X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Да, Господи, иду!»

монахиня Серапиона свято-елисаветинского монастыря

Каждая сестра приходит в монастырь своим уникальным и неповторимым путем. Кто-то принимает решение быстро, кто-то двигается долго, как марафонец на длинной дистанции. «Указатели» на этом пути — люди, встречи, события. Через них человек старается увидеть волю Божию о себе и проверяет свое решение, прежде чем переступить порог монашеской кельи. В обновленной рубрике мы продолжаем публиковать истории прихода в монашество и монастырь наших сестер. Сегодня рассказом о своем пути делится монахиня Серапиона (Шелег).

— Что такое чудо? Это что-то необычное, непредвиденное и, кажется, даже невозможное при естественном течении жизни, — рассказывает матушка. — А еще чудо — это когда вдруг чувствуешь прикосновение Божие, участие Бога в своей жизни: «Что есть человек, яко помниши его?»

Бог Живой. Он действует непредвиденно, непредсказуемо, совсем не так, как ты планируешь. Это я говорю из своего личного опыта.

Я встретила Бога, когда мне было всего 17 лет. Еще раньше в моем уме промелькнула такая мысль-молитва: «Господи, если Ты есть, покажи мне Себя, и я тогда послужу Тебе». Эта мысль не укрылась от Бога, хотя и была мимолетной. Бог ответил мне, но не тотчас, а через несколько лет. Я была тогда обычным, совершенно далеким от Церкви человеком и даже некрещеной. Но эта неожиданная, удивительная и чудесная встреча внезапно перевернула всю мою жизнь и в корне изменила ее размеренный ход. Много раз меня просили рассказать, как это было. Скажу так: Бог знает, как говорить с человеком, которого Он Сам создал. Он умеет обратиться к тебе без слов, но ты понимаешь, что к тебе обращается Бог. Ты живешь своей жизнью, ничего не ожидая, не предполагая, но в какое-то мгновение в твой маленький мир входит Великий Бог… Тогда как будто пелена, которая всегда покрывала твой ум, вдруг спадает, и ты видишь:

Бог есть.

Бог необычайно красивый.

Бог есть Любовь…

В следующее мгновение в уме моем как молния проносится мысль: «Как много я согрешила перед Богом!..» И не страх, но острая боль в сердце: «Я оскорбила такого красивого Бога!..»

 

шмель на цветке

С тех пор Бог, можно сказать, взял меня на Свои руки. Где-то через месяц я покрестилась. Бог тогда, как младенца, на руках принес меня в Свой храм. Для меня открылась совершенно новая жизнь: и внешняя, и тем более внутренняя. Я продолжала учебу (я училась тогда в старших классах), но уже ходила в храм и задумывалась: «Вот, я встретила Бога, как мне теперь жить? Что мне делать в этой жизни, чтобы Богу это было угодно?» Разное думалось.

Дальше я как будто со стороны смотрела на себя и видела, что очень меняюсь, что меняется моя жизнь, но это не от меня. Это происходит со мной, но я просто наблюдатель. Очень необычное состояние. Думалось даже: что со мной происходит? При этом ты знаешь, что то, что предлагает тебе Бог — это самое лучшее для тебя. В этом — Божия любовь…

Но вот и закончились школьные годы. Выпускные экзамены… Прощай, школа! Затем поступление в университет. Зачислена! Ну а теперь — лето продолжается, можно еще отдохнуть! Но… что-то меня совсем не радует поступление…

Я тогда проводила летнее время в деревне, очень любила кататься на велосипеде. По простору мчишься — как будто летишь… Юность! Жизнь только начинается и, кажется, что вся она впереди и весь мир открыт для тебя! Вот в один из таких ясных дней на открытом зеленом поле я остановилась, смотрю на природу, отдыхаю… И вдруг слышу внутри себя — это Бог обращается ко мне, Его голос всегда узнает сердце: «Монастырь?»

Это не приказ, нет, это как бы вопрос, это предложение: примешь или нет?..

Я тогда сказала сразу: «Да, Господи, иду!» Хотя и не знала, что такое монастырь. Никогда не бывала ни в монастыре, ни даже рядом. Но другого ответа и не могло быть. Почему? Потому что ты знаешь: сейчас к тебе обращается Любовь! И понимаешь: в том, что Бог предлагает сейчас — Его Любовь, это и есть самое лучшее для тебя. Ведь Любовь предлагает всегда только самое лучшее. И разве можно отказать этой Любви?.. Отказать просто невозможно.

