф, живший и служивший при гробе святого, всё же перевез мощи праведного Евдокима в Константинополь. Там они были положены в серебряной раке в церкви Пресвятой Богородицы, построенной Василием и Евдокией.

 

Праведный Евдоким Каппадокийский

Прав. Евдоким Каппадокийский

 К концу XII века на месте храма с мощами святого вырос монастырь. Русский паломник Антоний, бывший в Константинополе в 1200 году, свидетельствовал: «У столпа по стороне Богородицына монастыря лежит новый Евдоким в сребряне гробе, аки жив».

Житие праведного Евдокима с греческого подлинника было издано на русском языке в 1893 году Х. М. Лопаревым.

Мудростию украшаемь и разумом просвещен, смирением сердца удобрен, высотою жития сияя, к мысленным прешел еси двором, идеже нас помяни́, почитающих тя, Евдокиме.

Тропарь 9 песни канона прав. Евдокиму

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. — Москва: «Ковчег», 2010.
  2. Святитель Игнатий Брянчанинов: «О чистоте» — Душеполезное чтение (sobor26.ru).

13.08.2024

Просмотров: 285
Рейтинг: 5
Голосов: 6
Оценка:
Комментировать