«Да молчит всяка плоть человеча…»
Длящаяся в мире жизнь Христова привела нас сегодня на Голгофу, к опустевшему Кресту Божественного Страдальца, к Его гробу.
А 20 столетий назад в это время вокруг Его безжизненного тела уже оставались только самые близкие, оплакивающие свою любовь и несбывшиеся надежды. Последний возглас Умирающего на Кресте — совершишася (Ин. 19: 30) — слышали друзья и недруги. И никто еще не понимал того дела, за которое Он умирал. Теперь же, как в капле росы отражается и играет солнце радостью жизни, так в каждой Церкви по всей земле отражаются события тех трагических и спасительных дней: Крест Господень и плащаница Христова вещают о величайшем в истории мира свершившемся на Голгофе подвиге. На земле Спасителем и Искупителем явилось Царство Божие, и зовется оно Церковью Христовой.
И сегодня уже не вместила бы Голгофа всех, принесших к прободенным стопам Спасителя свою любовь. Это Господь исполняет Свое обещание: …когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12: 32). Мы-то сейчас, стоя у плащаницы, уже ждем Его Воскресения. Может, поэтому и не можем мы прочувствовать благодатную горечь Страстей Христовых, не удержать сорокадневной радости грядущей Пасхи. Но сегодня Великая Пятница — день великой скорби и глубоких дум. «Да молчит всяка плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет».
В Великую Пятницу всё человечество, от Адама до последнего земнородного, должно стоять пред плащаницей, поникнув головами своими. Это их грехом смерть вошла в мир, их преступления сотворили голгофскую казнь. Страшно сознавать себя преступником, невыносимо видеть в себе виновника смерти — убийцу. И вот это — факт! Все мы без исключения причастны к этой смерти. Нашего ради спасения смертью почил Христос, Сын человеческий. Крестной смертью Сына Божия попрана смерть, и милость Божия даруется людям. Гроб, заключив в себе источник жизни, стал живоносным и несет безмолвную проповедь, и человечество призвано услышать ее, чтобы жить. Слово о любви Творца к Своему творению звучит в этой проповеди, любви к грешному и неблагодарному человеку. Вслушаемся же, дорогие, что вещает нам безмолвный Спаситель: «Для тебя, для твоего спасения Я умер. И нет больше той Любви, что положила душу свою за други своя. Мысль о тебе, грешник, желание спасти тебя дало Мне силы перенести невыносимое. Ты слышал, как по человечеству Своему Я тужил и скорбел в саду Гефсиманском в преддверии страданий. Но воспоминание о тебе, твоей вечной гибели, сострадание и милосердие к погибающему творению Божию победили страх пред временными нечеловеческими муками. И воля Моя слилась с волей Отца Моего, и любовь Его с любовью Моею к тебе, и этой силой Я осилил невыносимое. Твою ношу, которая для тебя непосильна, Я взял на Себя».
Слова и дела любви слышим и видим мы от гроба Спасителя. Неизменна Божия любовь, и солнце ее светит на добрые и злые, и спасение уготовано всем пожелающим спасения. Она не престает и ныне, но всегда надеется, всё переносит в ожидании нашего обращения.
Но все ли мы отвечаем любовью на эту беспредельную любовь? Не живет ли в наше время среди одних людей желание оплевать, затоптать и даже убить ее, а среди других — просто забыть о ней? Господь рассеял мрак тьмы, господствующей до Его пришествия в мире, осветил путь в Царство Небесное, но и доселе враг Божий имеет свою часть в неверах, язычниках и не знающих покаяния грешниках…
Будем же, дорогие, жить Церковью и в Церкви, и будем помнить, что христианская жизнь есть жизнь Святого Духа. В стяжании благодати Святого Духа заключается смысл и нашей земной жизни. И сегодня, и ежегодно в тишине Великого Пятка звучит к человечеству глас Божий: «Спасайтесь, спасайтесь, людие Мои»! Творец воссоздает Свое творение в новую благодатную жизнь. Признаем же Бога своим Отцом, восчувствуем потребность в спасении и помиловании, и Господь — Источник благодати — помилует и спасет нас.
Аминь.
03.05.2024