Избранный сосуд пустыни
19 июля — день памяти преподобного Сисоя Великого
Праведен, непорочен, всякаго огребаяся зла, отче, был еси, преподобен, незлобив, Богу послужив в преподобии, темже почила есть Троица в сердце твоем, Еяже ныне яснее наслаждаешися светло, досточудне.
Тропарь 9 песни канона прп. Сисою Великому
Среди преподобных, подвизавшихся в пустынях Египта, авву Сисоя отличало дивное смирение, которое он возлюбил и которому своим равноангельным житием учил тех, кто его окружал.
Он был совсем юным, когда отрекся от мирской жизни и ушел подвизаться в Скитскую пустыню под руководством аввы Гора. Когда же Нитрия стала подобна многолюдному городу от числа упражнявшихся в ней в аскетических подвигах, святой вместе со своим учеником Авраамом отправился на поиски уединенных мест в Клисму (Суэц). После кончины прп. Антония авва Сисой пришел на место его подвигов и уединился в пещере прп. Антония Великого. При этом св. Сисой говорил: «В пещере льва поселился лис». Когда же преподобного спросили, достиг ли он меры аввы Антония, он ответил: «Если бы у меня имелась хотя бы одна из мыслей аввы Антония, я бы весь сгорел, однако я знаю одного человека, который может, пусть и с трудом, нести мысль аввы Антония».
Авва Сисой был невысокого о себе мнения. Как ни суров был образ его жизни, он считал себя чувственным и жадным человеком и хотел, чтобы другие так же думали о нем. Его посетили отшельники и просили сказать им несколько слов в наставление. Авва извинился и оставил их беседовать со своим учеником. Но во время их разговора на какой-то вопрос отшельников в открытое окно преподобный закричал им, что Сисой — обжора, который ест без меры и без надобности. Иноки, которым было известно, как велико его воздержание, подивились такому смирению и вернулись к себе вполне довольные посещением.
Когда преподобного посетили три отшельника, привлеченные молвой о его святости, и стали задавать вопросы: «Отец, что сделать мне, чтобы избежать адского огня?» — святой не ответил. «А я, отец, — подхватил другой, — чем могу избежать скрежета зубов и неумирающего червя адского?» Третий же спросил: «А мне что делать? Меня охватывает смертельный ужас всякий раз, как я представляю себе тьму кромешную». Тогда авва Сисой сказал: «Признаюсь вам, братья, я никогда не думал об этих вещах; и так как я знаю, что Бог полон благости, то я надеюсь, что Он сжалится надо мной». Монахи, которые ожидали более прямого и пространного ответа, удалились, выражая некоторую печаль. Но святой не захотел отпустить их недовольными, позвал их и с великим смирением сказал: «Блаженны вы, братья, и завидую я вашей добродетели: вы мне говорили об адских муках, и я понимаю, что вы так проникнуты мыслью о них, что они могут вам много помочь, чтобы избежать грехов. А я! Что делать мне с сердцем, столь бесчувственным, что я не думаю даже, чтобы после смерти было место казни, назначенное для наказания злых! Эта бесчувственность есть, без сомнения, причина тому, что я совершаю столько грехов». Отшельники, удивленные столь смиренным ответом, просили у него прощения и возвратились домой, утверждая, что совершенно верно всё то, что им рассказывали о его смирении.
Прп. Сисой Великий. Фреска монастыря Дионисиат, Афон, 1547 г. (автор Зорзис Фука)
Удивительным было и самоукорение святого. Изредка из Писпира приходил инок и приносил ему провизию. Однажды он не приходил целых десять месяцев. Бродя по горе, Сисой встретил охотника, пришедшего из синайской пустыни Фаран, который не видел людей уже одиннадцать месяцев. Старец вернулся в келью и стал бить себя в грудь со словами: «Ты думал, будто что-то совершил, а на самом деле не достиг и того, что сделал этот мирянин!»
Святой Сисой так любил пост и был столь поглощен молитвой, что многие дни даже не вспоминал о пище. Когда же его ученик Авраам обратил внимание старца на это, авва с великой простотой удивленно спросил: «Разве мы не ели, дитя мое?» Авраам ответил, что нет, и тогда Сисой сказал: «Если так, принеси и поедим».
