Преподобные Сергий и Герман Валаамские (ч. 1)
Сергий и Герман Валаамские — преподобные отцы, чудотворцы, миссионеры, пришедшие на Русь в Х веке, еще до того, как она стала Святой… Что о них известно? Какие документы рассказывают об их жизни? Почему, несмотря на то, что жития этих подвижников не отличаются обилием фактов, их судьбы повлияли на развитие Православия на Руси? О жизни, подвижничестве и наследии угодников Божиих вспоминают по сей день. А на дальнем острове Валааме каждый камень — свидетель давно минувших лет, когда всё только начиналось.
Жили, молились, народ просвещали…
Совсем немногие документы рассказывают о жизни святых Сергия и Германа. Один из них — синодик для молитвенного поминовения Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В списке первых игуменов мы видим и имена преподобных Сергия и Германа. Этот важный для обители документ сохранили монахи, изгнанные из нее шведами в 1611 году, и принесли с собой в древний Староладожский Васильевский монастырь.
О том, как жили, просвещали карельский народ и создавали монастырь святые Сергий и Герман, рассказывают летописные источники. Предание, записанное при игумене Ефреме во второй половине XVIII века, говорит о том, что они пришли на остров и совершали здесь многочисленные подвиги. Сама жизнь в таких суровых северных условиях — подвиг. А они еще и молились, и миссионерствовали, и монастырь создавали. Значимость острова и его обитателей-молитвенников в христианском мире подтверждает и шведский атлас. В нем Vanho Valamo — Старый Валаам — отмечен крестом.
Предание гласит, что иноки-греки Сергий и Герман поселились на Валааме еще до того, как князь Владимир Русь крестил. В 960 году уже был на острове процветающий и славный монастырь. Согласно одной из версий, еще апостол Андрей дошел до Валаамского архипелага и проповедовал там Евангелие, а на скалах у морской кромки собственноручно водрузил крест. С той поры и сохранялась там вера православная. Так что иеромонахи не были здесь первыми миссионерами, они шли по стопам апостола. Только он явился сюда из колыбели христианства, а они — из преемницы ее, теплой, солнечной Греции.
Вид на Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Предполагается, что святой Сергий пришел на остров первым и стал жить на месте, где апостол поставил крест. Жил строго по-монашески, постился до изнеможения плоти, молился ночами, бдел в трудах. Он и стал основателем монашеской общины Валаама. Миссионер проповедовал слово Божие среди местных жителей, переводил на их язык священные греческие книги, рассказывал о Христе и крестил во имя Господа тех, чье сердце открывалось Евангелию. Ближе к концу жизни молитвенник укрылся от людей в пещере. Там и похоронил его знатный человек, духовный сын старца, рожденный на этой земле.
Преемником Сергия стал святой Герман. Этот подвижник, возможно, был учеником преподобного Сергия Валаамского или даже сподвижником, преодолевшим вместе с ним далекий путь на крайний северный остров. Об этом говорили и особая строгость по отношению к себе обоих подвижников, и поистине апостольские их труды. Оба прозревали будущее, обладали данным от Бога даром пророчества. Оба были погребены на том месте, где апостол Андрей поставил крест.
Вехи становления Валаамского монастыря
Неоднократно в XII‒XVII веках монастырь терпел опустошение и полное разграбление, его уничтожали пожары и разоряли пришельцы. Бывало, прекращалась монашеская молитва на долгие годы. Приходили иноверцы, рушили храмы и разоряли святыни; горели тогда рукописи и уникальные библиотеки обители. А с ними при одном из пожаров погибло житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Осталось только устное предание…
Рукописная карта Валаамского монастыря 1903 года
Древние письмена о жизни обители и ее правилах гласят: «Жить по чину монастырскому благочинно, смирно, безмятежно, по преданию отеческому и по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа — общежительством. Закон и начало, исстари положенные в Валаамском монастыре, не разорять, но сохранить со всяким благоговением. Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, со сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга. Общину соблюдать по-прежнему: платье и обувь давать по старине, из монастырской казны как братиям, так и слугам. Казначея во всяком обиходе: приходе и расходе, считать в правду по спискам». Эта грамота Новгородского митрополита Варлаама составлена 27 мая 1592 года.
В 1611 году монастырь постигла беда. В то время на острове жили шведские колонисты. Они в очередной раз разорили монастырь и сожгли его до основания. Но место погребения преподобных Сергия и Германа всё так же почиталось православными. В 1685 году произошло событие, еще раз подтвердившее святость подвижников. Шведы, видя, что почитание святых не прекращается, решили откопать их мощи и предать осквернению. Но внезапно на кощунников напал непонятный недуг. Испугавшись, эти люди сами стали молиться преподобным отцам Сергию и Герману и даже устроили для сохранности их мощей часовню.
В том же 1685 году архимандрит Тихвинского монастыря Макарий написал великим князьям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу прошение: «Милостивые Государи и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всея Великия и малыя и белыя России Самодерджцы, пожалуйте нас, богомольцев своих; не дайте, великие государи, тех святых Германа и Сергия Валаамских, паче же и Российских древних, преславных чудотворцев их мощем у проклятых лютор в поругании быть: повелите, государи, те святые мощи с того Валаамского острова от их лютерского поругания пренести в свое царское богомолие монастырь, дабы оне, проклятые люторы, тем не возносилися и святым нашим поругания не чинили, и за сие бы от окрестных государств, которые ныне состоят в благочестии и содержат закон греческий, поношения и укоризны не было… <…> За сие же вашу государскую благую ревность и за прилежное тех святых Германа и Сергия чудотворцев о вас молитвы, подаст вам Господь Бог милость Свою и покорит вам вся враги, возстающия на Православную нашу Христианскую веру под ноги ваша, о сем молим вас милостивых и премилостивых великих государей. Мы, богомольцы ваши, и милости просим, великие Государи Цари, смилуйтесь».
Рака с мощами прпп. Сергия и Германа Валаамских, фото 1914 г.
Прошли десятилетия. Могила святых оставалась нетронутой. Часовня разрушилась, деревянный крест пришел в ветхость. Один швед решил снести ветхий крест. Но едва прикоснулся к нему — тут же всё тело его покрылось язвами, и кощунника постигла такая немощь, что он не мог пошевельнуться. Его мучения от боли были настолько велики, что это никого не могло оставить равнодушным. Близкие того человека вспомнили, что там похоронены святые, и решили отвезти больного обратно к церкви, что и было сделано. Исцеление наступило, когда человек попросил прощения у святых на их могиле. Невзирая на то, что был другой веры, он стал глубоким почитателем преподобных и восстановил крест и часовню. Да и сам поселился неподалеку, чтобы почаще там бывать. Часовня, им построенная, стояла до 1717 года, пока повелением Петра Великого и благословением епископа Корельского и Орешковского Аарона архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх не приступил к возобновлению Валаамского монастыря.
Благодаря запискам капитана Якова Яковлевича Мордвинова, посетившего обитель в 1764 году, мы можем себе представить святой остров в то время. Вот что он пишет: «К святому острову пристали с западной стороны, а в других местах пристать невозможно, понеже все каменные горы на утес, а где пристали на берегу крест деревянный и — восход на гору весьма крут. В половине горы часовня деревянная и в ней образы. Часовня поставлена и образы написаны при игумене Ефреме. Позади той часовни пещера в каменной горе, где Преподобные спасались. Проход во оную тесен, и проходили на коленях. Вшед в пещеру, можно стоять двум человекам. В оной стоит деревянный небольшой крест и лежат небольшие два камня, а над входом в оную пещеру висят отломившиеся от горы каменья, и некоторые лежат при входе, и видно, что упали с верха и расшиблись. По выходе из пещеры восходили на самую высоту горы и проход весьма крутой, и над проходом висят каменья и деревья. Взошед на гору, площадь которой вся заросши лесом, и погуляв на той горе, спустились к своему судну. Святой остров от Валаамского отделяется проливом широтою на одну версту».
Яков Яковлевич Мордвинов
Новый деревянный храм с приделом преподобных Сергия и Германа был построен в 1755 году игуменом Ефремом. Вот что об этом и других храмах пишет капитан Мордвинов: «Монастырь построен на горе каменной, церкви, колокольня и ограда деревянные. И всему оному монастырю взят план, и на плане означено: Соборная церковь Преображения Господня, в ней приделы: с южной стороны — святых апостолов Петра и Павла, с северной — святого апостола Иоанна Богослова, вверху с юга — святого апостола Андрея Первозванного, с северу — святых праведных Захарии и Елисаветы, внизу с южной стороны — преподобных отец Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, где и мощи преподобных под спудом, а сверху сделаны раки, и на раки их положены живописные их образы».
Собор Преображения Господня в Валаамском монастыре, современный вид
Там, где находились мощи преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в XVIII веке стараниями казначея Иннокентия с братией монастыря появился новый соборный храм в честь святых основателей обители, который был освящен 28 июня 1789 года. Служба преподобным Сергию и Герману появилась в 1817 году. Составил ее архимандрит Коневского монастыря Иларион. Текст был напечатан в Синодальной типографии с приложением поучительного слова составителя.
Обретение мощей и почитание Валаамских чудотворцев
Во время нашествия шведов в 1163–1164 годах обретенные мощи преподобных Сергия и Германа с Валаама, спасая их от поругания, спешно перенесли в Новгород. Вот как об этом сообщает одна из древних новгородских летописей: «В лето 1163. О архиепископе Иоанне. Поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне…»
Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа Валаамских
Именно тогда появились имена обоих преподобных отцов в Соборе Новгородских святых и упоминание в службе Всем русским святым, которая составлялась в XVIII веке. Тогда же были созданы прориси и написан иконописный подлинник, иначе — иконография: «Сергий сед, брада аки у Александры Свирскаго, ризы преподобническия, на плечах схима. Герман сед, брада аки у Кирилла Белоезерскаго, риза преподобническая, на плечах схима».
Тогда и были прославлены преподобные Сергий и Герман, миссионеры и основатели Валаамского монастыря, как местные святые. Началось церковное почитание сначала в Новгородской епархии.
Икона прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев
Известно, что уже в начале XVIII века люди приходили к почитаемым иконам преподобных Сергия и Германа. А в памятнике церковной публицистики XVI–XVII веков, периодическом издании «Валаамская беседа», неоднократно говорится о том, что жития святых утрачены. В зачале «Беседы», фрагменте сентябрьских Миней, рассказывается о перенесении в 1182 году мощей преподобных Карельских чудотворцев Сергия и Германа из Новгорода на остров Валаам в монастырь Всемилостивого Спаса. О том же повествуют и новгородские летописцы.
Народное почитание вскоре вышло далеко за пределы Новгородской епархии и, конечно, острова Валаама. 20 октября 1819 года Святейший Синод утвердил общероссийское почитание Валаамских угодников. Днями празднования их памяти стали 28 июня (11 июля н. ст.) и 11 сентября (24 сентября н. ст.).
Продолжение следует…
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Преподобные Сергий и Герман Валаамские (ч. 2) >>
10.07.2024