Луганская икона Богородицы и ее необыкновенная история
В Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе города Луганска находится удивительный образ Божией Матери, написанный в 1992 году. Богородица на нем изображена в полный рост, руки сложены крестообразно, как на иконе «Умиление». Все детали образа имеют глубокий символический смысл. Каждую среду перед Божественной литургией в центр храма выходит всё духовенство, служат перед иконой акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Но особенно торжественно отмечается празднование Луганской иконы Божией Матери — целых три дня — 13, 14 и 15 июня.
Такой же образ есть и на стене часовни, выстроенной на месте упокоения луганского старца Филиппа. Настенный образ обильно замироточил в 2002 году в день Покрова Божией Матери, как будто Сама Богородица еще раз указала людям на праведника Филиппа. Его пророчества до сих пор тревожат умы верующих. Именно старец Филипп завещал совершать трехдневное празднование почитаемой им Луганской иконы Божией Матери. А само ее появление, название и чудотворения напрямую связаны с его судьбой.
Часовня у могилы старца Филиппа
Явление Божией Матери сторожу Филиппу
В начале ХХ века Филиппу Елисеевичу Горбенко было около 50 лет. Трудился он сторожем на проходной одного из луганских заводов. Работал честно и неподкупно. 13 июня 1905 года (по н. ст.) на заводе ожидали привоз леса на четырех подводах. Рабочие, сопровождавшие груз, поддались соблазну наживы и договорились спрятать одну из подвод. Они подумали, что сторож не будет их пересчитывать, а может, и не знает, сколько груза должно быть. Но Филипп, открывая ворота проходной, заметил недостачу, понял хитрость воров и спросил: «А где еще подвода? Еще одной, четвертой, не хватает. Или богаче от этого будете, что лукавого слушаете?»
Рабочие испугались, что сторож донесет начальству и им придется ответить за кражу по закону. И вместо того, чтобы вернуть подводу с лесом, решили Филиппа убить.
В полночь, сдав смену, сторож шел по территории завода. Четверо заговорщиков подкрались к нему, чтобы совершить задуманное, один из них взял в руку камень и собирался уже ударить Филиппа по голове, но не успел: небо вдруг озарилось необыкновенным ярким светом, и все четверо злодеев мгновенно ослепли. Филипп, пораженный таким явлением в столь опасный для его жизни момент, начал молиться.
Старец Филипп с прихожанами во время чтения Евангелия в саду
И увидел он Царицу Небесную, идущую по облакам, при этом знал, что Ей 40 лет. Будучи человеком духовно опытным, Филипп понимал, что мало на свете людей, достойных явления Богоматери, и себя таковым не считал. Поэтому, желая оградиться от бесовских наваждений, начал креститься и вслух произносить молитву. Но видение не исчезало, на небе стали появляться золотые буквы, и вскоре он прочел слова, которые только что говорил: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его! (ср. Пс. 67: 2). Те, кто только что могли лишить его жизни, стояли рядом. Их слепил яркий, мощный свет, но Богородицу они не видели, их сердца были во власти злых сил и не впускали такую благодать.
Видение продолжалось. Оно не было кратковременным. Путь Богородицы предваряли девы, большинство из них стояло на коленях. Она медленно шла с Запада на Восток. Даже когда уже не было на небе чудесного видения, зарево еще оставалось, и Филипп смотрел на него и молился Царице Небесной.
И вот Богородица показалась вновь, но уже в другой одежде и в другом месте, и он знал, что теперь Ей 60 лет. В этот раз Она ступала по облакам с Юга на Север с крестообразно сложенными руками, а за Нею шли монахи и пели. С удивлением увидел Филипп знакомое лицо — первым, сразу за Матерью Божией, шел с зажженным фонарем Марочка (так называли в Луганске юродивого Марка). Он всегда сидел на паперти собора и просил у каждого, кто шел мимо: «Подайте Марочке копеечку!» Маленький, тощий и босой, в свободном подряснике, других денег, кроме копейки, он не принимал. Марочка нес подвиг юродства и проживал в Луганске до 1950-х годов. В тот день на небесах за Марком попарно шли с хоругвями монахи.
Через какое-то время Филипп увидел Божию Матерь в белой одежде, идущей по направлению к нему. Теперь Пресвятая Богородица предстала в 18-летнем возрасте. Немного не дойдя до Филиппа, Царица Небесная топнула, под Ее ногами появился сноп искр, и из них образовался небольшой холмик. Матерь Божия стала на него и, одев упавшее на плечи покрывало, сказала Филиппу: «Волею Сына Моего ты оказался здесь, в Луганске, и Промысл Божий вел тебя сюда специально, на служение Богу и людям. С этого дня благодать Родившегося от Меня и помощь Моя будут пребывать с тобою. А также с этого дня ты будешь помогать людям: молитвою изгонять бесов, вразумлять и исцелять людей. Заступничеством Моим тебя никто не тронет. И день сей явления Моего граду Луганскому помни и учи всех чтить его, о граде же сем скажу, что к концу мира наречется он — Святоград Луганский. И многие люди будут съезжаться сюда в преддверии этих грозных дней, сами не зная зачем. И помощь Моя и благословение пребудут тогда с ними в День Судный. Я буду Заступница месту сему и Богу о нем Ходатаица».
Явление Божией Матери старцу Филиппу
После Царица Небесная благословила Филиппа и ушла. Он еще немало времени стоял в оцепенении, а когда очнулся, увидел, что его обидчики лежат на земле, ослепленные сиянием небесного огня. После они рассказывали, что одновременно с небесным свечением начала подниматься стена из кирпича, закрывая от них сторожа, приговоренного ими к смерти, и даже небо.
Известие о случившемся быстро облетело город. Да и сам Филипп с тех пор обрел не только духовную радость, но и дары. До конца своих дней он жил этим событием.
Филипп Елисеевич впоследствии стал диаконом и прожил долгий век, почти сто лет. На протяжении всей жизни он убежденно говорил о том, что Пресвятая Богородица являлась не только ради его спасения, Она распростерла Свой материнский Покров над всеми жителями Луганска. И путь Ее в небе был крестообразным. Богородица Сама осенила крестом Луганск. «Чтите этот день, как Пасху», — наставлял людей старец. По его слову, явление Божией Матери в городе Луганске празднуется три дня: 13, 14 и 15 июня, по числу явлений.
В память этого события — крестообразного шествия Богородицы над городом — по рассказу старца неизвестный художник написал икону. Была она изображена на холсте примерно 60 х 80 см, хранилась в узкой рамке, без стекла. В 1950-е годы образ стоял в келье старца, его сфотографировали и сделали несколько копий, раскрашенных акриловыми красками. Сам же образ был сокрыт «до лучших времен»…
22 ноября 1956 года диакона Филиппа не стало. Над его могилой была выстроена гробница, чертеж которой он сделал собственноручно. В одной из стен старец предусмотрел нишу для образа Богородицы Луганской, запечатлевшего величайшее событие его жизни и истории родного города.
После смерти старца икона была утеряна, и ниша пустовала. Не было никакой надежды на то, что образ дожил до нашего времени.
Но недавно выяснилось, что образ не пропал. Его удалось обнаружить сотрудникам Луганского областного телевидения, которые приехали в город Александровск снимать фильм про старца Филиппа для телецикла «Губерния».
В последние годы жизни отец Филипп служил диаконом в церкви города Александровска. Направившись туда, съемочная группа на пороге храма встретила пожилую прихожанку, которая видела старца при жизни и общалась с ним.
А вскоре удалось луганским тележурналистам, хоть и с трудностями, отыскать икону, которая считалась пропавшей. Оказалось, ее просто хранили, скрывая от людей до поры, передавая из поколения в поколение. Съемочная группа в количестве 15 человек смогла увидеть образ у представителей уже третьего поколения хранителей, после чего икону завернули в кружевную ткань и унесли, чтобы снова сберегать до поры.
Журналистка Елена Руни описала его так: «Не знаю, можно ли назвать это иконой. Скорее, это описывающая событие картина. Это тоненькая ветхая ткань, она совсем не солидная, а, скорее, бедненькая, в отличие от той, которая была написана в 1992 году. Ведь новая икона, вся в серебре и золоте, сейчас находится в храме».
Главная ценность обретенной иконы — не в искусном ее исполнении и не в убранстве. Ее значимость связана с пророчествами старца Филиппа о том, что она в трудное время послужит ко спасению города, повлияет на его историю.
Но время обнародовать образ еще не наступило. Хранители его сообщили о том, что ждут от старца знака, который даст понять, что пора вынести икону к людям.
Существует предание, согласно которому сам старец предсказывал, что она будет утеряна. А еще он предупреждал, что вокруг этого образа будет немало неправды и пустых разговоров. И действительно, сегодня трудно разобраться, где правда, где ложь в истории Луганской иконы Божией Матери и в жизни старца Филиппа. Легенды, слухи, невероятные истории сопровождают каждое упоминание о них.
Одни считают, что иконы, которая стояла в келье старца, больше нет. Другие утверждают, что она существует, но так как не является канонической, в храме находиться не может. Да и старец Филипп не канонизирован. Тем не менее налицо народное почитание: священники регулярно служат панихиды в часовне, где он похоронен; постоянно идут люди, чтобы помолиться и попросить о помощи; а рядом с часовней, в которой уже не могут поместиться все желающие, построили храм в честь Всех Святых…
Храм в честь Всех Святых в Луганске
Похоронен старец на старом кладбище Луганска, в районе автовокзала, рядом с троллейбусным парком и неподалеку от Благовещенского храма. Теперь, как уже упоминалось, появился там и второй храм — Всехсвятский.
Из уст в уста люди передают пророчества старца Филиппа. Каждый в Луганске и в его окрестностях знает о том событии, которое, по слову старца, прославит город: «Луганск в центре западет, пойдет под землю, и там будет озеро, и на это озеро будут приезжать и молиться люди».
Так и будет или это аллегория? Ответа нет. Буквально ли часть города уйдет под землю, что уже бывало в истории, и не раз, или пророчество имеет символический смысл, никто не знает. Но очевидно то, что после посещения могилки старца Филиппа и молитвы на ней действительно люди получают облегчение, исцеляются, разрешаются сложные ситуации.
У отца Филиппа родных не осталось, но со времени его кончины могилка была ухоженной, горела лампада. И сегодня она теплится перед образом, на котором старенький диакон держит в руке белый хлеб. Это изображение напоминает слова старца: «Кто вспоминать меня будет и молиться Пресвятой Богородице Луганской, сыт будет хлебом и на земле, и на небе». Люди почитают старца Филиппа, приходят к нему на могилку как в святое место, стоят на панихиде, читают акафист «Скоропослушнице» и просят Луганского старца помолиться об их нуждах. Как и многие святые, он обещал, что будет помогать тем, кто придет на его могилу.
Изображение старца Филиппа с хлебом
«Приедут чужеземцы и поклонятся…»
При советской власти город Луганск переименовали в Ворошиловград. Люди легко привыкают к новому. Некоторые спрашивали старца об иконе, мол, как она теперь будет называться? Ворошиловградской? На что он отвечал: «Город был и останется Луганском. Имя же этого бандита сотрется со страниц истории, и люди его забудут». Так и случилось.
Предвидел старец и исчезновение иконы. Предсказывал, что люди будущих поколений прославят Луганскую икону Божией Матери. Но это будет уже другая икона, не его — напишут новую, и будет на ней запечатлено его видение Божией Матери. «Пройдут с иконой крестообразно через весь город. Приедут чужеземцы и поклонятся. А вы будете следом идти, петь и радоваться», — говорил старец.
Так и было. По благословению архиепископа Луганского и Старобельского Иоанникия во время Великого поста в 1992 году лучший тогда иконописец архимандрит Зинон из Псково-Печерского монастыря написал образ Луганской иконы Божией Матери. Исполнен он в византийской традиции, но аналогов у него нет. Архимандрит Зинон чудом запечатлел на иконе явление Пресвятой Богородицы Филиппу, все вехи Ее земной жизни и значимость Богородицы в духовном мире. Это гармоничный целостный образ, созданный в простоте и полноте.
Архимандрит Зинон (Теодор) во время работы над фреской
А 21 декабря 2017 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил прославление Луганской иконы Божией Матери для общецерковного почитания с датой празднования 13 июня. Икона пребывает в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе Луганска.
Иконография образа
Небо цвета лазурита — фон иконы. Богородица явилась Филиппу ночью, вокруг нее 12 звезд, по количеству апостолов. Матерь Божия изображена стоя, одна, что соответствует иконографическому типу «Оранта» или «Нерушимая стена».
Свято-Петро-Павловский собор города Луганска
На подножии семь драгоценных камней — семь таинств Церкви. Верхняя часть подножия, символизирующего Церковь, золотится, напоминает о невещественном свете, явленном в Луганске. На иконе сочетается конкретное событие, случившееся в городе в 1905 году, и широкий духовный и богословский смысл. Пятнадцать золотых лучей говорят о количестве Поместных Православных Церквей, соединенных в единую Церковь.
В нижней части фона лазурь переходит в зелень как символ земли. Эти два цвета в своем соединении напоминают о том, что перед нами — Царица неба и земли. Ладони Пречистой Богородицы молитвенно сложены на груди.
Одежда Божией Матери тоже глубоко символична: голубой хитон говорит о девственной чистоте, красные пояс и обувь напоминают о царской власти.
Луганская икона Божией Матери
Мафорий, верхняя широкая одежда, ниспадает с левого плеча Божией Матери, на нем семь золотых подвесок — по числу архангелов. Честнейшею херувим называем мы Приснодеву Марию как высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших ангелов, херувимов и серафимов, несравненно высшее всех святых человеков.
На головном покрывале Матери Божией всегда присутствуют три звездочки, на плечах и на челе, они символизируют приснодевство. Украшение на покрове из 72 изображенных жемчужин указывает на годы земной жизни Божией Матери.
Прекрасный образ собирает у себя молящихся и помнящих о чуде, произошедшем в Луганске в 1905 году. У каждого человека свои просьбы и упования — кто-то умоляет о помощи, кто-то благодарит. Возблагодарим же и мы Владычицу Небесную, не оставляющую нас своими чудесами, укрепляющую веру и умиляющую сердца Своей безграничной любовью к нам, грешным людям.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
12.06.2024