X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Икона Божией Матери «Троеручица»

Икона Божией Матери «Троеручица»

25 июля день памяти иконы Божией Матери «Троеручица»

Приидите, возрадуемся Приснодеве за многую благостыню Ея, приидите, поклонимся Царице нашей Богородице, приидите, припадем и целуем икону Ея Троеручицу, яже по воли Всенепорочныя Девы на осляти, никимже водимем, принесена бысть во обитель Хиландарскую. Ейже покланяющеся, умильно помолимся: о Всемилостивая Покровительнице и Заступнице наша, покрый нас и заступи от всех бед и нужд душевных и телесных и даруй нам житие безгрешно, зачати и родити плоды покаяния.

Стихира на Господи, воззвах, глас 2

В VII веке Византийскую империю потрясала иконоборческая ересь. Император Лев III Исаврянин, вступив на престол, начал гонения на почитателей икон. Тем временем в Дамасском халифате, несмотря на мусульманское владычество, православные в своем исповедании веры стеснены не были. Туда и бежали священники, монахи и простые люди, спасавшиеся от преследований императора-еретика.

Первым министром халифа Язида II ибн Абдул-Малика, пользовавшимся его безусловным доверием, был Мансур ибн Сержун — ревностный христианин. Монарх не смущался вероисповеданием своего советника — его отец также был православным и в свое время верно послужил Дамасскому двору. Как-то Сергий (так звали отца советника) увидел на невольничьем рынке инока, обливавшегося горькими слезами оттого, что некому передать свои глубокие познания и духовный опыт. Он выкупил монаха и отдал ему на обучение своих детей — Мансура и приемного сына Косму. Это были будущие светильники Православной Церкви — преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский.

Судя по всему, инок вложил в души своих учеников много полезного, потому что «Три защитительных слова против порицающих святые иконы», написанные Мансуром ибн Сержуном, имели колоссальный успех. Дамасский чиновник ревностно направил всю мощь своих знаний и таланта на борьбу с иконоборческой ересью. Своим многочисленным знакомым в Византии он переправлял письма, в которых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Его сочинения тайно переписывались, передавались из рук в руки, немало способствуя уверению в истине православных и обличению еретиков-иконоборцев.

 

Прп. Иоанн Дамаскин (Мансур ибн Сержун) жил в VII–VIII вв. в Сирии. По происхождению — сириец, по вере христианин, по социальному статусу аристократ, служивший на высокой должности логофета — министра и советника в налоговой администрации арабского халифата

В конце концов деятельность Мансура стала известна и начала раздражать даже императора-иконоборца. Тогда еретики пустили в ход свое излюбленное средство — ложь. Только на этот раз ложь была направлена не на догматы веры, а на подрыв репутации их защитника. Дамасского министра оболгали перед халифом, обвинив в заговоре и государственной измене. Писарь, подделав почерк святого, написал от его имени письмо Льву Исавру, в котором Мансур якобы обещал сдать византийцам город Дамаск. Это письмо коварный император-еретик преподнес халифу Язиду II. Не подозревая Льва в злой интриге, халиф не расследовал дело и жестоко наказал своего верноподданного: приговорил Мансура к отсечению правой кисти, которую после казни вывесили на базарной площади.

По преданию, Мансур упросил халифа отдать ему руку и со слезами долго молился перед старинной иконой Богородицы. Наконец, устав от нравственных страданий и измучившись от физической боли, он заснул. Во сне ему явилась Божия Матерь и произнесла: «Вот, рука твоя исцелена, не скорби же более и трудись прилежно этой рукой». Когда Мансур открыл глаза и снял плат, которым была завязана кисть, то лишь красный шрам на запястье напомнил ему о том, что там была рана. Свою благодарность к Исцелительнице Мансур излил в дивном песнопении «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь». А в память о своем дивном исцелении к иконе, перед которой молился, прикрепил изображение кисти руки, выполненное из серебра. С тех пор за этим образом Богоматери утвердилось наименование «Троеручица».

Весть об исцелении советника быстро разнеслась по Дамаску. Халиф, убежденный чудом в невиновности своего министра, просил у него прощения, призывая вернуться к делам государственного управления. Но сердце советника Мансура теперь принадлежало Единому Богу. Он решил, что отныне все свои силы и способности отдаст на служение Ему. Взяв с собой икону, ниспославшую ему исцеление, Мансур удалился в Палестину, где принял постриг в одном из монастырей с именем Иоанн. По преданию, это была Лавра преподобного Саввы Освященного.

 

Гроб прп. Иоанна Дамаскина и его келлия в Лавре прп. Саввы Освященного, Святая Земля

Образ пребывал в обители преподобного Саввы до XIII века. Основатель Лавры перед своей кончиной (†532) завещал передать свой посох царственному богомольцу по имени Савва, великому архиепископу, человеку Божию, который в будущем придет из далекой западной страны и посетит обитель. Пророчество преподобного Саввы Освященного исполнилось через семьсот лет: в XIII веке святой Савва, первый архиепископ Сербский, во время паломничества по святым местам Палестины посетил Лавру преподобного Саввы, и монахи передали ему благословение великого подвижника. Вместе с посохом Лавра благословила святителя Савву двумя чудотворными иконами Божией Матери «Млекопитательница» и «Троеручица».

 

Свт. Савва Сербский принимает посох и икону «Троеручица» в Лавре прп. Саввы Овященного

Так в XIII веке икона Божией Матери «Троеручица» была привезена в Сербию. В XIV веке во время турецкого нашествия благочестивые хранители иконы, чтобы избежать надругательства над святыней, возложили ее на осла и отпустили животное на волю Божию. Со своей чудесной ношей ослик беспрепятственно дошел до Святой Горы Афон и остановился у Хиландарского монастыря, где святыня была с благоговением принята братией. Икону поставили в соборном храме. А на месте обретения образа создаша, повествует история, малу стену и написаша на ней образ Пресвятыя Богородицы на воспоминание бывшаго ради чудесе. Этому событию посвящена служба, совершаемая 25 июля, в которой Православная Церковь прославляет чудесное пришествие «Троеручицы» в Хиландарскую обитель.

Икона и на Афоне явила свою чудотворную силу. Образ не раз защищал Хиландарскую обитель от вторжения иноплеменных. В эпоху русско-турецких войн, по свидетельству самих турок, над стенами монастыря часто появлялась недосягаемая для людей и оружия таинственная Жена. Вот пример одного из таких случаев. Однажды на монастырь решили напасть «френцы». Они разделились на два отряда и пошли вдоль стен обители навстречу друг другу — одни верхом, другие низом. Там, на месте, где обрели образ и где возвышается малая стена с иконой «Троеручица», они встретились, но, ослепленные страхом, не узнали друг друга, устремились якобы на врага и, продолжает историк, избишася междо собою даже до последнаго, и не един оста от ных.

Прошло около 300 лет, и в Хиландаре преставился игумен. Монахи выбирали нового настоятеля (по афонской традиции игумена в монастырях Святой Горы избирают монахи-насельники). Мнения иноков разделились, и они не могли принять решение. Придя утром на службу, все неожиданно увидели на игуменском месте икону Божией Матери «Троеручица». Образ унесли в алтарь на обычное место и после вечерней службы запечатали двери собора. Святыня трижды становилась не в алтаре, а на игуменское место, и одному из монахов-затворников во сне была открыта воля Божия: Пресвятая Богородица Сама благоволит управлять обителью.

С тех времен в Хиландарском монастыре нет должности игумена и избирается только наместник. Иноки же почитают Царицу Небесную «Троеручицу» своей Игуменьей и прикладываются к руке Пресвятой Богородицы, испрашивая благословение на богоугодное несение своих послушаний.

 

Хиландарская Игумения. Икона «Троеручица» в монастыре располагается на игуменском месте. Справа от чудотворной иконы — стасидия наместника

Со временем «Троеручица» становится одним из самых известных чудотворных образов Богородицы. Списки с хиландарской иконы стали расходиться во все концы христианского мира. Они прославились чудесами во многих городах и весях России, Сербии, Болгарии, Румынии.

В Россию первый список иконы Богоматери «Троеручица» был принесен в 1661 году архимандритом монастыря Костамонит Феофаном. Патриарх Никон, заказавший список образа, передал его в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. В настоящее время в собрании музея «Новый Иерусалим» хранится список, сделанный с этой иконы в 1854 году, сам же образ утерян. В Москве наиболее чтимые списки иконы находятся в Успенском храме Болгарского подворья и Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. 11 июля совершается празднование иконе Божией Матери «Троеручица» в память принесения списка иконы в Русскую Православную Церковь.

 

Современный список иконы Божией Матери «Троеручица», привезенный из Хиландарского монастыря, в Свято-Елисаветинской обители г. Минска

Московские иконописцы Артемий Федоров и Афанасий Иванов в начале XVIII века сделали список с привезенного из Хиландара образа и пожертвовали его на устройство новой обители в поселке Белые Берега под Брянском. Основатель Брянской Белобережской Иоанно-Предтеченской мужской пустыни старец Серапион (в схиме Симеон) установил глубокое почитание образа, который начал именоваться Белобережской иконой Божией Матери и стал прототипом для многочисленных списков, расходившихся по России.

В самом Белобережском монастыре в честь иконы Божией Матери «Троеручица» был заложен новый пятиглавый храм. Пустынь принимала в год до пяти тысяч паломников, стремившихся к чудотворному образу. Даже на записках, подаваемых богомольцами о здравии, была изображена чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», подающая исцеление всем, к ней прибегающим.

Основатель Свято-Троицкого монастыря в Киеве преподобный старец Иона более десяти лет подвизался по благословению преподобного Серафима Саровского в Белобережской пустыни и был свидетелем многочисленных чудес, происходивших от списка «Троеручицы». Когда по Божиему повелению преподобный Иона перешел в Киев и начал строительство обители во имя Святой Живоначальной Троицы, первый престол в монастырском храме освятили в честь этой иконы Божией Матери. По его просьбе в Белобережской пустыни был написан список с местной иконы и передан в Троицкую обитель. Преподобный Иона очень любил молиться перед иконой «Троеручица», также являвшей многочисленные случаи исцелений.

 

Список «Троеручицы» Белобережской в Никольском храме Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минск

Перед иконой Божией Матери «Троеручица» молилась Царская семья в Ипатьевском доме накануне мученической кончины. Сегодня она находится в Храме-памятнике на Крови во имя Всех святых, в земле Русской просиявших, построенном на месте, где прошли последние дни земной жизни императора Николая II, его семьи и четверых слуг и где они приняли мученическую кончину в ночь на 17 июля 1918 года.

Образ, ставший духовным свидетелем страданий и мученического подвига Царственных страстотерпцев и их верноподданных, был найден в Ипатьевском доме офицером, близким знакомым сестры императора Николая II Великой княгини Ольги Александровны. Офицер перевез икону в Данию и передал родственникам Царской семьи. Ольга Александровна завещала икону своему старшему сыну Тихону Николаевичу Куликовскому-Романову, пожелавшему передать икону в Храм-памятник. Икона прибыла в Екатеринбург в 2003 году и сегодня доступна для поклонения всем верующим.

 

Прибытие в Храм-памятник на Крови келейной иконы Божией Матери «Троеручица», находившейся в Ипатьевском доме во время заточения Царственных страстотерпцев, Екатеринбург, 2003 г.

С образом «Троеручицы» связано множество исцелений и случаев чудесной помощи. Ей молятся женщины о даровании чадородия, о здравии и помощи в обстоятельствах, по-человечески кажущихся безвыходными, о защите от напраслин и клеветы.

Еще одним современным способом почитания чудотворного образа можно считать часы-куранты на здании Национальной художественной галереи города Йошкар-Ола. Именно этой иконой в 1993 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание самостоятельной Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Как символ пришествия Божией Матери на Марийскую землю в местном технологическом университете с одобрения и благословения митрополита Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна была разработана динамическая скульптурная композиция «Явление иконы Божией Матери "Троеручица"». Под пение тропаря «Богородице Дево, радуйся» каждый час в дневное время, после боя часов, в верхнем левом углу часов в открывающихся вратах появляется благословляющий образ Божией Матери «Троеручица». Окно закрывается, и из ворот «Хиландара» на часах выходит бронзовый ослик весом 450 килограммов с иконой Пресвятой Богородицы «Троеручица» на спине. Выход ослика иллюстрирует предание о пришествии иконы на Гору Афон. Ослик с иконой направляется к воротам Успенской церкви Йошкар-Олы, что символизирует прибытие святыни на Марийскую землю. Ослик въезжает в правые нижние врата, после чего они закрываются, а в левом верхнем углу снова появляется благословляющий образ Царицы Небесной.

 

Городские часы Йошкар-Олы с динамической скульптурной композицией «Явление иконы Божией Матери "Троеручица"»

Так, пройдя Сирию, Палестину, Сербию, достигнув Афона, прибыв в Своих чудотворных списках на Русь, икона Божией Матери «Троеручица» уже почти полторы тысячи лет укрепляет православных в вере. Да пребудет Ее державная помощь и заступление с нами!

Зряще пречуный образ Твой, Богомати Милосердая, Самую Тя воистинну зрим, Богородицу сущую, и слышим глас Твой сладковещанный, егоже к первописанней иконе Твоей со властию рекла еси: с тою Моя благодать. Та же благодать и в подобообразных истинствует и во иконе Троеручице преизбыточествует, юже почитающе, благодарение Тебе приносим: радуйся, Благодатная, с Тобою Господь, Тебе же ради и с нами, спасая нас всегда.

Стихира на хвалитех, глас 8

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Дмитриева Н. В. «Троеручица» // О Тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери. М.: Изд. Сретенского монастыря.
  2. Иоанн Дамаскин // Православная энциклопедия. М.: Рипол Классик, 2010.
  3. Минея. Июнь. Часть вторая. М.: Издат. совет Русской Православной Церкви, 2002.
  4. Рассказы о чудотворных иконах монастыря Хиландар в русской записи XVI века. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., Мартис, 1996.
  5. «Троеручица» на защите оклеветанных и зачумленных — Милосердие.ru (miloserdie.ru).
  6. Икона Божией Матери «Троеручица» / Православие.Ru (pravoslavie.ru).
  7. Чудотворный образ «Троеручица» | Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь (stefmon.ru).
  8. Икона Божией Матери «Троеручица» | Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Покровск (Энгельс) (cerkov.ru).
  9. Царственные страстотерпцы / Православие.Ru (pravoslavie.ru).
  10. «Троеручица» Белобережская икона Божией Матери | Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь (cerkov.ru).

25.07.2024

Просмотров: 1152
Рейтинг: 5
Голосов: 13
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать