X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Сила покаяния: блаженная Таисия Египетская

блаженная Таисия Египетская

«Чувство собственной греховности в присутствии Божием есть драгоценный камень души. Господь ценит его больше, чем все формальные гимны восхищения и благодарности».

Свт. Николай Сербский

Александрия — одно из детищ Александра Македонского — для египтян была таким же Городом с большой буквы, единственным в мире, как для римлян — Рим, а для цареградцев — Константинополь. Здесь находились: Маяк, Музей, Библиотека, слава которых гремела среди народов; громадные общественные здания и строения из мрамора, широкие улицы, парки, фонтаны; дворцы царей, вельмож и богачей. У пристаней теснились корабли с четырех концов света, сюда приплывали и приезжали по суше самые разные люди: белые, желтые, красные, черные лица — можно было встретить в этом необозримом человеческом муравейнике, словно вмещавшем в себя весь мир. В город прибывали купить и продать товары, послушать известных проповедников или философов. Здесь можно было найти во множестве тех, кто прожигает жизнь в удовольствиях и тратит то, что получил в наследство или заработал; иностранцы тут скрывались от наказания за преступления, совершенные на родине. Словом, здесь можно было встретить всё, увидеть всё и узнать всё, чему подтверждением — юность преподобной Марии Египетской. Монаху сюда приходить явно не стоило.

 

 Александрия Египетская

Александрия Египетская в древности, реконструкция

Горевшие любовью к Богу сердца христиан после прекращения гонений, чтобы не быть уловленными страстями мира сего и сохранить высоту духа, устремились в безлюдные места, где чистым умом и сердцем пребывали с Господом, непрестанно вознося свои ум и сердце в горняя. Благо в 30 верстах к югу от Александрии засушливая пустынная местность в северо-западной части Египта предоставляла такую возможность. В IV–VII веках благоприятные аскетические условия Ливийской пустыни, лежащей к западу от дельты Нила, привлекли в нее множество отшельников.

Подвижники уходили в пустыню, где впоследствии вырастали монастыри. С IV века в Нижнем Египте существовали три крупные общины монахов-пустынников: Нитрия, Келлия и Скитис, или Скитская пустыня. Самые строгие отшельники поселялись в пустыне Скитской, от названия которой произошло слово «скит»* — по-русски «пустынь». На время Великого поста в Скит приходили подвижники из других монастырей и проводили строгое время Четыредесятницы в более тяжелых для себя условиях, отказываясь от привычных удобств. Первым в Скитскую пустыню пришел прп. Макарий Великий, а в первой половине V века здесь подвизались прп. Пимен Великий с учениками: прп. Иоанном Коловым и Арсением Великим, — прп. Исаия Отшельник и иные отцы.

 

Египетские отшельники

Египетские отшельники, чтобы добыть себе пропитание, занимались плетением корзин, которые затем продавали в городе на рынке. Таким образом отцы питались от плода рук своих

Тем не менее время от времени бывать в Александрии отцам доводилось. Иногда иноки приходили в город для продажи корзин и прочего рукоделия. А порой преподобных приводил в столицу особый Промысл Божий, как, например, Великих Антония и Макария. Первый пустынник, «огненный столп, просвещающий вселенную», как его назвал один из святых, был послан к александрийскому сапожнику Филофею, чтобы услышать от него угодную Богу мысль, которую тот держал в своем уме: «Все войдут в Царство Небесное за их праведность, а я один попаду в ад за свои грехи». А Макарию Великому Бог здесь открыл духовную высоту двух замужних женщин, которые 15 лет пребывали в мире друг с другом и, не имея разрешения от своих супругов уйти в монастырь, решили не произносить ни одного мирского слова до своей смерти. Но авва Иоанн Колов** в Александрию отправился совсем по иной причине.

 

святой Иоанн Колов

Прп. Иоанн Колов, подвижник V века, ученик прп. Пимена Великого

Скитские иноки, когда бывали в столице с рукоделием или по другим нуждам, всегда находили приют в одном гостеприимном доме. Состоятельные хозяева были благочестивыми христианами и много благотворили инокам. Они рано оставили этот мир, но их дочь Таисия, следуя примеру родителей, почитала Бога, продолжала вести благочестивую жизнь и помогала нуждающимся. Чистое, нерасчетливое сердце никому не отказывало.

Шли годы. Таисию любили, уважали и… истощали ее имение. Со временем родительское наследство было израсходовано, и Таисия стала нуждаться. Золото и серебро закончились, но оставалась чистота, свежесть и красота. Недобрые люди научили доверчивую девицу, как воспользоваться этим, чтобы вернуть розданное богатство. И если раньше в ее дом входили все желавшие что-либо вынести из него на свои нужды, то теперь туда входили только те, кто нес с собой деньги и сокровища.

Старцы, посещавшие ранее Таисию, узнав о таких переменах, восскорбели о ее падении и решили помочь уклонившейся к погибели сироте. Этот труд иноки возложили на прп. Иоанна Колова: «Бог дал тебе мудрость, авва. Мы слышали, что столько благотворившая нам сестра Таисия разорилась и пошла по греховному пути. Когда она была состоятельной, то оказывала нам свою любовь. Ныне должны показать нашу любовь и мы — и помочь ей. Потрудись посетить ее, не придет ли она после твоих речей в себя».

 

дом

В доме Таисии нередко останавливались иноки, приходившие из пустыни в город для продажи своего рукоделия

Святой отправился в путь, а иноки стали молиться. В Александрии преподобный без труда нашел некогда гостеприимный дом и постучал в знакомые ворота. Перемены, о которых говорили отцы-пустынники, проявились сразу: служанка, всегда любезная с монахами, теперь грубо отвечала, что вход инокам в дом ее госпожи закрыт. Старец с кротостью попросил доложить Таисии о его приходе, поскольку принес для нее нечто драгоценное.

Таисия весело встретила инока, но прп. Иоанн, посмотрев на ее лицо, заплакал. «Авва, что ты плачешь?» — «Вижу, что сатана играет на лице твоем, и как мне не плакать? Чем не понравился тебе Иисус, что ты обратилась на противные Ему дела?» — слова святого огненной стрелой пронзили душу Таисии. С трепетом она воскликнула: «Отец! Есть ли для меня покаяние?» — «Есть!» — ответил прп. Иоанн. «Тогда веди меня куда знаешь» — в слезах Таисия встала и, не распорядившись о своем имуществе, пошла за пустынником ни с кем не прощаясь.

Пока они достигли пустыни, стало смеркаться. Авва Иоанн сделал для Таисии возглавие из песка и в некотором расстоянии — такое же для себя. Оградив девушку крестным знамением, преподобный сказал: «Здесь усни», — а сам стал молиться. Наконец, прилег для короткого отдыха и старец. Но его сон вскоре прервался. Открыв глаза, преподобный Иоанн увидел, что от места, где лежала Таисия, исходит яркий свет и в этом сиянии святые ангелы возносят ее душу на небо.

 

святой Иоанн увидел столп света

Прп. Иоанн увидел столп света…

Приблизившись к Таисии, старец опечалился — грешница уже умерла. Скорбь объяла преподобного: Таисия не успела причаститься и стать на иноческий путь, чтобы сотворить плоды, достойные покаяния. Но глас с неба возвестил святому: «Один час ее покаяния принят более долговременного покаяния других, не оказывающих при покаянии такого самоотвержения». Так авве Иоанну было открыто, что Господь простил Таисию за искренность и горячую решительность раскаяния. Предав земле честное тело блаженной Таисии, преподобный Иоанн Колов возвратился в Скит, где поведал отцам о всем бывшем, и пустынники прославили Бога за Его милость к Таисии, покаявшейся в единый час.

Покаяние не измеряется временем, оно определяется глубиной человеческого сердца. Это плод любви, осознавшей свое недостоинство и стремящейся к единению с Богом. В одно мгновенье, подобно «мал глас испустившему и велию веру обретшему»*** спутнику Христову, благоразумному разбойнику, блаженная Таисия нравственно переродилась и настолько духовно возвысилась, что Господь принял ее в Свои Вечные Кровы.

Таинственен процесс покаяния души. В нем она открывает перед Богом свои язвы и скорбным духом и болью сердечною свидетельствует, что сознает их, ужасается их безобразию и просит об исцелении и прощении грехов. И суть не в форме подвига, который произвольно принимает кающаяся душа, а в той ревности к покаянию, степени ненависти ко греху, в той силе внутреннего сокрушения души от нечистоты своей, которые показывают подвижники в своих подвигах покаяния. Вот эту-то ревность и ценит Господь.

 

Храм в честь блаженной Таисии Египетской

Храм в честь блаженной Таисии Египетской построен при ските Иоанна Милостивого (скит Успенского мужского монастыря г. Красноярска) около поселка Манский Красноярского края

Несколько в ином изложении церковное предание повествует об одном отшельнике, который во время ночной молитвы увидел над женским монастырем огненный столп и в нем ангелов, возносивших человеческую душу на небо. Подвижник решил, что одна из стариц обители отошла ко Господу, и послал своего послушника узнать, кто именно преставился в монастыре. К его удивлению, келейник сообщил, что в обители все, слава Богу, живы. Только у монастырских ворот утром нашли тело известной в городе блудницы, которая почему-то в ту ночь оказалась у стен обители. «Как возможно, чтобы душу усопшей блудницы в огненном столпе возносили на небо ангелы?» На недоумение монаха Господь ответил, что женщина действительно провела жизнь свою во грехе, но наступил момент, когда душа ее загорелась любовью к Богу, и она решила изменить свою жизнь. Блудница бросила всё добытое путем разврата имущество и ночью пошла в монастырь, чтобы до конца своей жизни подвизаться и умолять Бога о прощении. Ее покаяние было таким огненным, что не потребовалось длительного времени для возрождения души. Эту решимость изменить свою жизнь Господь принял. Покаяние преобразило ее душу, и ангелы возносили в огненном столпе уже душу не блудницы, а святой Божией.

В честь св. блж. Таисии строится храм в городе Оренбурге, ей посвящена церковь у поселка Манский в Красноярском крае. Блж. Таисия Египетская, явившая пример искреннего горячего покаяния, является покровительницей монашествующих. У святой испрашивают помощи в обретении таких добродетелей, как самоотвержение, покаянные слезы о содеянных грехах, мужественное следование воле Божией, строгое послушание духовному отцу и творение дел милосердия. Святая блаженная мати Таисие, моли Бога о нас!

«Немогущие ничего принести Богу, могут всегда принести Ему золото своего покаяния, ладан молитвы, смирну своей нищеты».

Сщмч. Иоанн (Поммер)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

---------------

* Уединенное жилище монахов, отличающееся от общежительного монастыря немногочисленностью братии, удаленностью расположения и более строгим уставом внутренней и богослужебной жизни.

** От греч. «Κολοβός» — «крошечный»: так называли преподобного за его малый рост.

*** Антифон в Великий Пяток на утрени.

При подготовке использовались материалы:

  1. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. — Москва: «Ковчег», 2010.
  2. 23 мая — день памяти блаженной Таисии Египетской… | Игумения Таисия (Солопова) | VK
  3. ИОАНН КОЛОВ (pravenc.ru)
  4. Храм блаженной Таисии Египетской построен при… | «Касьяновский дом» | ВКонтакте (vk.com)

23.05.2024

Просмотров: 768
Рейтинг: 5
Голосов: 6
Оценка:
Комментировать