 

инокиня с венком на голове

С того момента я потеряла покой. Я чувствовала, что не могу больше учиться и не могу больше так жить. Мое сердце было уже не в этом мире… Но я понимала: сейчас для меня нет дороги туда, куда зовет сердце. Мои родители не поймут этого и не отпустят меня.

Прошли каникулы, началась учеба. Я со слезами шла утром в университет, на лекциях мечтала о монастыре. Для меня жизнью тогда были храм, молитва. В то тяжкое время Бог дал мне советника и молитвенника — отца Андрея Лемешонка. При первой нашей встрече я ничего не говорила ему о моем сокровенном желании и о моей неразрешимой ситуации, а только сказала, что ищу духовника и хочу слушаться. Первое послушание, которое батюшка дал мне, было: «А я говорю тебе не отчаиваться и не унывать! Будешь слушаться?» Я улыбнулась и кивнула. С того времени у меня появился друг, которому я доверяла и могла сказать правду. Это было для меня большой поддержкой — подарок от Бога.

 

протоиерей андрей лемешонок

Тогда по совету батюшки я стала приезжать в монастырь. Приезжала после учебы на службу или к нему за советом. В то время службы, в том числе воскресные, проходили в Никольском храме, Елисаветинский еще не открыли. Это был 2001 год. Еще было так мало сделано, вовсю шла стройка и бывало шумно, но здесь мне было хорошо, здесь я отдыхала, здесь уже была благодать. А потом — опять в мир.

Но долго так жить для меня невозможно было, и я, наконец, предварительно посоветовавшись с батюшкой, сказала маме, что хочу в монастырь. Сказала, хотя и понимала, что меня не поймут в родной семье. Так и вышло. О монастыре не могло быть и речи. Это было просто исключено. Когда я сказала маме о моем желании, это было настоящее стихийное бедствие, я поняла, что это просто нереально! Вопрос был закрыт.

Почти 6 лет скорби и, казалось, безысходности. Хотя в то время Бог дал мне духовного отца, и его участливое слово и добрый взгляд были для меня поддержкой в моей беде: «Как дела? Как мама? Будет воевать? Ну подожди…»

 

отец Андрей духовник свято-елисаветинского монастыря

И вот год… два… три… я заставляю себя идти на учебу, что-то делаю, сдаю зачеты, экзамены, а сердце мое и ум мой в монастыре. Там — жизнь. Здесь всё мертвое для меня. Мое место не здесь. Очень тяжело было, а выхода не видно… Впереди никакого просвета…

Так прошло 5 лет. Я уже почти совсем смирилась и сказала себе: «Видно, монастырь — это не для меня. Наверное, надо и умереть мне в миру». Но однажды моя добрая подруга, которая понимала меня и жалела, посоветовала: «Может, тебе попробовать хотя бы потрудиться в монастыре?» Я передала эти слова батюшке. Он спросил: «А что ты умеешь делать?» — «Пол мыть, — говорю, — картошку чистить». Он улыбнулся: «Это любой может! Ты где училась?» — «В художественной школе». — «Ну, тогда в керамическую!» Батюшка в то время молодой был — сам меня и отвел туда. «Вот, говорит, привел вам работника!» Мамочка моя, оказалось, была вовсе не против, чтобы я трудилась в монастыре: «Ну что ж, и в монастырях кто-то работает… Работы разные бывают».

В монастыре в каждой мастерской было (и сейчас есть) такое правило: каждый день читают акафист святителю Николаю. Я тоже присоединилась. Иногда я одна читала, а у кого много работы было — трудились и слушали. Так, помню, читаю я однажды, а про себя думаю: «Это, конечно же, невозможно, но, святитель Николай, ты как-нибудь все-таки помоги!..»

