X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский

Святитель Иннокентий

7 июня — день памяти святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического

 

Избранный от Господа благий рабе и верный, Церкви Русския украшение, новый Златоусте, Христова стада пастырю предобрый, святителю Иннокентие, от любве душевныя ублажаем тя заступника и покровителя града нашего. Теплыми твоими молитвами у Престола Пресвятыя Троицы укрепляеми, благодарно зовем ти: Радуйся, богомудре отче Иннокентие, святителю преславный.

Кондак 1 акафиста святителю Иннокентию, архиепископу Херсонскому

Среди сонма славных русских иерархов навсегда останется имя Херсонского архиепископа Иннокентия, который просиял звездой первой величины на небосклоне нашей церковной истории XIX века. Он был всесторонне ученым богословом, во многих отношениях опередившим свое время, блестящим проповедником — русским Златоустом, пленявшим сердца людей, и самоотверженным пастырем, готовым полагать душу за паству свою.

Будущий архиерей (в миру Иван Борисов) родился в 1800 году в Орловской губернии. К сожалению, о раннем детстве его известно только, что он был сыном священника Орловской епархии. В январе 1810 года Ивана приняли во 2-й класс Воронежского духовного училища, в сентябре он был переведен в 3-й, а в январе 1811 года — в 4-й класс. С ноября 1811 года учился в Орловской духовной семинарии, находившейся в Севске. Высокие качества его души там стали особенно заметны, и своими «задачками» и проповедями Иван удивлял не только товарищей, но и наставников.

 

Орловская губерния

Орловская губерния в XIX веке

Окончив курс первым студентом, Иван Борисов поступил в Киевскую духовную академию, и там юный талант его развернулся во всей красе.

В кругу избранных, даровитых юношей он, ощущая свои необыкновенные дарования, почувствовал жажду благородного соревнования и с увлечением отдался наукам, так что нередко целые ночи проводил за книгами. В своем биографическом очерке митрополит Макарий пишет, что в академии Иван Борисов более сам образовал себя чтением, размышлением и упражнением в сочинениях, нежели чем через лекции наставников. С захватывающим интересом поглощая целые книги от начала до конца, даже целые системы философов, он, как это замечается у многих даровитых воспитанников, обыкновенно делал конспекты прочитанного и нередко записывал их в конце книг. Всё это чрезвычайно развивало его восприимчивый ум, и его обширные познания высоко ценились товарищами, которым он, по их просьбе, нередко излагал и раскрывал учение того или другого философа так ясно, легко и подробно, что изумлял всех и совершенно затмевал лекции профессоров.

 

Киев

Киев, XIX век

Особенное значение юноша придавал сочинениям, над которыми работал с увлечением. Обдумав предмет всесторонне, он затем писал сочинение прямо набело. Через два-три дня он пересматривал написанное, и если оно почему-либо не удовлетворяло его, писал другое сочинение на ту же тему, иногда и третье, чтобы подать наставникам то, какое сам считал наилучшим. Этим он приобрел навык писать с такой стройностью и блеском, которыми отличаются вообще его произведения. Перед экзаменами он бегло прочитывал лекции, которыми до того мало занимался, и, имея большую подготовку и огромный запас знаний, полученных от чтения книг, всегда отвечал блистательно, превосходя и тех воспитанников, которые прилежно корпели над лекциями. На богословском отделении Борисов особенно усердно занимался составлением проповедей, и в нем всё более и более раскрывался тот блестящий проповеднический дар, который сделал из него русского Златоуста. При этом он, прекрасно владея французским языком, тщательно изучал таких мастеров проповеднического слова, как Массильон и Боссюэт, но, конечно, самое большое влияние на него оказали творения величайшего из великих проповедников святителя Иоанна Златоуста. Всё это предвещало в нем необыкновенного проповедника, каким он и стал впоследствии.

Окончив курс академии в 23 года со степенью магистра, Борисов вступил на поприще педагогической деятельности. Большое значение для него имело то, что он, как лучший воспитанник, был назначен в столичную духовную семинарию инспектором и профессором церковной истории и греческого языка. Тут он сразу обратил на себя внимание своими необыкновенными дарованиями и через семь месяцев был назначен ректором Александро-Невского духовного училища, где принял монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. Вскоре его назначили бакалавром богословских наук в столичной духовной академии. Его поставили инспектором, а затем экстраординарным профессором богословских наук и в 1826 году возвели в сан архимандрита. В этой естественной для него среде началось его стремительное восхождение. В аудитории перед жаждущими знания юношами он чувствовал прилив необыкновенного вдохновения. Профессорская кафедра под ним превращалась в трибуну, и он увлекал студентов вдохновенной речью, которая «из уст его вещих сладчайшею меда лилася».

