X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Русские святые в жизни Великой княгини

Русские святые в жизни Великой княгини

Как чудесное видение прошла она по земле, оставив после себя сияющий след. Вместе со всеми другими страдальцами за русскую землю она явилась одновременно и искуплением прежней России, и основанием грядущей… Такие образы имеют непреходящее значение: их удел — вечная память и на земле и на небе. Не напрасно народный голос еще при жизни нарек ее святой.

Архиепископ Анастасий

На Русской земле расцвела духовная лилия, жизненный путь которой простерся от Дармштадта до Иерусалима. Она пошла за Христом без оглядки, как Жены Мироносицы, делая выбор в пользу добра с самыми невыносимыми для личного эгоизма последствиями. Ее святое имя сегодня известно во всем мире, а народный голос еще при жизни нарек Великую княгиню Елисавету святой, ибо она была живой свидетельницей вечности в этом мире, в нашей земной Отчизне. Путь к небу преподобномученице Елисавете освещали современные ей духовные светильники и прославленные Церковью угодники Божии. В своей многоскорбной жизни в моменты сомнений она прибегала к их помощи, совету, молитвенному заступлению. Святые — иногда чудесным образом — открывали истину, и она выходила из затруднения.

Будучи от рождения лютеранкой, Елисавета, вступив в брак с Великим князем Сергием Александровичем, сохранила свое вероисповедание. Князь, глубоко верующий православный христианин, переживал, что супруга не может разделить с ним полноту богообщения, которую дает душе православная вера. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовник Сергия Александровича, сказал: «Оставь ее, не говори с ней о нашей вере, она придет к ней сама». Семь лет усердных молитв не остались бесплодными. Как отмечал архиепископ Анастасий (Грибановский), после замужества «со свойственной ей любознательностью и нравственной чуткостью молодая Великая княгиня стала внимательно изучать национальные черты русского народа и особенно его веру, положившую глубокий отпечаток на наш народный характер и на всю нашу культуру. Вскоре Православие покорило ее своей красотой и богатством внутреннего содержания». Решение о переходе для Великой княгини было взвешенным и обдуманным: ее сердце принадлежало вере, которую исповедовал супруг. После поездки на Святую Землю в 1889 году Елизавета Федоровна написала своему отцу — Великому герцогу Гессен-Дармштадтскому Людвигу IV: «Я всё время думала, и читала, и молилась Богу — указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином…» В Лазареву субботу 1891 года в домовой Христорождественской церкви Сергиевского дворца в Санкт-Петербурге через обряд Миропомазания Великая княгиня Елизавета Федоровна с именем Елисавета — в честь матери святого Иоанна Предтечи — присоединилась к Православию.

Об участии отца Иоанна в ее пути к Богу Великая княгиня впоследствии писала императору Николаю II:

Дорогой мой Ники,

Большое спасибо за твое длинное письмо, полное добрых, прекрасных советов, с которыми я полностью согласна и понимаю. Только в ответ хотелось бы раскрыть немного мою внутреннюю жизнь, чтобы ты узнал ту ее часть, о которой мы редко говорим.

Ты упоминаешь о духе прелести, в который, увы, можно впасть, и о котором мы часто говорили с Сергеем. Когда я была протестанткой, он, с его великодушием и тактом, никогда не навязывал мне свою веру. Он находил в себе силы стойко переносить огромную скорбь от того, что я не разделяла его веры — благодаря отцу Иоанну, который сказал ему: «Оставьте ее в покое; не говорите о нашей вере, она придет к ней сама». Слава Богу, так и случилось.

Так вот Сергей, который хорошо знал свою веру и жил по ней безупречно, как истинно православный христианин, воспитал <так же> и меня. И, слава Богу, предостерег меня против этого духа прелести, о котором ты говоришь.

Из письма императору Николаю Александровичу, 18 апреля 1909 г.

