X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Преподобная Александра, первоначальница Дивеевская

Преподобная Александра первоначальница Дивеевская

Она великая жена, святая, смирение ее было неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная!

Прп. Серафим Саровский

В небольшом, бедном, малоприметном селе Нижегородской губернии в начале ХVIII века ничего не выдавало того, что мы сегодня знаем как Четвертый (после Иверии, Афона и Киева) удел Пресвятой Богородицы на земле. Дивное Дивеево, когда туда пришла будущая святая, а тогда овдовевшая помещица Агафья Семеновна Мильгунова, скрывшая от всех свой монашеский постриг, было одной из тысяч русских деревень, жители которой не славились ни благочестием, ни богобоязненностью. Но в этом-то и чудо преображающей силы любви Божией, которой сегодня здесь стоит Свято-Троицкий монастырь.

 

Рязань

Рязань, фотография ХIХ века

Агафья Семеновна происходила из дворянского рода. От родителей, благочестивых помещиков Симеона и Параскевы, ей досталось богатое наследство: семьсот душ крестьян и поместья в Ярославской, Владимирской и Рязанской (Переяславской) губерниях. Супруг Агафии, полковник Яков Иевич Мельгунов, рано оставил ее вдовой, и около 1760 года с трехлетней дочерью она прибыла в Киев, ища духовного совета о том, как по Божией воле устроить свою дальнейшую жизнь. Печерские старцы в приятной тридцатилетней женщине прозрели избранный сосуд Божий и благословили ее принять монашеский постриг. В иночестве ей было наречено имя Александра. Некоторое время матушка подвизалась во Фроловском женском монастыре Киева.

Однажды после молитвенных трудов мать Александра сподобилась видеть Божию Матерь, возвестившую ей волю Господа: «Изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную такую обитель великую Мою, на которую низведу Я все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же, раба Моя, в путь твой, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои, и дарования святых всех жребиев Моих выну да будут с тобою!» Богодухновенные старцы Киево-Печерской лавры единогласно признали, что явление Пресвятой Богородицы было истинным, и благословили мать Александру, положившись на волю Божию, исполнить повеление Царицы Небесной. По совету отцов мать Александра отправилась в путь под видом рязанской помещицы, называясь своим прежним именем.

 

Принятие Агафией Мельгуновой пострига

Принятие Агафией Мельгуновой пострига во Фроловском монастыре г. Киева и явление ей Пресвятой Богородицы, фреска храма Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Дивеевском монастыре, ХХI в.

Около 1760 года странница, в ожидании указания Матери Божией избранного Ею места, шла из Мурома в Саровскую пустынь. Не дойдя двадцати верст, мать Александра остановилась для отдыха на лужайке у западной стены храма в небольшом селе Дивееве…

«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве; и вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это Четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных с малыми трудами человеческими не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!» Это было второе явление Пресвятой Богородицы мать Александре.

Не доверяя своему опыту, мать Александра устремилась в Саровскую пустынь. Обитель в то время славилась святостью жизни своих подвижников, к которым и обратилась за советами и наставлениями странница. Она открыла им душу и попросила вразумления, как поступить ей в столь удивительных обстоятельствах.

 

Явление Пресвятой Богородицы преподобной Александре

Явление Пресвятой Богородицы прп. Александре, фрагмент росписи Казанского храма Дивеевского Свято-Троицкого монастыря, ХХ в.

Святые саровские старцы подтвердили слова и пояснения киево-печерских иноков о том, что видения Царицы Небесной были истинными и что мать Александра, удостоившаяся быть избранницей, первоначальницей и первоосновательницей Четвертого жребия Божией Матери на земле, — блаженна и преблаженна. Они благословили матушку далее следовать воле Божией и исполнять всё возвещенное ей Пресвятой Богородицей.

Мать Александра поселилась в селе Осиновка и стала вести простую крестьянскую жизнь. Ничто не выдавало в ней прежнюю помещицу. Через три года Господь призвал в вечные обители десятилетнюю дочь матушки, и в этом она увидела еще одно указание своего предназначения. По благословению саровских старцев мать Александра отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей, в том числе Успенский собор Саровской пустыни) и раздала бедным, а сама вернулась в Дивеево.

Мать Александра поселилась в келье, выстроенной возле дома местного священника, где прожила двадцать лет. Матушка занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам в поле и по дому. В страдную пору, когда в бедных семьях все, даже хозяйки, проводили дни в поле, матушка топила в избах печи, месила хлебы, готовила обед, обмывала детей, стирала грязное детское белье и надевала чистое к приходу усталых родителей. Несмотря на то, что всё это она делала прикровенно, крестьяне стали почитать свою благодетельницу. Своими руками матушка готовила приданое деревенским девушкам, и крестьяне как святыню хранили вышитые ею полотенца и головные женские уборы — «сороки».

В 1767 году заботами мать Александры было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная. Строительство продолжалось пять лет. Для нового храма мать Александра ездила в Казань — за списком Казанской иконы, в Москву — за большим колоколом, в Киев — за частицами мощей святых угодников Божиих.

Время тогда было трудное, голодное. Мать Александра собрала местных ребятишек и велела помогать на строительстве, поднося строителям кирпичики. В конце дня она раздавала маленьким работникам по пятаку и кормила их сухарями с водой. Благодаря этому жители села не знали голода.

 

Строительство Казанского храма в Дивеево

Строительство Казанского храма в Дивеево, фреска храма Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Дивеевском монастыре

Новая церковь имела три придела: иконы Казанской Божией Матери, святителя Николая Чудотворца, а в честь кого должен быть третий придел, матушка Александра пребывала в недоумении. Когда в одну ночь она молилась о вразумлении в этом деле, внезапно раздался стук в окно и голос: «Ты недоумеваешь, в чье имя устроить придел? Создай его во имя мое». — «Кто ты?» — «Я — первомученик архидиакон Стефан!» Утром на окне была обнаружена икона архидиакона Стефана, писаная на узкой грубой дощечке. Сначала этот образ поместили в построенном Казанском храме, а позже он стал келейной иконой матушки Александры.

Когда в 1772 году церковь была освящена, помещица Жданова пожертвовала небольшой клочок земли с северной стороны храма. Тогда мать Александра решила построить здесь три первые кельи — для себя, четырех послушниц и странников, которые направлялись на богомолье в Саровскую пустынь. Внутренний вид келий соответствовал трудному и скорбному житию этой избранницы Царицы Небесной: две комнатки и две каморки. В одной каморке находилась около печки небольшая лежанка, сложенная из кирпичей. Тут же была дверь в темную каморку — молельню, где на молитве могла поместиться лишь одна она перед большим распятием с затепленной перед ним лампадкой. Окна в этой молельне не было. Молитва перед распятым Христом Спасителем, предстояние-сораспятие Ему — самая глубокая из молитв. На этих молитвенных подвигах матушки Александры созидалась Дивеевская обитель.

 

Явление преподобной Александре иконы

Явление прп. Александре иконы архид. Стефана, роспись Казанского храма Дивеевского Свято-Троицкого монастыря, ХХ в.

В праздники и воскресные дни матушка Александра никогда не уходила из церкви прямо домой, но по окончании литургии всегда останавливалась на церковной площади и поучала крестьян, говоря им о христианских обязанностях и о достойном почитании праздничных и воскресных дней. Эти духовные беседы вспоминались прихожанами села Дивеева с благодарностью. К матушке стекались со всех сторон не только простые люди, но и высокопоставленные лица, купечество и даже лица духовного звания, чтобы послушать ее наставления, получить благословение, совет и удостоиться ее привета.

Вместе с четырьмя послушницами матушка подвизалась под руководством строителя Саровской обители старца Пахомия и казначея иеромонаха Исаии, исполняя все трудности Саровского устава. Она и сестры шили свитки, вязали чулки, делали другую работу для нужд саровской братии. Отец Пахомий, в свою очередь, выдавал малой общине всё необходимое для земного существования, в том числе пищу, которую раз в сутки привозили сестрам с саровской трапезы. Так жила мать Александра до конца своих дней, ведя жизнь богоугодную, подвижническую, крайне суровую, в постоянном труде и молитве.

О внешности матушки Александры мы знаем со слов ее послушницы, Евдокии Мартыновны: «Одежда Агафии Семеновны была не только простая и бедная, но и многошвейная и притом зимою и летом одна и та же; на голове она носила холодную черную кругленькую шерстяную шапочку, опушенную заячьим мехом, потому что она часто страдала головной болью; платочки носила бумажные. На полевые работы ходила в лаптях, а под конец своей жизни хаживала уже в холодных сапожках. Матушка Агафия Семеновна носила власяницу, была среднего роста, вида веселого; лицо у нее было круглое, белое, глаза серые, нос короткий луковичкою, ротик небольшой, волосы в молодости были светло-русые, лицо и ручки полные».

 

Преподобная Александра Дивеевская поручает обитель

Прп. Александра Дивеевская поручает Дивеевскую обитель молодому иерод. Серафиму, фрагмент росписи Казанского храма Дивеевского монастыря, ХХ в.

В июне 1788 года, предчувствуя приближение своей кончины, мать Александра восприяла великий ангельский образ. Она просила саровских подвижников не оставлять без окормления ее послушниц, а также пещись об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Она просила отца Серафима не оставлять ее обители, как Царица Небесная Сама тогда наставить его на то изволит. Перед кончиной старица приняла постриг в схиму с именем Александра.

Дивная схимонахиня Александра скончалась 26 июня, в день святой мученицы Акилины. При кончине она просила келейницу: «А ты, Евдокиюшка, как я буду отходить, возьми образ Пресвятой Богородицы Казанской, да и положи его мне на грудь, чтобы Царица Небесная была при мне во время отхода моего, а пред образом свечку затепли».

Преподобному Серафиму Саровскому, взявшему на себя попечение о Дивеевской обители, было открыто, что преподобная Александра будет в мощах почивать в Дивееве, что и исполнилось в наше время. Ее мощи вместе с мощами двух других дивеевских преподобных, схимонахини Марфы и монахини Елены, были обретены 26 сентября 2000 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В декабре того же года дивеевские преподобные были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а 6 октября 2004 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви утверждено их общецерковное почитание.

Преподобная мати Александра, первоначальница Дивеевская, моли Бога о нас!

 

Рака с мощами преподобной Александры Дивеевской

Рака с мощами прп. Александры Дивеевской в храме Рождества Пресвятой Богородицы Дивеевского монастыря

Воспоим днесь, вернии, преподобную матерь нашу Александру, дивнаго удела Пресвятыя Богородицы первоначальницу, да ея молитвами и предстательством Пречистыя Девы Господь подаст нам грехов прощение и велию милость.

Кондак, глас 3

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Четвертый удел Богородицы / Изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. М., 1995.
  2. Матушка Александра — первоначальница Дивеевской обители / Изд. Свято-Данилова монастыря. М., 1997.
  3. Житие преподобных Александры, Марфы и Клены Дивеевских. Дивеево.
  4. Преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова) (ortox.ru).
  5. Преподобная Александра, первоначальница Дивеевская —Нижегородская Митрополия (nne.ru).
  6. Тихая девственная обитель / Монастырский вестник (monasterium.ru).
 

26.06.2024

Просмотров: 473
Рейтинг: 5
Голосов: 8
Оценка:
Комментировать