X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Собор Дивеевских святых (часть 2)

Преподобная Александра первоначальница Дивеевская

Блаженная Мария Федина

(около 1870–1931, память 8/21 сентября)

Будущая святая родилась в 1870-е годы в селе Голеткове Елатемского уезда Тамбовской губернии. Имена ее родителей нам неизвестны. В годы духовного подвижничества Мария называла себя Ивановной, объясняя: «Мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече».

В тринадцать лет отроковица осиротела. Однажды взяли ее женщины с собой в Саров. Пеший путь был неблизкий, но благодатный. Попутчицы Марии вернулись по домам, а она осталась. Странничала между Саровом, Дивеевом и Ардатовом, юродствовала, обличала грехи людей, за что ее, бывало, избивали, травили собаками. Ходила Мария в рваной ряднине, без обуви в любую погоду.

Блаженная была нездорова, страдала ревматизмом, но стоически переносила боли. Со временем она уже не могла ходить.

1920-е годы печально известны безбожием и гонениями на верующих. Со всей России приезжали к Марии люди, просили молитв и духовной поддержки, а иногда и руководства, совета, как поступить. Власти беспокоила такая общность православных, они узрели в посещениях блаженной признаки религиозной «пропаганды» и пригрозили игумении, что арестуют обеих в том случае, если хотя бы один человек придет к блаженной.

Марию Ивановну переселили в богадельню. До самого закрытия монастыря она жила под замком, общаясь с людьми тайно, через записки.

После того как монастырь отобрали у сестер (а окончательно его закрыли в сентябре 1927 года), Марию Ивановну перевозили из села в село. В 1931 году старицу арестовали, но вскоре отпустили.

Блаженная Мария отошла ко Господу 8 сентября 1931 года. Похоронили ее на кладбище села Большое Череватово.

 

Священномученик Иаков Гусев

Священномученик Иаков Гусев

(1887–1937, память 26 декабря/8 января)

19 октября 1887 года в селе Дивееве в семье священника Иоанна Феофановича Гусева родился мальчик. Окрестили младенца с именем Иаков. Позднее в семье появился еще один сын — будущий священномученик Михаил Гусев. Жизнь семьи была прочно связана с Серафимо-Дивеевским монастырем.

Протоиерей монастыря Василий Садовский, который принял от преподобного Серафима благословение опекать «дивеевских сирот», находился с Гусевыми в родстве. Окончив в 1910 году Нижегородскую семинарию, Иаков венчался с Еленой Николаевной Виноградовой. У четы родилось трое детей.

30 января 1911 года Иаков Иванович был рукоположен во священника. Местом служения его стала церковь села Худошина Ардатовского уезда. Молодой батюшка не только служил, но и учил детей Закону Божию в Худошинской и Кадышевской земских школах. Следующим местом его служения стал Никольский храм в селе Елизарьеве Ардатовского уезда.

Прихожане дорожили батюшкой, любили его за благоговейное служение, ценили за доброжелательность и доступность. Проповеди он говорил тихим голосом, простыми словами, люди из храма уходили обновленными, чувствовали себя неоставленными и благодарными Господу.

В феврале 1918 года в Елизарьеве была установлена советская власть. Батюшку Иакова, как и всех служителей религиозного культа, лишили избирательных прав.

В 1927 году, когда ликвидировали Серафимо-Дивеевский монастырь, был арестован брат отца Иакова, священник Михаил.

Отца Иакова притесняли, обвиняли в агитации против советской власти, в организации разрушения колхоза, а также в том, что он противодействует проведению радио.

В 1930 году отца Иакова арестовали, заключили в тюрьму в Горьком. Дом его конфисковали.

В 1931 году он был снова арестован и… раскулачен.

В 1935 году власти хотели закрыть церковь, но елезарьевцы стали собирать подписи «против». Священника опять арестовали — в этот раз с обвинением в том, что он организовал колхозников собирать подписи «за неотдачу церкви под зернохранилище». Но всё же отца Иакова отпустили. Через два года к уголовному делу приобщили показания свидетелей и протоколы допросов батюшки.

20 ноября 1937 года отца Иакова арестовали прямо в храме. Обвинение: антисоветская деятельность. Став заключенным арзамасской тюрьмы, отец Иаков не признал себя виновным, несмотря на жестокие и унизительные допросы. 26 декабря 1937 года в Горьком преданный Богу и Церкви священник был расстрелян. Погребен священномученик Иаков в безвестной могиле.

 

Священномученик Михаил Гусев

Священномученик Михаил Гусев

(1890–1937, память 20 ноября/3 декабря)

Будущий священник Михаил Гусев, брат отца Иакова, родился 25 октября 1890 года в селе Дивееве Ардатовского уезда в семье протоиерея Иоанна.

