Свято-Введенский женский монастырь в деревне Богуши
История Cвято-Введенского монастыря
Свято-Введенский монастырь находится на Сморгонщине. История обители началась с маленького домика в деревне Богуши. Планировалось создать здесь только небольшой уединенный скит. Но за семь лет рядом с ним выросли монастырские стены в стиле новгородского зодчества XIV века: храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (криптовый храм во имя святых праведных Иоакима и Анны), колокольня, жилой корпус, котельная, хозблок, швейная мастерская, здание трапезной, сад.
Настоятельницей Введенского женского монастыря — одной из четырех ставропигиальных обителей в Беларуси — по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) в 2000 году стала монахиня Елисавета (Сысун), постриженница нашего монастыря.
По словам настоятельницы, монастырь появился в этом месте неслучайно. В годы Первой мировой войны здесь погибло 90 девушек женского батальона — в 1915–1917 годах на Сморгонщине проходила линия фронта.
Лес вокруг монастыря изранен снарядами. Там можно увидеть целую систему окопов и траншей. Напоминает о трагических событиях и вымощенная камнем дорога, ведущая к монастырю, — здесь была разделительная линия фронта.
Летом 1917 года в эти места был отправлен первый женский «батальон смерти» прапорщика Марии Бочкаревой.
Отряд был сформирован в 1917 году из женщин-добровольцев с целью поднять боевой дух солдат. Видя плачевную ситуацию в войсках, затронутых революционным брожением, не желающих воевать и выполнять приказы своих командиров, Бочкарева выдвинула идею создания ударного женского «батальона смерти», отряда единомышленниц, готовых стать примером самопожертвования во имя Родины.
21 июня 1917 года на площади у Исаакиевского собора состоялась торжественная церемония присяги батальона Временному правительству. Петроградский архиепископ Вениамин и Уфимский архиепископ благословили женщин Тихвинской иконой Божией Матери.
По разным данным, в составе батальона отправилось воевать от 200 до 300 человек: портнихи, учительницы, сестры милосердия, работницы из провинции. Сама Мария Бочкарева, инициатор создания и командир батальона, была простой сибирской крестьянкой. Ее приняли в действующую армию в 1915 году в порядке исключения, по личному разрешению императора Николая II. На фронте отважная женщина наравне с мужчинами ходила в штыковые атаки и по собственной инициативе исполняла обязанности сестры милосердия. Была неоднократно ранена, стала первой женщиной — полным Георгиевским кавалером.
Не менее самоотверженно служили и другие женщины батальона. Как отмечал в то время командующий батальоном, каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской революционной армии.
Существует некая духовная связь между женщинами-солдатами, проливавшими здесь кровь, и женщинами, подвизающимися в обители, — воинами Христовыми. Неслучайно на этой земле возник монастырь.
Свято-Введенский монастырь: иконы, ценности, святыни
В стенах Свято-Введенского монастыря можно увидеть иконы с частицами мощей свв. Георгия Победоносца, Александры Дивеевской, Кукши Одесского и Филарета Черниговского.
Свято хранят насельницы и исторические артефакты: в обители есть небольшая часовня, в которой силами сестер создан музей, посвященный Марии Бочкаревой и ее первому женскому батальону, воевавшему в этих местах более века назад.
Чем живет Введенский монастырь в наши дни
Сегодня монастырский комплекс в деревне Богуши может вместить 20 человек, однако в обители подвизаются только 8 насельниц. Не все из них монахини, есть трудницы и послушницы. По уставу монастыря, постричься в монахини здесь можно только по достижении 30 лет.
Насельницы встают в 5 утра: сначала их ждут молитвы, после — служба в храме, затем послушания. Днем есть небольшой перерыв на отдых, а потом снова — молитва и труд. В целом молитва занимает не менее восьми часов — это богослужения и келейное правило.
В зимний период богослужения проходят в нижнем храме святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, а в летний — в верхнем, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В монастыре есть свои огороды, яблоневый сад. Зимой у сестер на столе овощи, выращенные в родной обители. Однако основа меню, конечно же, каши. Мяса здесь вообще не едят, а вот на сладости запрета нет.
Введенский монастырь, Богуши: как добраться
В Cвято-Введенскую обитель могут приехать и женщины, и мужчины — за стенами монастыря для ночлега предусмотрены два гостевых домика. Стоит только заранее согласовать время своего приезда, ведь домики могут быть заняты. Адрес обители: Гродненская область, Сморгонский район, деревня Богуши, дом 12.
Как добраться на автомобиле из Минска:
На МКАД ищем съезд на трассу М6 (Гродно, Вильнюс), затем съезд направо, в сторону трасс М7/Е28 (Ошмяны, Вильнюс), после — поворот направо в д. Крево, через 800 м еще раз направо, через 7 км слева — второй указатель на д. Богуши. Монастырь здесь найти уже не составит труда.
Как добраться в Свято-Введенский монастырь на общественном транспорте:
От ст. м. Каменная горка в г. Минске идет маршрутка «Минск—Сморгонь», проезжающая возле д. Богуши. Тел. +375 (29) 395 06 59 (А1), +375 (33) 359 44 44 (МТС).
С автовокзала в г. Сморгони идет пригородный автобус до остановки д. Богуши (расписание можно узнать в справке автовокзала, тел. 8 (015) 922 22 55).
Правила для паломников
Планируя поездку в Введенский женский монастырь, необходимо заранее позвонить туда по городскому номеру 8 (015) 924 59 25 или мобильному 8 (029) 621 99 27 и получить благословение на посещение обители. Остаться здесь с ночлегом можно в период с мая по октябрь.
Как правило, срок пребывания в монастыре — 3 дня, с пятницы по воскресенье, чтобы иметь возможность подготовиться к таинствам Исповеди и Причастия. Если среди паломников есть женщины, которые ищут монастырской жизни, можно поговорить об этом с настоятельницей и с ее благословения остаться в обители подольше.
Каждому гостю желательно взять с собой комплект постельного белья и необходимые туалетные принадлежности, а также рабочую одежду и обувь (шорты, открытые майки и блузки, короткие юбки и брюки [для женщин] на территории монастыря запрещены), чтобы потрудиться вместе с сестрами.
Находясь в монастыре, важно соблюдать тишину, сохранять чистоту и порядок, чтобы своим пребыванием не нарушить того уклада жизни, который там сложился. Лучше отключить свой мобильный телефон. Здесь неуместно использование макияжа, совершенно недопустимо сквернословие, курение, пьянство.
Паломники делят с сестрами и труд, и общую трапезу — готовить самостоятельно здесь не разрешено. Единственное, в чем паломники не участвуют наравне с насельницами — в чине прощения, который совершается на повечерии после крестного хода.
Перед отъездом паломнику нужно навести порядок в месте своего пребывания и обязательно сообщить настоятельнице об отъезде, получив благословение в дорогу.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
23.05.2024