 

фреска святитель николай

И вот еще один пример, что у Бога всегда есть выход из любой сложной ситуации. Когда кажется, что выхода нет и впереди только темнота, у Бога всегда есть запасной вариант! Только иногда надо немножко смириться, немножко потерпеть. У меня же тогда не было никаких планов и никаких мыслей, как всё может быть. Я просто попросила святого Божиего, и всё получилось как бы само собой… Однажды я задержалась в мастерской, звоню домой и говорю: «Мама, уже поздно, я здесь поночую». — «Хорошо», — отвечает она. В другой раз звоню и говорю: «Мама, я здесь поживу недельку». — «Хорошо. Поживи и возвращайся». Прошел, может, еще месяц. Подхожу к батюшке: «Я не могу там больше жить. Хочу уйти из дома». — «А куда ты хочешь уйти?» — «Сюда». — «Уходи».

И вот как-то родные уехали на несколько дней, а я в это время потихоньку перенесла свои вещи. Когда забрала последнее, приезжаю с этими пакетиками в монастырь, спускаюсь по ступенькам к Никольскому храму и мысль в уме проносится: «Всё, здесь уже до смерти». Открываю дверь, захожу на гульбище и вижу: свет горит, много людей, служба в храме идет… Я спрашиваю: «А что сегодня за праздник?» Мне отвечают: «Память святителя Николая…» С тех пор святой Николай Чудотворец стал для меня самым близким из всех святых. И всегда, читая акафист или подходя к иконе святителя Николая, я благодарю его.

 

люди в храме

Итак, родные вернулись домой, а я уже в монастыре. Надо же им как-то сказать… «Господи, помоги!» Снова звоню домой и в этот раз говорю: «Мама, мне здесь хорошо. Я останусь здесь». И произошло чудо — было очень тихо… Что я говорила маме? Казалось, что во время разговора кто-то подсказывал мне нужные слова… Тихо и мирно, хотя и не без скорби для моих родителей, всё разрешилось. С тех пор я чувствую, что святитель Николай живой и близкий, скоро слышит и обязательно поможет в любой ситуации.

Конечно, тяжело было всем родным принять этот мой поступок. Много лет пришлось погоревать им, особенно маме. Но Бог совершает чудеса! Надо только верить. Прошли годы, лет 10, наверное, и мамочка все-таки приняла мой выбор и даже, будучи изначально далеким от Церкви человеком, надела крестик, носила с собой иконки, потихоньку стала интересоваться нашей монастырской жизнью, слушала беседы батюшки по радио, спрашивала, как его здоровье. А самое большое чудо — моя мамочка причастилась!!! Я даже поверить не могла в это, когда услышала! Верю, что в самый лучший период ее жизни Бог взял мамочку в жизнь вечную. Даруй ей, Господи, Царствие Твое Небесное! А отец мой, очень надеюсь на Божию помощь, последует примеру мамочки.

 

инокиня свято-елисаветинского монастыря

Я думаю, что родители — это святое. Сколько трудов, беспокойства, болезней переносят они, пока мы вырастем и станем самостоятельными! Родители всю свою жизнь посвящают детям. И, конечно же, мы должны быть им бесконечно благодарны. И хотя монахи ради Бога оставили всё: и дом, и своих родителей, их благодарность — это каждодневная молитва за них. И разве оставит Бог тех, кто отдал Ему самое дорогое — свое дитя?

Почти через 15 лет со дня моего прихода в монастырь состоялся постриг в монашество. Бог дал новое имя и возможность начать новую жизнь как бы с чистого листа. Дерзай! Живи как земной Ангел Божий — в послушании, смирении, трудом, молитвой, покаянием.

Монашество — это посвящение всего себя Богу.

Монашество — это безраздельная любовь к Создателю и Спасителю.

Монашество — это ангельская жизнь, жизнь будущего века уже здесь, на земле.

Сейчас для меня монашество — это великий дар Божий, великое доверие Божие ко мне и, конечно же, чудо: ну какой я ангел?! Однако и эту милость по Своей любви дарит Создатель.

В мае на праздник святителя Николая Чудотворца исполнится 18 лет с тех пор, как совершилось это чудо, — Бог вырвал меня из этого мира и «на месте злачне всели мя, на воде покойне воспита мя». Слава Богу! Я никогда не пожалела о том, что я в монастыре, наоборот, считаю это призвание даром, драгоценным даром Божиим, хотя я и недостойно пользуюсь им. Благодарение Богу за всё!

Подготовила инокиня Ольга (Великая)

15.05.2024

Просмотров: 422
Рейтинг: 4.9
Голосов: 34
Оценка:
Комментировать