 

Семинаристы

Семинаристы, XIX век

Лекций архимандрит Иннокентий писать не любил, видя в этом обузу для своего склонного к широким и вольным полетам ума, а свой предмет излагал наизусть, с жаром, с воодушевлением, живой, свободной, часто разговорной речью, но всегда изящной, общепонятной и чуждой всякой напускной учености, которая старается прикрыть свое внутреннее убожество велемудрой фразеологией. Самые предметы, которые он преподавал — Основное и Обличительное богословие, — давали особый простор его мысли, и молодой профессор мог во всем объеме обнаружить блестящие стороны своего редкого таланта и обширного образования. Светлость и нередко оригинальность взгляда на важнейшие вопросы науки, быстрота и проницательность ума, непобедимая диалектика и близкое знакомство с современным состоянием не только богословия, но и философии на Западе — таковы были отличительные черты преподавания архимандрита Иннокентия. В то же время он быстро получил широкую известность и вне академии своими проповедями. Он говорил их не часто, лишь по назначению в Александро-Невской лавре и Казанском соборе, но слава о нем успела уже разнестись по столице, и слушать его собиралось множество народа.

Проповеди эти обыкновенно помещались в академическом журнале «Христианское чтение». Этот старейший, основанный в 1821 году духовный журнал со временем совершенно заглох: подписчиков было мало, средств на издание — почти никаких, и журнал едва влачил свое существование, пробавляясь случайным материалом, по большей части — наскоро составляемыми проповедями и малоназидательными размышлениями. Но вот в лице молодого инспектора явился вдохновитель, который вместе с двумя своими знаменитыми товарищами — Г. П. Павским и В. Б. Бажановым, бакалаврами академии — решил поднять погибающий журнал. Журнал ожил и быстро начал расти и развиваться, привлекая всё больше внимание и интерес читателей. А когда впервые появились на его страницах «Последние дни земной жизни Иисуса Христа», то номера «Христианского чтения» брались нарасхват и читались всеми с небывалым наслаждением. Если прежде журнал почти совсем не раскупался, то теперь все его экземпляры моментально расходились, и многие жаловались, что не могли достать этих книжек.

 

Труды святителя Иннокентия Херсонского

Труды святителя Иннокентия Херсонского

В сочинении «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» блистательно применен уникальный для того времени метод исследования жизни Спасителя. Читая его даже теперь, в XXI веке, невольно изумляешься, как гений русского богословия мог предвосхитить метод, сделавшийся достоянием науки гораздо позже, когда, благодаря массе новых открытий в области географии и археологии Святой Земли и вообще древности, появилась возможность иллюстрировать факты евангельской истории данными из области исторических и археологических исследований. В то время и на Западе эти исследования были мало известны, а до нас доходили только самые ничтожные обрывки. И тут мы видим, как архимандрит Иннокентий действительно мастерски пользуется всем собранным материалом, как он всякое событие евангельской истории умеет дополнить подходящей археологической или географической подробностью, не создавая хаотического нагромождения фактов. Материалы исследований размещаются с мастерством художника, который из мелких мозаичных камней создает чудный образ — образ Богочеловека.

Позднее было создано много таких трудов — даже, быть может, слишком много. Достаточно упомянуть хотя бы переведенные на русский язык труды Фаррара, Дидона, Гейки, Эдершейма. Всё это исследования того типа, замечательный образец которого дал наш гениальный богослов; он, можно прямо сказать, в этом отношении опередил свой век! Но потому-то именно этот новый метод и возбудил слепую подозрительность и даже — увы, с печалью приходится говорить об этом — подвергся цензурному гонению. Было проведено негласное дознание относительно лекций автора знаменитого произведения — в них также подозревали «неологизм». Хотя дознание и не привело к печальному результату, но уже достаточно печален был тот факт, что такое важное сочинение архимандрита Иннокентия могло получить цензурное разрешение на издание в качестве отдельной книги только через 30 лет после появления его в журнале!