Второй раз судьбы отца Иоанна Кронштадтского и Елисаветы Феодоровны пересеклись, когда она занимала пост председательницы Красного Креста. Как и отец Иоанн, Елисавета Феодоровна посвятила свою жизнь Господу через служение людям. Ее горячим желанием было создать обитель труда, милосердия и молитвы. В 1896 году она основала Елизаветинскую общину сестер милосердия, и почетным членом Комитета при общине стал… отец Иоанн Кронштадтский. Благодаря его участию община построила дополнительные больничные корпуса и храм.

 

Великая княгиня Елисавета переписывалась со святым праведным Иоанном Кронштадтским

В 1886 году состоялась встреча Великокняжеской четы со святителем Феофаном Затворником. Близкие друзья из рода Нарышкиных пригласили Сергия Александровича и Елисавету Феодоровну в паломническую поездку в Вышенский монастырь. Все были обрадованы такими гостями. Собор пустыни был празднично убран и наполнен цветами. Сначала Царственные паломники приложились к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, а на следующий день после Божественной литургии состоялось знакомство со святым Феофаном. Содержание их беседы неизвестно, но годы спустя, уже после создания Марфо-Мариинской обители, некоторые друзья преподобномученицы при переписке замечали сходство между образом жизни святителя Феофана и Великой княгини: как и отец Феофан, Матушка-настоятельница жила в двух небольших комнатках и полностью отказалась от роскоши. Схожи были и их молитвенные правила, и даже рацион питания двух подвижников был почти одинаков.

 

В 1886 г. Великокняжеская чета посетила Вышенскую пустынь

Много великих подвижников дала Небесному Отечеству Русская земля, но особо среди них стоит преподобный Серафим Саровский — дивное откровение любви к Богу и людям, еще на земле достигший созерцаний Божественных тайн. В великокняжеском дворце хранилась великая святыня — мантия преподобного Серафима Саровского, переданная Сергию Александровичу после кончины его матери. Через 70 лет после кончины преподобного 1 августа 1903 года, в день его рождения, состоялась канонизация подвижника. Накануне была совершена всенощная, во время которой произошло прославление Серафима Саровского как святого Русской Православной Церкви. Мощи святого Серафима были открыты с великим торжеством и помещены в приготовленную раку. В Саров прибыла вся Императорская семья. Приехали и Великий князь Сергий с супругой. В письме из Сарова Елисавета Феодоровна напишет:

Какую немощь, какие болезни мы видели, но и какую веру. Казалось, мы живем во времена земной жизни Спасителя. И как молились, как плакали — эти бедные матери с больными детьми, и, слава Богу, многие исцелялись. Господь сподобил нас видеть, как немая девочка заговорила, но как молилась за нее мать…

Впоследствии Великая княгиня не раз ездила в Саров, чтобы помолиться у раки преподобного Серафима.

 

Императрица Александра Феодоровна с сестрой Великой княгиней Елисаветой шествуют по Саровскому лесу к источнику преподобного Серафима в дни Саровских торжеств, 30 июля – 1 августа 1903 г.

Трагическая гибель супруга от руки террориста в 1905 году стала для Великой княгини катастрофой, произведшей решительный переворот в ее душе, и навсегда изменила ее отношение к временной жизни. Елисавета Феодоровна погребла Великого князя в церкви Чудова монастыря в Кремле. Для Сергия Александровича соорудили отдельную усыпальницу под ракой святителя Алексия.

Мир сердечный, спокойствие души и ума принесли мне мощи святителя Алексия. Если бы и Вы могли в храме подойти к святым мощам и, помолясь, просто приложиться к ним лбом — чтобы мир вошел в Вас и там остался. Я едва молилась — увы, я не умею хорошо молиться, а только припадала: именно припадала, как ребенок к материнской груди, ни о чем не прося, потому что ему покойно, от того, что со мною святой, на которого я могу опереться и не потеряться одна.

Из письма княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой, 23 июня 1908 г.

