«Мы молитвенно обращаемся к живой душе человека»
Люди, ушедшие в мир иной, нуждаются в наших молитвах. И мы с вами во время богослужения слышим, как зачитываются большие списки имен. Имена, имена, имена… И за каждым именем, произнесенным в поминовении, — жизнь человека, пройденный земной путь. В этих списках есть люди, которые знакомы и нам, с которыми мы проводили немало времени, через которых Господь нам помогал. Есть люди страдавшие, в скорби находившиеся, которые в этих скорбях, к сожалению, ушли в вечность. Все они нуждаются в наших молитвах. Наше молитвенное приношение — это помощь им и помощь существенная.
Самое главное поминовение, существующее в Православной Церкви, — это Бескровная Жертва, когда за Божественной литургией в Чашу опускаются частички, вынутые из просфоры за всех помянутых, и священник произносит очень важные и ожидаемые всеми слова: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Честною Твоею Кровию»*. Кровию Христовой омываются грехи и живых, и усопших. Вот это величайшее благодеяние. Поэтому мы с вами призваны обязательно совершать церковное поминовение наших родных и близких, ушедших в вечность.
Также помогает нашим усопшим, когда мы даем милостыню просящим. Тут не стоит «спотыкаться» в такой момент, когда, к примеру, просящий протягивает к нам руку, а мы чувствуем запах перегара и думаем: «Как я буду давать ему, если он употребит это, чтобы опять опохмелиться?» Христос нас не учит смотреть на лица. Пусть правая рука не знает, что делает левая (ср. Мф. 6: 3); просящему дай (ср. Мф. 5: 42) — в этих словах нет лицеприятия.
Еще важно не вспоминать усопших какими-то плохими словами. Были грехи у человека, были огорчения, были обиды. Это всё раны, и они не сразу у нас, к сожалению, заживают. А помолиться, хорошим словом вспомнить — это нужно. Но бывает и такое, что трудно вспомнить что-то хорошее, — тогда нужно обойти молчанием: «Господи, прости ему и со святыми упокой…»
Чему учит нас мир? Как надо своих усопших поминать? Налить рюмочку, сказать: «Пусть земля ему будет пухом!» — и выпить? Не говорите этих слов. Какой в них смысл? Ведь душа принадлежит небу, тело предается земле, и оно будет Господом воскрешено в Последний День, с ним соединится душа, и уже нетленный человек, созданный для вечной жизни, предстанет пред Богом. А мы что говорим? «Земля пухом!» — пусть тебе в земле будет удобно, комфортно, тепло, мягко. То есть не Царствия Небесного желаем. Хотелось бы, чтобы мы своей жизнью созидали, а не разоряли, чтобы не было суеверий, предрассудков, порой даже каких-то оккультных вещей.
На могилы к нашим усопшим мы приносим цветы. Это символ. С каждым букетиком, цветочком мы приносим частичку своей любви этому человеку. Но чаще видишь искусственные цветы. Это, конечно, удобнее, это не живые цветы, от которых через неделю уже не останется былой красоты; искусственные будут стоять и год, и два, и не надо заботиться о том, чтобы их убирать. Но живой цветок — это символ жизни…
Конечно, это всё второстепенные вещи по сравнению с поминовением, по сравнению с живой молитвой, когда мы с вами молитвенно помним обо всех наших усопших.
Мы молимся о наших усопших, чтобы они возрадовались о Господе, чтобы прекратились мучения у тех, кто, быть может, страдает. И мы не к земле обращаемся, не в пустое пространство, мы молитвенно обращаемся к живой душе человека.
-----------
* Смотрите Служебник — Божественная литургия св. Иоанна Златоуста.
22.06.2024