 

Киевская духовная академия

Киевская духовная академия, начало ХХ века

В 1830 году, уже будучи доктором богословия, он назначен был на должность ректора родной Киевской академии. Десятилетие, в течение которого ее возглавлял архимандрит Иннокентий, справедливо может быть названо самым блестящим периодом ее истории. В качестве профессора он взял на себя чтение лекций по Основному богословию (так называемой религиогностике) и Догматическому богословию, и его вдохновенные лекции приводили слушателей в изумление и восторг, так что студенты, выходя из аудитории, не знали, как и величать своего несравненного ректора. Его гений вдохновляющим образом действовал и на всю корпорацию, среди которой началось благородное соревнование и выдвинулись славные профессора, впоследствии создавшие себе громкое имя в науке и литературе, каковы Я. К. Амфитеатров — знаменитый гомилет, В. Н. Карпов — славный русский философ, Димитрий Муретов, ставший достойным преемником архимандрита Иннокентия по Херсонской кафедре, С. С. Гогоцкий — издатель философского словаря и другие.

Заботясь о возможно более основательном философском образовании студентов, ректор старался привить им любовь к проповедничеству и искусству в нем. Сам перечитывал их проповеди, призывал к себе авторов лучших из них и по целым часам беседовал с ними о том, как нужно писать и произносить проповеди, и этой наглядной, живой гомилетикой достигал превосходных результатов. Замечательна еще для того времени та особенность во взглядах архимандрита Иннокентия на образование, что он, сам человек всесторонне развитый, желал, чтобы и студенты духовной академии не замыкались в узкий круг своего специального предмета, неизбежно отчуждающий от живой действительности. Он советовал им, не ограничиваясь кругом дисциплин, преподававшихся в академии, заниматься чтением книг и по другим наукам, например, по астрономии и естественной истории — совет, который и доселе еще не нашел себе прав гражданства в нашей духовной школе.

Первое, c чего начал свою реорганизацию бοгοcлοвcкой науки в Киевской духовной академии святитель Иннокентий, — это заменил преподавание богословия на языке «священной, но мертвой» латыни на живой и легкий для восприятия русский язык. Именно на языке преподавания святитель Иннокентий и делал акцент: он не сомневался, что русский бοгοcлοв и пастырь должен учиться на родном для него языке, что для бοгοcлοвия было особенно важно. Он считал, что латинский язык годится лишь для изложения логической, но не практической cтοрοны бοгοcлοвcких истин. Тем более не годится он для изложения того, что составляет отличительную особенность Православной Церкви. Лекции читались на русском языке уже c начала 30-х годов ХІХ века, то есть c самого вступления святителя Иннокентия в дοлжнοcть ректора Киевской духовной академии.

Работая над великим делом воспитания духовного юношества, святитель Иннокентий в то же время и сам быстро мужал, рос и развивался духовно, что особенно заметно было в его проповеднической деятельности. Его ораторский талант получил необычайную гибкость и силу, и когда он произносил свои тщательно составленные проповеди в Киеве в Софийском соборе и лавре, произносил всегда без конспектов, живой, захватывающей дух речью, то слава о его проповедничестве быстро разнеслась по Киеву и слушать его собирались со всего города. Особенной силой красноречия и вдохновляющего чувства отличались его проповеди на дни Страстной и Светлой седмиц, впоследствии вышедшие в особых сборниках под заглавием «Страстная седмица» и «Светлая седмица». Читая эти превосходные сборники, не знаешь, чему больше удивляться: силе и глубине воплощенного в них чувства, ясности мысли, изяществу богословской концепции или изумительной стройности самого построения их и красоте слова. Поистине, к святителю Иннокентию более чем к кому-либо применимо название русского Златоуста, как и величали его слушатели-современники, съезжавшиеся послушать его со всех сторон, нередко издалека.

Владыка Иннокентий был человеком веселым. Его душа была открыта для каждого. При нем академическая корпорация «думала c ним одну думу, жила c ним одною жизнью». Правильней, наверное, было бы сказать, что это была даже не корпорация, а, скорее, одна большая родственная семья, у которой были одни цели. Вот именно такого качества жизнь и активная профессиональная деятельность будущего святителя привлекали к нему интерес современников. За девять лет ректорства святитель Иннокентий полностью переустроил духовную школу как в системе преподавания, так и в бытовой жизни.

Рядом с проповедничеством шла и развивалась и его научно-литературная богословская деятельность, которая также достигла удивительных высот. Плоды этих трудов были многочисленны, и он основал для них особый журнал «Воскресное чтение», который быстро расцвел и сделался одним из самых распространенных изданий того времени. Тогда же задуман и отчасти исполнен им огромный труд «Сборник исповеданий православной веры всех веков от начала Церкви», и он подумывал даже об издании полного курса «История Русской Церкви», а также богословского словаря. Ни то, ни другое не было осуществлено, так как новая деятельность в качестве епархиального владыки отвлекла его внимание от этой области.

 

С 1840 года началось новое поприще в служении знаменитого иерарха — в качестве епархиального архиерея. В этом он также повсюду (в Вологодской, Харьковской и Херсонской епархиях) оставлял по себе добрую славу мудрого администратора, неутомимого проповедника и просветителя. Отметим только еще один момент в его жизни, когда он выступил во всем величии своего архипастырского мужества, за что славный историк Погодин провозгласил его «великим гражданином Русской земли». Это было в тяжкую годину Крымской кампании, когда огромный флот соединенной Европы начал громить черноморские порты, производя повсюду ужас и смятение. Не смутился только доблестный архипастырь Херсонский, паства которого и подверглась вражескому нашествию. Он не только спокойно оставался в своем архиерейском доме, когда от пушечного обстрела все прятались по подвалам, и даже служил в соборе, представлявшем самую видную цель для неприятельских орудий, громивших Одессу, но и решил лично появиться среди доблестных защитников Севастополя и влить в них своим пламенным архипастырским словом новое мужество. И его посещение многострадального Севастополя представляет собой поистине небывалую картину в истории.

 

Памятник святителю Иннокентию в Одессе

Памятник святителю Иннокентию в Одессе

Таков был владыка Иннокентий Херсонский. Он был поистине одним из великих духовных светил нашей церкви XIX века. Один из почитателей его проповедей, выражая свой восторг от прочтения «Светлой седмицы», писал ему: «Ваша "Светлая седмица" — светла, как бриллиант!» И мы с полным правом можем сказать, что когда беспристрастная история, разобравшись в сутолоке лиц и дел отходящего в вечность XIX века, найдет возможным и для него сплести исторический венок из имен его славнейших деятелей, то среди них истинным бриллиантом будет сверкать имя святителя Иннокентия Херсонского, одного из блистательных гениев века. Да будет же священна его память и для нас! Мы можем черпать в истории его жизни силу и бодрость для неустанного служения Богу, Церкви и Отечеству.

Двадцать шестого числа святитель Иннокентий тяжко заболел в Бахчисарайском ските, 2-го и 3-го исповедался и приобщился Святых Христовых Таин в Балаклавском монастыре, 7-го совершенно больной  отправился обратно в Одессу, 11-го прибыл в нее, а 26-го, в день Сошествия Святого Духа, в тот самый праздник, в который он совершил некогда первую литургию в одесском соборе при вступлении в управление епархией, мирно предал дух свой Богу в четвертом часу утра.

Как писатель русский преосвященный Иннокентий, по справедливости, должен занять одно из первых мест в истории русской литературы. А как проповедник он займет одно из первых мест между духовными витиями не только нашего времени и Отечества, но и всех времен и народов.

В 1997 году архиепископ Иннокентий Херсонский и Таврический был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии. В том же году, 18 июля, состоялось обретение его мощей, которые перенесли в Одесский Успенский собор. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святителя Иннокентия Херсонского было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви 8 декабря 2005 года. В том же году во имя святителя Иннокентия был освящен нижний храм возрождаемого Преображенского собора Одессы, а 7 июня 2007 года в него торжественно перенесены и мощи святителя. Общецерковное почитание святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского, Архиерейским Собором Русской Православной Церкви благословлено 30 ноября 2017 года. Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас.

Юга земли нашея цвете, Церкве Российския украшение, Православия наставниче преславный, защитниче и молитвенниче Отечества усердный, новый Русский Златоусте, богомудре святителю Иннокентие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Семь херсонских архиепископов: Биогр. с прил. портр., выполн. фототип. / Свящ. С. Петровский. — Одесса: тип. Е. И. Фесенко, 1894.
  2. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) // Богословские труды. 1992. Вып. 31.
  3. Ученые записки. — Репр. изд. — Москва: Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 1996. / Биографическая записка о преосвященном Иннокентии Ординарного Академика, преосвященного Макария, епископа Тамбовского и Шацкого.
  4. Иннокентий Херсонский. Слова на праздники Господни. (acathist.ru).
  5. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский (1857). | 07.06.2022. | Московский Данилов монастырь (msdm.ru).

07.06.2024

Просмотров: 793
Рейтинг: 5
Голосов: 5
Оценка:
Комментировать