X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Собор Дивеевских святых (часть 1)

Собор Дивеевских святых

27 июня Святая Церковь вспоминает и чтит Дивеевских святых

Собор Дивеевских святых… Во главе его — русский апостол любви и пасхальной радости — старец-утешитель преподобный Серафим Саровский. В этом Соборе также автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» священномученик Серафим (Чичагов). С ним — преподобные Александра, Марфа и Елена; блаженные Пелагия, Параскева и Мария, священномученики и новомученицы Дивеевские… Все они прошли через свои земные испытания, но всегда делали правильный выбор, не пытались сойти с креста, спасались сами и спасали других. И сегодня они остаются деятельными молитвенниками и помощниками в нашей многотрудной земной жизни.

Праздник Собора Дивеевских святых установлен в апреле 2008 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Празднуется он 27 июня — сразу после дня памяти основательницы Дивеевской обители преподобной Александры (Мельгуновой). Вспомним о ее жизни и о судьбах других Дивеевских святых.

 

Преподобная Александра (Мельгунова)

Преподобная Александра (Мельгунова)

(1729–1789, память 13/26 июня)

Эта угодница Божия сподобилась явления Пресвятой Богородицы, благословившей ее на начало строительства обители. Дивеевская схимонахиня Александра (Мельгунова) стала первоначальницей Дивеевского Серафимова монастыря. Но до этого была непростая жизнь вдовы и тайной монахини.

Мельгунова Агафия Семеновна родилась в Рязани в 1729 году. Судьба ее с молодых лет складывалась непросто. Похоронила мужа, когда их дочери-первенцу исполнилось всего три года. Мать с девочкой отправилась на богомолье в Киев, там почувствовала благодать и приняла иноческий постриг. Старцы обители благословили молодую женщину на странничество по святым местам Руси, притом свое иночество велели скрывать, не разглашая таинство пострига.

Где-то на русских дорогах и сподобилась инокиня Агафия Семеновна явления Богородицы, Которая повелела ей сделать первые шаги для устроения нового, четвертого Своего удела.

Приблизительно в 1760 году по дороге в Саровскую пустынь Агафия попросилась на ночлег в селе Дивеево. Там было ей открыто, что она находится на месте будущего монастыря.

На этом закончилось странничество Агафии, она поселилась в деревне Осиновка и жила там три года, пока не умерла ее десятилетняя дочь. Агафия Семеновна продала имение, чтобы были средства на строительство монастыря и на милостыню, и поняла: пришло время вернуться в Дивеево.

Жила она в Дивееве в своей келье неподалеку от дома священника Василия Дертева. Благословение Богородицы Агафия помнила, и в 1767 году ее стараниями началось строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Освятили этот каменный храм в 1772 году, тогда же матушка Агафия собрала общину.

Спустя шесть лет, в 1788 году, этой общине было пожертвовано 1 300 квадратных сажен земли, а рядом с храмом появились три новые кельи. Вместе с матушкой сначала жили четыре послушницы. Постепенно община становилась больше. Ее духовно окормляли старцы Саровский обители, оттуда же сестры получали продукты и всё необходимое для жизни. Более двадцати лет матушка руководила общиной.

Перед уходом в обители небесные преподобную посетили саровские старцы. Пришел с ними и молодой иеродиакон, в будущем святой Серафим Саровский. Именно его матушка попросила заботиться о сестрах. Незадолго до кончины она приняла постриг в схиму с именем Александра. 13 июня 1789 года схимонахиня Александра отошла ко Господу.

 

Преподобная Марфа (Милюкова)

Преподобная Марфа (Милюкова)

(1810–1829, память 21 августа/3 сентября)

Мария Семеновна Милюкова родилась 10 февраля 1810 года в деревне Погиблово Нижегородской губернии Ардатовского уезда в крестьянской семье. Ныне эта покинутая деревня носит название Малиновка. Праведные и боголюбивые родители будущей подвижницы бывали у святого Серафима Саровского.

21 ноября 1823 года, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, тринадцатилетняя Мария в первый раз пришла к батюшке Серафиму со своей сестрой Прасковьей. Сестра до поры вернулась домой, а Мария осталась в обители по благословению старца Серафима, став одной из избранных Серафимовых «сирот».

Юная Мария в своей духовной и подвижнической жизни нередко превосходила старших сестер общины. Старец Серафим доверял ей свои духовные откровения, особенно ценя в ней склонность к молчальничеству. Рассказывал о предстоящей славе обители, велел скрывать до времени о том, что она от него узнавала о будущем монастыря.

Четыре года трудилась юная послушница на строительстве Мельничной обители наряду со взрослыми, помогая преподобному Серафиму и сестрам.

 

Труды сестер на мельнице

Труды сестер на мельнице

Это был далеко не женский, тяжелый физический труд: валили лес, строгали столбы, шлифовали доски. Новая община образовалась по благословению Самой Пречистой Матери Божией, через старца Серафима для духовного устроения ее был дан устав свыше.

Для стен строящейся церкви Рождества Пресвятой Богородицы Мария носила камни, а после — работала на мельнице, молола муку, выполняла другие работы, не прерывая молитвы.

Век ее был короткий — в девятнадцать лет, шесть из которых прошли в обители, юная подвижница покинула земной мир. Преподобный Серафим тайно постриг Марию в схиму с именем Марфа, о чем сестрам сообщил после ее кончины. «Душа ея в Царствии Небесном и близ Святыя Троицы у Престола Божия, и весь род ваш по ней спасен будет!» — так говорил старец.

Преставилась ко Господу юная монахиня 21 августа 1829 года.

 

Преподобная Елена (Мантурова)

Преподобная Елена (Мантурова)

(1805–1832, память 28 мая/10 июня)

Преподобная Елена Дивеевская была представительницей древнего дворянского рода. В своем родовом селе Нуча Нижегородской губернии проживала она вместе с братом, Михаилом Васильевичем Мантуровым.

До семнадцати лет Елена Васильевна была увлечена светской жизнью. Но внезапно всё поменялось. Девушке привиделся змей, готовый ее пожрать. «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву — никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!» — воскликнула Елена, после чего зловещий змей исчез. После этого жизнь ее полностью изменилась: девушка начала молиться, интересоваться духовными книгами. И ждала момента, когда сможет выполнить свой обет.

В скором времени Елена Васильевна поехала в Саров и попросила отца Серафима благословить ее уйти в монастырь. Но поступила Елена в Дивеевскую Казанскую общину только три года спустя — таким было благословение преподобного Серафима.

Невзирая на то, что Елена Васильевна была дворянского воспитания, она не чуралась никакой работы в монастыре. Втайне оказывала помощь сестрам, обладая от природы редкой добротой. Выполняя наставления батюшки, больше молчала и постоянно молилась. Преподобный Серафим постриг ее в рясофор и назначил церковницей и ризничей храмов Рождества Христова и Рождества Богородицы, которые были пристроены к Казанской церкви.

Брат монахини Михаил тоже был верным учеником преподобного. Однажды он тяжело заболел и по всему должен был умереть. Но он был нужен старцу в обители. И батюшка Серафим благословил умереть вместо него… сестру: «Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила Васильевича!»

Монахиня Елена приняла благословение с крайним послушанием. Известно, что после они долго разговаривали, и матушка призналась старцу, что боится смерти. «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя? Для нас с тобой будет лишь вечная радость», — ответил он. Как только монахиня вышла от батюшки, упала без сознания… Но старец привел ее в чувство. Придя в свою келью, матушка Елена слегла и всем приходившим ее навестить говорила: «Я уже более не встану».

Преподобная Елена жила недолго — всего двадцать семь лет. Лежала она несколько дней, после чего 28 мая 1832 года, накануне Дня Святой Троицы, отошла ко Господу. Многие приходили проститься с подвижницей, старец Серафим отправлял людей в Дивеево, пока гроб с монахиней стоял в храме. «Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа наша отошла ко Господу!» — говорил он людям и рассказывал удивительную историю о любви сестры к брату и ее великом послушании Господу.

 

Блаженная Пелагия (Серебренникова)

Блаженная Пелагия (Серебренникова)

(1809–1884, память 30 января/12 февраля)

Пелагия Ивановна родилась в 1809 году в Арзамасе. Отец ее рано умер, и девочка выросла под присмотром сурового отчима. Пелагия многим казалась странной, даже мать считала ее дурочкой и старалась поскорей выдать замуж. Пелагия послушалась, но брак никому не принес радости: два ее сына и дочь умерли младенцами. Молодые супруги побывали у преподобного Серафима в Сарове. Старец долго говорил с Пелагией и дал ей четки со словами: «Иди, матушка, немедля в мою обитель, побереги моих сирот-то, и будешь ты свет миру».

После этого Пелагия как будто помешалась: днем бегала с криками по Арзамасу, а по ночам молилась на паперти у закрытых дверей церкви. Муж не понимал, зачем она это делает, не видел в таком поведении духовного смысла, бил Пелагию и даже приковывал на цепь. Долгие годы блаженная страдала, пока родственники наконец не отпустили ее в Дивеево. В первое время Пелагия продолжала безумствовать, а потом присмирела.

Ее любовью стали цветы, Пелагия с радостью и увлечением занималась ими. Игумения Мария была уверена, что Пелагия прозорливая, и на всё спрашивала у нее совета. Многим насельникам Пелагия Ивановна стала духовной матерью, а сестер обители называла своими дочками. Сорок пять лет прожила в обители блаженная. Эта удивительная старица преставилась ко Господу 30 января 1884 года.

 

Блаженная Параскева

Блаженная Параскева

(1795–1915, память 22 сентября/5 октября)

Паша Саровская — блаженная Параскева Дивеевская — в миру звалась Ириной. Родилась она в 1795 году в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии в семье крепостных крестьян господ Булыгиных.

Семнадцатилетнюю Ирину господа выдали замуж. Ирина предпочитала уединение привычному в деревне общению, не участвовала в праздничных развлечениях, но была хорошей хозяйкой и женой. Пятнадцать лет прожив в супружестве с Федором, она овдовела, так и не став матерью.

И начались испытания. Хозяева-господа незаслуженно обвинили Ирину в краже, она прошла через муки и скорби и каким-то образом смогла бежать в Киев, где ее спрятали старцы. Но помещик искал Ирину, писал заявления в полицию, и дважды ее обнаруживали, арестовывали, сажали в острог и отправляли назад в поместье. Вскоре хозяева сами выгнали Ирину, поскольку в очередной раз она вернулась, сильно изменившись. Бежав во второй раз, Ирина тайно приняла постриг с именем Параскева. Тогда и благословили ее старцы на юродство Христа ради.

Долгое время Ирина бродила по селу, пока не поселилась в пещерах в саровском лесу, где провела тридцать лет. Молилась среди елей и берез, иногда ходила в Саров и Дивеево. Ее знали и любили прихожане и паломники, просили помолиться о своих нуждах, о своих близких. Параскева пришла в Дивеевский монастырь в 1884 году холодной осенью и осталась там.Пашу Саровскую знали не только простые люди, но и представители высшего общества. Даже члены императорской семьи, приезжая в Дивеевский монастырь, обязательно приходили к ней в келью, где блаженная молилась, как дитя, окруженная своими куклами. В 1903 году у нее побывали император Николай II и императрица Александра Федоровна. Паша сказала им о том, что у них наконец-то родится мальчик, долгожданный наследник. Но вторая часть их беседы была трагической: блаженная предрекла крушение России, гибель царской династии, уничтожение Церкви и море крови.

Блаженная Параскева — Паша Саровская — преставилась ко Господу 22 сентября 1915 года. Было ей сто двадцать лет.

 

Суворовские мученицы Евдокия, Дария, Дария, Мария

Суворовские мученицы Евдокия, Дария, Дария, Мария

(память 13 декабря)

Евдокия Шейкова родилась 11 февраля 1856 года в селе Страхова Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии (сегодня это село Суворово Дивеевского района). Рано осиротевшая крестьянская девочка росла в семье дяди, который был церковным старостой их сельского храма.

Родные заметили, что Дуня обладает даром прозорливости, и стали заниматься ее религиозным воспитанием. Отроковица побывала в нескольких паломничествах, ходила в Саровскую Успенскую мужскую пустынь, Серафимо-Дивеевский и Серафимо-Понетаевский женские монастыри. С детства была она слабенькой, передвигалась с палочкой и ею всё крестила.

В двадцать лет Евдокия тяжело заболела, в результате недуга ее парализовало. Родные постелили топчан в ее родном доме, две девушки-соседки пришли за нею ухаживать. Из Сарова часто приезжал навестить Дуню духовный наставник, старенький иеромонах Анатолий, в схиме Василий.

Дуня вела строгую постническую жизнь и непрестанно молилась. Помощницы-сиделки старались ей подражать, но им это давалось очень тяжело. Постепенно с нею рядом стали появляться девушки, которые старались жить пред Богом и радеть о своем спасении. Так пришли в дом Дуни будущие ее сподвижницы Дария Улыбина, Дария Тимагина и Мария (фамилия ее неизвестна) и оставались с ней до последней минуты.

Таким образом вокруг немощной юродивой девушки появилась община. Евдокия и келейницы вели строгую, практически монашескую жизнь, пели, молились, принимали странников и паломников.

 

Икона мученицы Дарии Улыбиной

Икона мученицы Дарии Улыбиной

Дария Улыбина, одна из келейниц Дуни, родилась в селе Сиуха Нижегородского уезда в конце 1870-х гг. В Сиухе находился небольшой скит Дивеевского монастыря.

Девушка вела подвижническую жизнь, какую видела в скиту, еще отроковицей осознанно и непрестанно творила Иисусову молитву, ежедневно на ногах вычитывала всю Псалтирь.

В 1913 году Дария пришла в Страхову Пузу и стала ухаживать за Евдокией, вместе они молились и спасались.

 

Икона мученицы Дарии Тимагино

Икона мученицы Дарии Тимагиной

Дария Тимагина также родилась в конце 70-х годов XIX века. Еще пятнадцатилетней она стала часто бывать у пузовской подвижницы Евдокии Шейковой. Один из старцев Саровской пустыни благословил Дарию идти в келейницы к Евдокии, но родители собирались выдать ее замуж, не разделяя убеждений дочери. Девушка родителей в этом не послушалась и убежала в Страхову Пузу к подвижницам. Родители вернули Дарию домой, подвергнув ее побоям, и хотели было выдать замуж снова. Но она вновь вернулась в маленькую общину Дуни и прожила там два десятка лет.

Мария была мордовкой, своей фамилии и настоящего имени никому не открывала, постоянно пребывала рядом с блаженной и во всем старалась ей помогать с молитвой и любовью.

Сестры, собравшиеся вокруг Пузовской подвижницы, вместе пережили все исторические катаклизмы начала ХХ века. 16 августа 1919 года в селе Страхова Пуза появился карательный отряд. Кто-то донес, что в келье Евдокии скрывается дезертир и якобы люди слышали агитацию против Красной Армии. Солдаты вошли в дом, били Евдокию и издевались над ней, топтали иконы. На деревенскую площадь согнали людей, и командир отряда объявил голосование, призывая всех выбрать для немощной подвижницы казнь. Евдокию было решено расстрелять, а ее келейниц — отпустить. Но сестры решили разделить участь блаженной своей наставницы.

18 августа к Пузовским молитвенницам пришел священник Василий Радугин, исповедовал и причастил каждую. Евдокию повезли на подводе на сельское кладбище, где собирались расстрелять. Келейницы были рядом, они прикрывали ее от ударов красноармейцев своими телами.

18 августа 1919 года мученицы Евдокия, Дария, Дария и Мария были расстреляны. Все четыре сестры-молитвенницы упокоились в общей могиле.

Продолжение следует…

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Собор Дивеевских святых (часть 2)>>

25.06.2024

Просмотров: 1147
Рейтинг: 4.6
Голосов: 14
Оценка:
Комментировать