В двадцать один год молодой человек окончил Нижегородскую духовную семинарию, женился и двадцати трех лет был рукоположен в священника. Невзирая на молодость, иерей Михаил сразу стал духовником Серафимо-Дивеевского монастыря.

Время было тяжелое для всех верующих, с каждым годом всё сложнее становилось жить преданным Богу и Церкви людям. 21 сентября 1927 года милиция запретила монахиням звонить ко всенощной. Отец Михаил вышел из храма, чтобы посмотреть, почему не звучит благовест. Едва подбежал он к колокольне, как тут же его арестовали и увезли в арзамасскую тюрьму.

Через полмесяца отца Михаила освободили. Пришлось какое-то время с семьей жить у брата, священника Иакова. Вскоре батюшку назначили настоятелем Николаевской церкви села Кулебакина, где находился крупный металлургический завод и было много прихожан. Батюшка Михаил старался помогать монахиням Дивеевской обители, многие из которых скитались буквально без пропитания, снабжал продуктами и вещами семьи арестованных.

31 августа 1937 года батюшка разделил участь многих праведников тех лет — его взяли под арест. Незадолго до этого отца Михаила два раза вызывали в НКВД с требованием отречься от сана. Он был арестован по обвинению в организации в Кулебакском районе контрреволюционной церковно-фашистской группы. Не прошло и трех месяцев, как участь преданного Церкви иерея была решена. 20 ноября 1937 года в Горьком отец Михаил был расстрелян по приговору тройки НКВД.

 

Священномученик Серафим (Чичагов)

Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит

(1856–1937, память 11/24 декабря)

Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) был сыном военного. Родился будущий митрополит в 1856 году и воспитывался для военной стези. Окончив Императорский Пажеский корпус, воевал на Балканах в 1876‒1878 годах. После вернулся в Петербург и стал духовным чадом святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Через год, в 1879 году, Леонид женился. Его избранницей стала Наталья Николаевна Дохурова.

Леонид Михайлович интересовался медициной, в частности, траволечением, продолжал служить в армии и самостоятельно занимался богословскими науками, при этом был ктитором военного храма. Тогда он и разработал свою знаменитую практику медицинского применения лекарственных трав. Леонид Михайлович ушел в отставку в чине полковника и в 1893 году принял сан иерея.

Служил подвижник в нескольких московских храмах, неустанно заботился об их благоустройстве. В 1895 году батюшка похоронил жену. Молясь об упокоении супруги и думая о монашестве, он взялся за непростой писательский труд — составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».

В 1898 году отец Михаил принял постриг с именем Серафим, стал иеромонахом Троице-Сергиевой лавры. Немного времени спустя, уже в сане архимандрита, отец Серафим становится настоятелем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В эти годы он продолжает свой труд над Серафимо-Дивеевской летописью, а также ходатайствует об официальном прославлении преподобного Серафима.

 

Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь

Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь

С 1905 года архимандрит Серафим покидает обитель, будучи хиротонисан во епископа Сухумского. Это было только началом его епископства — через год он в сане архиепископа поступил на Орловскую кафедру, в 1908 году — на Кишиневскую, а в 1912 — на Тверскую.

В 1917 году раскольники изгнали святителя с его кафедры. В самом конце этого тревожного года Святейший Патриарх Тихон назначил архиепископа Серафима на Варшавскую кафедру. Но вступить в управление ею владыка не смог из-за войны.

В 1921 году его, уже митрополита Серафима, постигла скорбная участь: арест и ссылка в Архангельскую область. Через год владыка Серафим вернулся в Москву, но вновь был арестован. Обвинение было абсурдным: активное участие в прославлении преподобного Серафима Саровского.

В 1928 году владыка Серафим вернулся. Теперь он возглавлял Ленинградскую кафедру. Основой его проповедей было разъяснение народу важности более частого причащения Святых Христовых Таин — к сожалению, в начале ХХ века, в столь скорбное время для страны и Церкви, многие христиане причащались лишь раз в год.

В 1933 году святителю исполнилось семьдесят семь лет, физические силы его иссякали, и он был отпущен на покой. Годы молитвенного покоя его проходили на подмосковной даче. Тяжелобольной святитель Серафим проводил время в молитве, готовясь ко встрече с Господом, подобно Спасителю, испрашивал прощение тем, кто не ведает, что творит.

В ноябре 1937 года восьмидесятидвухлетнего старца вновь арестовали. В Таганскую тюрьму его принесли на носилках. Предъявленных обвинений он не признал. Владыку Серафима расстреляли 11 декабря 1937 года в Бутово.

 

Преподобномученица Марфа (Тестова)

Преподобномученица Марфа (Тестова)

(1883–1941, память 26 апреля/9 мая)

Дивеевская преподобномученица Марфа была крестьянской дочерью. Она родилась в 1883 году в деревне Арга Темниковского уезда Тамбовской губернии.

В 1914 году в возрасте тридцати одного года она последовала за своей сестрой Пелагией и поступила в Серафимо-Дивеевский монастырь. Время было неспокойное — Первая мировая война. Но того, что близится развал страны и революция, сестры не могли и предположить…

Однако монастырь как-то пытался жить и молиться и при новой власти.

Летом 1919 года начался крестный путь сестер. Всё началось с того, что красноармейцы приказали монахиням идти работать на их личных полях как бесплатной рабочей силе. Совет монастыря отказал, ссылаясь на то, что сестры истощены, голодают, физически работать не в состоянии. Так и было — ослабленные монахини едва выживали. Отказ прозвучал из уст инокини Пелагии — она была членом совета и заведующей рабочими силами монастыря. За то, что воспротивились выполнить требование властей, были арестованы Пелагия и ее сестра инокиня Марфа. Их обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к трехлетнему заключению. Но сестер освободили, совет монастыря восстановили в правах благодаря комиссии, присланной в обитель для определения степени ее «контрреволюционности». Комиссия и доказала невиновность монахинь. Однако с 1927 года возобновилась кампания, целью которой была ликвидация обители, а также аресты по спискам ОГПУ.

Инокиня Марфа вместе с одной из Дивеевских сестер уехала в село Развилье Нижегородской области. Там они поселились и трудились в храме. Но 18 ноября 1937 года вновь последовал арест монахинь с заключением в нижегородскую тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности среди верующих.

13 декабря 1937 года прозвучал приговор тройки НКВД: восемь лет заключения в исправительно-трудовом лагере.

С 3 мая 1938 года инокиня Марфа находилась в Карагандинском лагере, где, невзирая на многие заболевания и возраст (ей шел уже шестой десяток лет), трудилась на общих работах. Вскоре это стало для нее непосильно. Медицинская комиссия признала матушку Марфу инвалидом — лагерные условия подорвали остатки здоровья. С тех пор матушка находилась в больнице при Спасском отделении Карлага, где и отошла ко Господу 26 апреля 1941 года. Инокиня Марфа погребена на лагерном кладбище близ селения Спасское.

 

Пелагия (Тестова)

Пелагия (Тестова)

(1887–1944, память 3/16 ноября)

Сестра преподобномученицы Марфы Тестовой — Пелагия Тимофеевна Тестова родилась в 1887 году. Четырнадцатилетней отроковицей в 1901 году она поступила в монастырь, выполняла послушания косца и портнихи.

В 1927 году, после того как началась кампания по ликвидации монастыря, обыски и аресты сестер по спискам ОГПУ, инокиня Пелагия и ее старшая сестра инокиня Марфа стали жить при храмах. Всех дивеевских сестер привечали добрые люди. Матушка Пелагия поселилась рядом с церковью села Воробьева Арзамасского района, где трудилась и молилась.

20 ноября 1937 года инокиню Пелагию арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации пораженческого и клеветнического характера. 14 декабря 1937 года тройка НКВД вынесла приговор: заключение в Карагандинском исправительно-трудовом лагере сроком на восемь лет.

Документы ее личного дела говорят о том, что матушка была нетрудоспособна. Тем не менее мать Пелагия выходила на общие работы и даже ударно трудилась…

В 1941 году она подала прошение о пересмотре дела и освобождении, но последовал отказ.

3 ноября 1944 года инокиня Пелагия умерла в лагерной больнице. Погребена на лагерном кладбище у поселка Жартас.

 

Исповедница Матрона (Власова)

Исповедница Матрона (Власова)

(1889–1963, память 7/20 ноября)

Будущая исповедница Матрона (Власова) родилась в 1889 году в крестьянской семье, проживавшей в селе Страхова Пуза Нижегородской губернии. Девочка с шести лет находилась в Серафимо-Дивеевском монастыре, оставшись сиротой в раннем возрасте. Матрона с детства хорошо рисовала, и ее послушанием была живопись.

В 1927 году ее постигла та же участь, что и всех сестер монастыря. Она и еще три дивеевские сестры проживали в селе Кузятове Ардатовского района, помогали в церкви, рукодельничали, чтобы как-то прокормиться, старались существовать тихо и незаметно. Несмотря на это, их обвинили в антисоветской агитации и арестовали в апреле 1933 года. 21 мая 1933 года инокиня Матрона была приговорена к трем годам заключения в Дмитровском лагере Московской области.

Когда этот срок закончился, матушка уехала в село Веригино Горьковской области. Там жила при храме, была и сторожем, и уборщицей, и певчей. 10 ноября 1937 года матушку Матрону арестовали снова, обвинив в том, что она связана с контрреволюционной церковно-фашистской организацией. Ее приговорили к десяти годам заключения в Карлаге. Отбывая срок, она трудилась в больнице уборщицей.

Освободившись, инокиня Матрона жила в селе Выездном недалеко от Арзамаса, служила в церкви. Но 19 октября 1949 года вновь последовал арест. По материалам старого дела ее обвиняли во вражеской работе. На допросах следователь заставлял оговаривать священника храма села Веригина, но желаемого не добился.

Матушка Матрона была отправлена в ссылку. Местом наказания стало село Каменка Луговского района Джамбульской области Казахской ССР. В 1954 году брат инокини написал ходатайство о помиловании сестры, и оно было удовлетворено. Последние годы жизни инокиня Матрона провела в доме брата в родном селе.

Односельчане вспоминают, что матушка много молилась, была смиренной, тихой и доброй.

Инокиня Матрона преставилась ко Господу 7 ноября 1963 года.

Поражает преданность Богу и доверие Ему в самых тяжелых обстоятельствах священства и сестер Серафимо-Дивеевского монастыря. Многие из них приняли мученическую кончину в годы карательного безбожия. Те, что остались в живых, избежав казни, прошли тяжелым путем испытаний. Выжили немногие. Те, кто освободился, снова стали затворницами: во многих городах и селах храмы были закрыты. Но соборная молитва сестер Серафимо-Дивеевского монастыря не останавливалась ни в зримой, ни в незримой жизни. А истоки ее уходят в далекое прошлое — в XVIII век, эпоху преподобного Серафима Саровского.

 

собор дивеевских святых

Тропарь Собору Дивеевских святых, глас 5:

Днесь церко́вная расширя́ются не́дра,/ прие́млюще бога́тство Бо́жия благода́ти,/ и ра́дуется Пресвяты́я Богоро́дицы избра́нная оби́тель,/ па́мять соверша́ющи многоимени́таго ли́ка святы́х Диве́евских,/ в Небе́снем Ца́рствии торжеству́ющих// и моля́щихся о душа́х на́ших.

Кондак Собору Дивеевских святых, глас 8:

Сосу́ди Ду́ха Свята́го яви́стеся честны́м ва́шим житие́м,/ усе́рднии служи́телие Пресвяты́я Богоро́дицы,/ в земли́ Диве́евской просия́вшии,// помяни́те нас у Престо́ла Бо́жия во Ца́рствии Небе́снем.

Молитва Собору Дивеевских святых

О, всечестни́и святи́и Диве́евские, избра́нницы Цари́цы Небе́сныя, при́снии Ея́ послу́шницы, по́двиги свои́ми в Ца́рствие Небе́сное возше́дшии! Се ны́не в день о́бщаго ва́шего торжества́ прино́сим вам сие́ хвале́бное пе́ние, ублажа́ем свято́е житие́, прославля́ем вели́кая чудеса́, восхваля́ем любо́вь и велича́ем по́двиги ва́ша. Вы бо, пре́лести ми́ра сего́ отве́ргшеся и взе́мше крест свой, усе́рдно после́довали есте́ Христу́, та́же и, плоть свою́ распина́юще со страстьми́ и похотьми́, терпе́нием и му́жеством до конца́ врага́ низложи́ли есте́ и, прему́дрость ве́ка сего́ посрами́вше, ра́зум Христо́в стяжа́ли есте́. Сего́ ра́ди мо́лим вас: о, святи́и сро́дницы на́ши! Не оста́вите нас, чад ва́ших духо́вных, споспеше́ствуйте нам ве́ру Правосла́вную тве́рдо содержа́ти, да спаси́тельное се́мя не изсуше́но бу́дет зно́ем неве́рия, но плод оби́льный принесе́т, я́ко да и мы в бу́дущем ве́це вку́пе с ва́ми услы́шим бла́женный глас Го́спода и Бо́га на́шего: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь.

Величание Собору Дивеевских святых

Велича́ем вас,/ вси святи́и земли́ Диве́евския,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ вы бо мо́лите о нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Собор Дивеевских святых (часть 1)>>

26.06.2024

Просмотров: 331
Рейтинг: 5
Голосов: 5
Оценка:
Комментировать