Елисавета Феодоровна почувствовала благодатную помощь от святых мощей святителя Алексия, митрополита Московского. Его покровительству она вручила и своего ушедшего супруга, и свою дальнейшую судьбу: Великая княгиня считала, что именно святитель Алексий вложил в ее сердце желание посвятить Богу всю оставшуюся жизнь. Для тогдашнего общества решимость, с которой Великая княгиня распустила свой двор, чтобы удалиться от света и посвятить себя служению Богу и ближним, казалась соблазном и безумием. Презрев одинаково и слезы друзей, и пересуды, и насмешки света, Елисавета Феодоровна мужественно пошла своей новой дорогой.

 

Алексеевская церковь Чудова монастыря, рака с мощами святителя Алексия, митрополита Московского

Продолжительный траур по Великому князю, когда она углубилась в свой внутренний мир и постоянно пребывала в храме, стал переходным этапом, после которого Елисавета Феодоровна занялась устроением обители милосердия на московской Ордынке. В престол одного из Марфо-Мариинских храмов были вложены мощи святителя Алексия.

На процесс духовного возрастания Елисаветы Феодоровны оказывали влияние путешествия по святым местам. Она принимала самое деятельное участие в почитании и прославлении святых, которые пришлись на ее время: второе обретение мощей святой благоверной Анны Кашинской, перенесение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой, поклонение мощам святителей Иоасафа Белгородского, Афанасия Лубенского, праведного Симеона Верхотурского, Соловецких преподобных, Оптинских старцев и других святых нашей Церкви. Но особенно необходимо выделить группу духовных лиц, которые, более или менее регулярно беседуя с Великой княгиней, осуществляли духовное учительство, поддерживали ее главное богатство — благодать. Не случайно каждый шаг в развитии Марфо-Мариинской обители Великая княгиня сверяла с мнением своих духовных наставников.

Путь Елисаветы Феодоровны к старцам проложил, в частности, духовник Марфо-Мариинской обители отец Митрофан Сребрянский, постоянно посещавший их в Чудовом монастыре и Свято-СмоленскойЗосимовой пустыни. Свое влияние оказали встречи со старцами Оптиной пустыни отцом Нектарием и отцом Анатолием (Потаповым). Духовную поддержку Великой княгине оказывал, особенно в дни создания Марфо-Мариинской обители, и иеросхимонах Алексий Зосимовский. Ежегодно Елисавета Феодоровна ездила к архимандриту Гавриилу Зырянову (1844–1915), жившему в Елеазаровом монастыре под Псковом. Он переписывался с сестрами Марфо-Мариинской обители и регулярно в нее приезжал.

 

Преподобномученица Елисавета и преподобный Гавриил Спасо-Елеазаровский

Особым образом последние месяцы жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны оказались связанными с именем Святейшего Патриарха Тихона. 18 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя, впервые за почти 200 лет, состоялись выборы Патриарха Московского и всея Руси.

1917 год. 21 ноября. Москва. Успенский собор. Настолование Святейшего Патриарха Тихона. Кончается Божественная литургия. Из алтаря выходит диакон и от имени патриарха подносит большую просфору женщине в монашеском одеянии, скромно затерявшейся в толпе… Воскресившая образы древних русских княгинь, вдова мученически погибшего ревнителя Православия Великого князя Сергия Александровича Великая княгиня Елисавета Феодоровна с князем Игорем Константиновичем присутствуют на богослужении, как бы представляя томящуюся в Тобольске царскую семью… Вручен митрополитом Киевским Владимиром новому патриарху при проникновенном слове деревянный, простой черный жезл святителя Петра, ответствует святейший Тихон, понимавший всю тяжесть возложенного на него креста. Крестный ход выходит из собора. Патриарх шествует, окруженный народом. Великая княгиня с группой лиц стоит на площади. Шествие приближается. Вдруг княгиня бросается в толпу, на несколько минут исчезает и затем возвращается к испугавшимся за нее спутникам сияющая тихой радостью. «Удостоилась получить благословение святейшего», — говорит Великая княгиня, которой уготовлено было через полгода быть замученной врагами Христа Спасителя.

 Н. Д. Тальберг «Святая Русь»

 

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета и святитель Тихон вошли в сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской

До нас дошло письмо Великой княгини Елисаветы Феодоровны, написанное ею Александре Олсуфьевой после Божественной литургии, отслуженной Святейший Патриархом Московским и всея Руси Тихоном, во время которой она получила его благословение. Она писала:

Святой Кремль, с заметными следами этих печальных дней, был мне дороже, чем когда бы то ни было, и я почувствовала, до какой степени Православная Церковь является настоящей Церковью Господней. Я испытывала такую глубокую жалость к России и к ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день. Святая Россия не может погибнуть. Великой России, увы, больше нет. Но Бог в Библии показывает, как Он прощал Свой раскаявшийся народ и снова даровал ему благословенную свободу.  

Будем надеяться, что молитвы, усиливающиеся с каждым днем, и увеличивающееся раскаяние умилостивят Приснодеву и Она будет молить за нас Своего Божественного Сына и что Господь нас простит.

В 1918 году в день празднования Иверской иконы Божией Матери, после молебна, отслуженного патриархом Тихоном в Марфо-Мариинской обители, Великая княгиня Елисавета Феодоровна была арестована. Известно, что до ареста у Великой княгини с патриархом состоялся непродолжительный разговор. О чем он был? Возможно, о предстоящих страшных испытаниях, которые ждали княгиню. После службы патриарх до четырех часов дня находился в обители, беседовал с настоятельницей и сестрами. Это было последнее благословение и напутствие главы Русской Православной Церкви перед крестным путем Великой княгини на голгофу.

 

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Москва

Преподобный Сергий, великий игумен-собиратель земли Русской, на все века остается для нас вечным современником: в иге благом, в любви к Богу и любви к человеку заключена жизнь вечная. Оно раскрывает тайну Единосущной и Нераздельной Троицы, Которой посвятили жизнь наши святые. Участие в тайне любви Христовой, в Его жертвенном приношении Себя за других людей раскрыли своим подвигом преподобные, а когда грехи народа переполнили чашу терпения Господня, нам явили эту истину новомученики. Преподобие и мученичество в житии Великой княгини Елисаветы соединились 18 июля 1918 года, в день обретения мощей преподобного Сергия, небесного покровителя русского князя, открывшего ей красоту Православия. Восходя на свою голгофу, преподобномученица писала сестрам обители:

Старшие сестры, объединяйте сестер ваших. Просите Патриарха Тихона взять «цыпляточек» под свое крылышко. <…>

<…> Екатерина вернется поскорее к вам, всё расскажет, как мы устроились. Нам даны очень милые Ангелы-хранители. Мало спали, потому что думы, думы ползут. <…> Стараюсь читать преподобного Сергия. У меня с собой Библия, будем читать, молиться и надеяться. Ради Бога, не падайте духом. Божия Матерь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это испытание в день Ее праздника.

«Отче, прости им, не знают, что творят», — эти слова преподобномученица произнесла о палачах уже в Алапаевской шахте. Святыми не рождаются, ими становятся, восходя на голгофу вслед за Спасителем. И путь преподобномученицы Елисаветы нас учит тому, что каковы бы ни были обстоятельства жизни, какие потрясения ни изменяли бы лицо земли, человек должен остаться образом Божиим.

Мати наша, преподобномученице Елисавето, моли Бога о нас!

Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? Во всех сих препобеждаем за Возлюбившаго ны.

Ср. Рим. 8: З5

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Светлой памяти Великой Княгини Елизаветы Феодоровны / Архиепископ Анастасий. — Иерусалим: Типография Греческого Православного Монастыря, 1925. — 24 с.
  2. Игуменъ Серафимъ. Мученики Христіанскаго долга. — Пекинъ: Русская Типографія при Духовной Миссіи, 1920.
  3. Преподобный Сергий и преподобномученица великая княгиня Елизавета (ruskline.ru).
  4. Письма Елисаветы Феодоровны — Женский монастырь г. Алапаевск (monsvelisavetialap.ru).
  5. Преподобномученица Елисавета — небесный покровитель Императорского Православного Палестинского Общества (ippo.ru).

18.07.2024

Просмотров: 552
Рейтинг: 5
Голосов: 12
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать