«Душе нужно небо»
Сегодня у нас великий праздник — Вознесение. Всё, что связано с Богом, Который пришел в этот мир, мы проживаем в храме. И это не повторение, это реальность, вечность, где нет ни прошлого, ни будущего, где всё в настоящем формате. Человек потерял Бога и оказался на земле. Рай — это же было тоже место Божие, пока там не было греха. И храм — это небо на земле, по определению отцов.
Поэтому мы с вами возносимся, когда приходим в храм. Мы отрываемся от всякого житейского попечения. Мы остаемся наедине с Богом. Значит, мы уже на небе. Вот сейчас все были на небе. А может, кто-то уже и спустился. Может, какие-то мысли, какие-то переживания, тревоги житейские — и мы уже не на небе, мы уже на земле. А если еще есть какие-то обиды, какие-то нехорошие мысли, так мы уже под землей. Поэтому Вознесение очень важно для нас.
Господь показал, куда нужно устремлять свой ум: не по земле ползать, не искать что-то, что мы, может быть, найдем на этой земле, какое-то счастье, какая-то удача нам улыбнется. Нет, здесь только кости, здесь только братская могила, где один хоронит другого. А там жизнь вечная, там всё по-настоящему.
Мы увязаем в каких-то житейских обстоятельствах (а они у каждого свои). Мы всё время опускаемся, а душа от этого очень страдает, потому что ей нужно небо, даже если человек этого не понимает. Литургия — это, конечно же, вне времени, вне пространства. Это служба, которая уже сейчас делает нас причастниками новой, вечной жизни.
Как будет в раю? А вот так будет: вот все приняли Бога, и у всех сейчас в душе любовь. У нас нет ни одной плохой мысли, ни одного плохого чувства. Все мы сейчас во Христе едины. Вот так в раю будет вечно. И человеку не надо будет добывать себе пропитание, не нужны будут какие-то удобства, какие-то материальные ценности. Потому что всё в Боге есть, и мы, наверное, это уже испытывали в нашей жизни.
У каждого свой опыт, но я помню, когда Господь прикоснулся ко мне: никаких уже перегородок, рамок, дележек не было, а во всем была красота. Потому что был Христос в твоей душе.
И вот Царствие Небесное — это когда во всех мы видим Бога. Вот сейчас мы видим во всех Бога? Конечно, видим. И не сомневайтесь — во всех вас Бог. Вы такие красивые! Вы должны это принять, понять и выйти отсюда о имени Господнем, и не потерять Христа. И тогда мы будем на небе. Вроде мы и на земле, а вроде уже и не на земле. Вроде ты живешь законами, где есть какие-то бумажки, за которые что-то продают и покупают, есть какие-то правила дорожного движения, есть какие-то другие законы. Но для тех, кто во Христе, уже нет этих законов. Это всё для мертвых. Пусть мертвые хоронят своих мертвецов (ср. Лк. 9: 60). А у нас уже другой закон — закон любви. Если нам попускается, и мы страдаем, то говорим: «Господь нам попускает по любви, чтобы мы не зазнавались и трудились».
Праздник Вознесения Господня в Свято-Елисаветинском монастыре г. Минска
Если человек нас обманывает и обижает, мы на него смотрим не косо и зло, а с сожалением и состраданием: «Вот, не ведает, что творит». Зачем это надо? Кому это нужно? Мы начинаем жить, мы создаем себе мир. Этот мир нам дал Господь. И мы должны жить в мире Божием, а не в мире дьявольском, где каждый дерется друг с другом и вырождается человечество. Оно уже вырождается. Уже есть много людей, которые согласны, что не надо ничего, никаких рамок, никаких ограничений, — живи, что хочешь, то и делай. Ты сам себе голова. И вообще, мы можем инкубаторы устроить! Знаете, как курочки?.. Одно дело курочка, петушок — у них любовь, яички, цыплята. А другое дело инкубатор, и будут штамповать этих цыплят тысячами. Вот так хочет и дьявол, чтобы мир был такой: семьи не надо, любви не надо — удовлетворяй свою похоть, удовлетворяй свой грех. Вот идеология западного мира. И ничего там никто не может поделать. Потому что даже самые лучшие люди плачут и говорят: «Мы ничего не можем сделать». А мы живем с Богом на святой Белой Руси.
Могу поделиться одной мыслью. Ее высказала одна сестра, но эта мысль мне так по сердцу пришлась! Помните 20-й год? Пандемия. И вот Пасха. Москва, Киев — фотографии пустых храмов. Минск, наш монастырь — полный храм. И вот она сказала, что у нас сейчас не рвутся снаряды, потому что мы здесь молились. Они должны были рваться, но Бог сохраняет Белую Русь. Знаете, какая мысль глубокая? Я, вообще-то, поражен этим. Действительно, Лукашенко — единственный не закрыл храм. Единственный в мире. Вот и всё. И мы продолжаем жить.
Мы будем жить с Богом. И нам не нужны эти больные, сумасшедшие, которые пытаются уничтожить память о Боге в людях. Поэтому я думаю, что у нас еще не пришло время покаяния. Но оно придет. Вот представьте многоэтажный дом, вечер, там неизвестно что происходит в этих квартирах. А представьте такой дом огромный, и везде зажигаются лампадки, ладан. Куда ни зайдешь, в какую квартиру — везде молитва. Представляете? Как в Константинополе был период — на базаре люди обсуждали великое богословие. Они не решали вопрос, почем там картошка или помидоры. Их больше занимали вопросы богословия: как правильно славить Бога, как правильно нашу веру устраивать. Представляете, какая была планка жизни? И когда святитель Иоанн Златоуст проповедовал, весь город к нему приходил, даже нехристиане. Потому что в нем был Дух. И Этот Дух все чувствовали. Вот и в вас, если будет Дух, то тысячи людей спасутся вокруг, это точно. И не надо тогда никому ничего доказывать, объяснять, спорить, ругаться. Будьте в Духе, тогда ваши слова будут услышаны даже вашими близкими. Конечно, как известно, в своем доме пророков не бывает, но услышат, если это будет всё сказано в Духе. С праздником, дорогие!
Проповедь после Божественной литургии на Вознесение 25 мая 2023 г.
13.06.2024