Как-то раз братья спросили святого: «Если брат впадет в грех, довольно ли ему для покаяния одного года?» — «Жестоко слово сие», — ответил Сисой. Тогда братья сказали: «Значит ли это, что согрешившему подобает каяться только полгода?» — «Много», — отвечал старец. «Может быть, — снова спросили братья, — для его покаяния достаточно сорока дней?» — «Много», — снова ответил старец. Потом он сказал: «Я верую в милосердие Человеколюбца Бога, и если человек покается всею душою, то Бог примет его покаяние в течение трех дней».
Один брат снова спросил старца, говоря: «Как поступить мне, отче, так как я впал в грех?» — «Исправься, чадо, — отвечал старец, — и спасешься». — «Но я по исправлении снова пал», — отвечал брат. «Снова исправься», — сказал старец. «До каких же пор, — спросил брат, — будет продолжаться мое падение и восстание?» — «Пока не наступит твой конец и застанет тебя или в добре, или во зле; поэтому должно всегда пребывать в исправлении, дабы в нем же и кончина застигла».
Св. прп. Сисой Великий у гроба Александра Македонского. Фреска монастыря Варлаама в Метеорах, Греция, 1556 г.
«Увы, увы, смерть! Тебя, Александр, тебя не вмещал целый мир, и как же вместили тебя две пяди земли?» — воскликнул прп. Сисой Великий, придя на могилу Александра Македонского. Память смертная у преподобного была непрестанной, и он восторжествовал над лестью мира сего, ни в чем не отступив от смирения, которое особенно проявилось в час его кончины. Праведнику было открыто, что настало время ему отойти в вечность. Вокруг лежащего на смертном одре наставника собрались братья. Лицо святого просветилось, и он сказал:
— Вот, пришел авва Антоний.
Затем, немного помолчав, он снова сказал:
— Вот, пришел лик пророков.
Он просиял еще более и сказал:
— Вот, пришел лик апостолов.
И вдвойне просияло лицо его, и он беседовал с невидимыми лицами. Братья упрашивали его, говоря:
— Отче, скажи нам: с кем ты ведешь беседу?
И он сказал им:
— Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, дабы они оставили меня на короткое время, чтобы я мог покаяться.
— Тебе нет нужды в покаянии, отче, — сказали ученики.
На сие старец ответил:
— Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего.
Но все знали, что он совершенен в добродетелях. После этого авва Сисой просиял так сильно, что его лицо стало как солнце, и все убоялись сего. Тогда преподобный сказал:
— Вот, приходит Господь, взирайте все.
В это время раздался голос: «Принесите Мне избранный сосуд из пустыни!»
С сими словами Сисой Великий предал дух свой Господу. В этот момент появилась молния и келья наполнилась благоуханием.
Велик был преподобный своим воздержанием, смирением, незлобием и любовью к ближним. Закончив такою блаженною кончиною временную жизнь свою, прп. Сисой переселился в жизнь бесконечную. И ныне он водворяется со Христом и наслаждается Его лицезрением вместе с теми ликами святых, коих он видел при своей кончине. По молитвам прп. отца нашего Сисоя да сподобимся и мы сей радости благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки. Аминь.
В день памяти прп. Сисоя — 19 июля 1788 года — была одержана победа в морском бою со шведами. В связи с этим в честь прп. Сисоя было названо несколько кораблей Российского императорского флота: три линейных корабля и эскадренный броненосец.
Эскадренный броненосец Балтийского флота «Сисой Великий». Введен в эксплуатацию в августе 1896 г.
Яко безплотным единожитель и всем преподобным сопричастник, постническими труды и бдении молитвенными непрестанно себе вооружая, мудре, тем и дар приял еси от Бога исцеляти недуги и прогоняти бесы. Того ради вопием ти: радуйся, отче наш Сисое преподобне.
Ин кондак, глас 8
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. — Москва: «Ковчег», 2010.
- Поселянин Е. Полное собрание житий святых Православной Греко-Российской Церкви. СПб., [б/ г.].
- Минея. Июль, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 333, 334, 336.
19.07.2024