X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Ты живешь ради Бога?»

Сестрическое собрание

Как жить перед Богом, несмотря ни на что? Почему в сегодняшние непростые времена так важно держаться вместе? И что меняют в человеке годы, проведенные в Церкви? Об этом на сестрическом собрании говорили духовник обители протоиерей Андрей Лемешонок и сестры.

Отец Андрей Лемешонок: Да возрадуется душа моя о Господе!

У каждого человека есть свое видение, у каждого есть свое понимание, своя мера, свой опыт, поэтому в какой-то момент приходится терпеть. А в терпении рождается новый человек: В терпении вашем стяжите души ваша (ср. Лк. 21: 19). Сейчас я это очень понимаю. По молодости вообще не понимал.

Слава Богу, к нам приходят молодые сестры, у которых еще всё впереди, которые еще поработают, послужат, когда нас на этой земле уже не будет. Но мы же не расстаемся, мы говорим, что уходим в другую Церковь — Вечную Церковь, Церковь Небесную! И на литургии мы все соединяемся, все вместе! Для нас это такая радостная перспектива жизни, потому что «ни един во гробе»* там, где Христос воскрес.

Много было прожито, но, наверное, немало еще нам с вами придется прожить, тем более видя сегодняшние времена, видя, насколько нетрезв сегодня человек, насколько враг пытается и справа и слева увести человека от нашей Святой Церкви, поразить человека, посеяв в нем зерно неверия и сомнения. Поэтому очень важно нам держаться вместе, обсуждать всё, что происходит как внутри нас, так и вокруг нас. Всё это взаимосвязано. Нам нужно поддерживать друг друга и по возможности трудиться на тех послушаниях, которые Господь дает нам. И это для нас очень важно! Качество духовной жизни у нас падает, но, когда ты видишь, как из тети Моти рождается сестра, у тебя дыхание замирает. Когда человек, будучи полностью в нетрезвом состоянии, совершенно безумном, непонятно, жив ли вообще, вдруг начинает служить другим, — ради этого стоит много терпеть и жить…

Конечно же, я благодарен: то, что мы намечали, и то, что, казалось бы, не сбудется, в какой-то начальный период, — всё это осталось. У нас был когда-то снимок: сестра в черном облачении и в белом, так они стоят вместе, рядом, и для меня это очень важно. Монастырь не замкнулся в какой-то горстке черных людей, а расширился, и приходят люди, трудятся в мастерских, в разных местах. Это так важно для нас! Я благодарен и священникам, которые трудятся в разных местах своего святого послушания, и это вдохновляет нас.

У каждого свой характер, у каждого свои особенности, но очень важно не противопоставлять это, а, наоборот, соединять!..

Мы живем в непростое время, но наше служение очень важно! Наше слово в Духе очень важно! И хотелось бы, чтобы те люди, которые приходят в монастырь, видели как можно меньше греха в наших сестрах. А он еще есть, и мы с этим будем бороться, сколько может быть сил. Мы много еще что хотим и спрашиваем на всё Божие благословение. И то, что мы делаем вопреки всему, вопреки санкциям, вопреки коронавирусам, — это же победа! Мы не замкнулись в каком-то узком кружке, мы хотим идти дальше и развиваться, и в этом нуждаются люди: и здоровые, и больные, и сухие, и хромые. Ста Иисус на месте равне, и народ ученик Его (ср. Лк. 6: 17). Господь пришел спасти грешника! И сегодня я надеюсь, у нас будут появляться новые сестры — умней, способней.

Сегодня наши сестры везде: Италия, Сербия, Кострома, Вологда… Видите, какая у нас география. И мы будем строить богадельню, будем строить дальше школу, потому что это нужно; будем строить новый храм, если на это будет воля Божия.

Сегодня я очень благодарен мать Анфисе (Остапчук. — Ред.), просто душа радуется: наш храм святителя Иоанна Шанхайского, который был задуман для того, чтобы люди на реабилитации приходили из отделений, и мы уже две службы с ними совершили. Я думаю, это надо продолжать, укреплять. Тем более мать Анфиса — самая старшая сестра милосердия в Беларуси. Дай Бог ей сил! Я знаю, как ей это непросто, как это трудно: действительно, очень много мешает, очень много косности, очень много формальности. Мы привыкли жить формально, а нам нужно жить по Духу.

У нас тут вопрос есть: «Ради чего ты живешь и за что ты готов отдать свою жизнь?»

 

 Монахиня Агриппина (Чижик)

Монахиня Агриппина (Чижик): Наверное, не ради чего, а ради кого. Как Пилат спросил: что есть истина? (Ин. 18: 38). А надо было спросить, кто есть истина. Ради Бога. Конечно, человек настолько слаб…

Отец Андрей Лемешонок: А живем мы по-честному ради Бога? Вот я просто хочу задать вопрос — я себе задаю! Нет, я так не живу, извините. Ты живешь ради Бога?

Монахиня Агриппина (Чижик): Я стараюсь, насколько могу.

Отец Андрей Лемешонок: Слава Богу! Монастырь, конечно.

Монахиня Агриппина (Чижик): Ну просто это самое главное — помнить про свою немощь. Только тогда Бог может явить силу и укрепить на что-то. А если ты думаешь, как апостол Петр: Я за Тебя пойду умру! (ср. Ин. 13: 37), — ничего не будет с этого. Только когда говоришь: «Господи, помилуй, помоги, укрепи…» Вот в природе есть круговорот воды. Так же, наверное, в духовной жизни есть «Твоя от Твоих»** — на самом деле человеку кажется, что он что-то Богу дает, делает, а это Бог в нем делает, и он, по сути, возвращает Богу «Твоя от Твоих», то есть возвращает долг.

Меня очень тронули слова, что самое главное, ради чего жить, — исполнять заповеди в отношении к Богу и ближнему. Когда-то один святой сказал, что все мы как точки на окружности, а Бог — в центре, и если мы будем ближе к Богу, то должны становиться всё время ближе друг к другу. А если этого не происходит, то нам просто кажется, что мы ближе к Богу.

Бывает так: хорошие люди, и молятся вдвоем, а друг от друга закрываются, не хотят разговаривать, и вроде один и другой — верующие, оба любят Бога. И вот эти стенки между ними, иногда в буквальном смысле, ставят вопрос: к кому они стремятся, к одному и тому же или к чему-то разному?

Есть такой момент: любить ближнего — и можно уйти в душевное, это немножко другое. Как апостол Петр остался один: он хотел за Богом идти, а ему стало холодно, и горел костер, вокруг него сидели люди…  То же самое, когда человеку бывает тяжело в жизни, одиноко, холодно на духовном своем пути — ему хочется общения с другими людьми, но только бы из-за костра не отказаться от Бога. Ради того, чтобы кто-то утешил, поддержал, слово сказал, — ради этого тепла от костра человек, бывает, не замечая, может отказаться от Бога и сказать: Я не знаю (ср. Мк. 14: 71).

Первый этап духовной жизни человека — когда благодать, а на втором этапе Бог ставит человека и говорит: «Давай делай сам шажки!» Человеку хочется, чтобы опять на руках носили как маленького. А Господь хочет, чтобы ты рос. И когда человек начинает сам потихоньку идти, то видит себя хуже и хуже. Тебе открываются глаза на реальное положение вещей, и тут самое главное — не остановиться, просто не заунывать, не отчаяться, не бросить это всё, а просто продолжать идти.

Есть у иеромонаха Романа (Матюшина) такое стихотворение, когда тяжело бывает, я просто вспоминаю:

Я учился мужеству не у людей.
Я учился мужеству у лошадей.
Знаете, таких задрипанных клячонок!
Им хребты ломают каждый день,
Раздирают губы каждый день,
А они храпят лишь обреченно,
Но идут навстречу борозде!

И надо идти! Как бы там ни было, как бы ни казалось, что всё серое, черно-белое и ничего впереди не будет, просто идти и просить у Бога помощи, не унывать и благодарить Бога. Чтобы идти за Богом до конца, надо благодарить Бога.

Когда я уходила в монастырь, то оставила своему папе молитвослов — он попросил. Я иногда туда что-то выписывала, и на последней страничке записала молитву Великой княгини Елизаветы к Богу: «Господи, помоги мне, вразуми меня на моем пути, а то я, как всегда, выберу что-нибудь неподходящее. Помоги мне к Тебе идти, как Ты знаешь, как Ты хочешь, а то я, как всегда, выберу что-нибудь неподходящее». Кажется, такая детская простота, и она дошла за Богом. И нам надо не просто верить в Бога, а верить Богу! Когда логически мир, и твои мозги, и твое естество — всё говорит: «Ты не сможешь, это что-то космическое, это нереально!» — просто откинуть это в сторону и иметь доверие к Богу. Бог тебе плохого не хочет, Он поведет туда, куда считает Сам нужным, чтобы в результате тебе же было лучше.

А еще надо беречь каждую минутку. Бывает, бежишь, разговариваешь с людьми так, наспех, а представь, что ты вообще можешь больше не увидеть этого человека и в этом месте можешь больше не оказаться. Надо успевать жить, и жить с благодарностью, тогда Господь доведет и Сам укрепит и поможет жить ради Него и умереть за Него.

 

Сестра милосердия Анна Гороховик

Сестра милосердия Анна Гороховик: Я просто хочу поделиться, сразу мне вспомнилась война, детский дом, голод, холод, врач (это я где-то читала). И у нее заболело два ребенка: мальчик-сирота и ее родная дочка — одинакового возраста дети, но лекарств, антибиотиков хватало, чтобы спасти только одного. И она принимает решение и спасает этого мальчика-сироту — колет ему антибиотик, а ее родная дочь умирает. Сколько уже лет прошло, как я это прочитала, а всё думаю: смогла бы я так поступить?.. Хочется дожить до такого совершенства, чтобы действительно умереть ради Бога, отдать жизнь…

Отец Андрей Лемешонок: Честно говоря, для меня это очень суровые вопросы. Ради чего ты живешь?! Конечно, эгоист живет ради себя, а ты эгоист, наверное, на 95 процентов, а может и больше. И на самом-то деле ты никуда не идешь, тебя Бог несет, но ты отчаянно сопротивляешься, потому что ты туда не хочешь, ты взвешиваешь свои силы и забываешь, что есть сила Божия.

Душевный человек не готов идти за Христом, он будет делать всё, чтобы не пойти за Христом — придумывать, оправдываться, прятаться, кого-то обвинять… Но годы, проведенные в Церкви, все-таки что-то меняют. Лично я могу сказать, что у меня поменялось: я знаю — без Бога я жить уже не могу! Ты с Ним воюешь, ты Ему не доверяешь, споришь, пытаешься уйти, а Он тебя всё равно не оставляет.

Когда в тебе будет Дух Святой, тогда ты, конечно, готов умереть за Бога, но, когда останешься сам по себе, со своим «Я», со своими душевными настроениями, ты предашь. Поэтому мы просим: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда»***. Надо не терять надежду, что в какой-то момент, может быть, ты скажешь: «Господи, я хочу жить только для Тебя и умереть за Тебя!»

Фрагмент сестрического собрания от 09.06.2024 г., в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

--------

* Цитата из Огласительного слова свт. Иоанна Златоуста.
** Цитата из Евхаристического канона.
*** Цитата из молитвы перед Причастием.

Смотреть видеозапись собрания>>

09.07.2024

Просмотров: 637
Рейтинг: 5
Голосов: 10
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать