X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Собор Архангела Гавриила

архангел Гавриил

«Избраннаго Архангела, присно предстоятеля Престолу Вседержителя, таинника благодати, и радости благовестника, всечестнаго Гавриила, Пречистыя Девы невестокрасителя, пением похвальным благочестно почтим».

(Икос 1 акафиста Архангелу Божию Гавриилу)

По православной традиции на следующий день после великих Господских и Богородичных праздников Церковь вспоминает святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию библейской истории. Прославив Пречистую Деву, на следующий день после Благовещения, 8 апреля, христиане благодарят Господа и почитают Его посланника Архангела Гавриила. Слово «собор» в названии праздника означает, что верующие собираются в храме, чтобы совершить богослужение в честь и похвалу святого Архангела, который послужил делу Боговоплощения. Архангел Гавриил — первый благовестник спасения человеческого рода. Он был избран Господом, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о воплощении Сына Божия.

 

Византийская икона Благовещения

Византийская икона Благовещения XIV века, монастырь Ватопед, Святая Гора Афон

Архангел Гавриил — это один из семи Ангелов, блаженных духов, всегда предстоящих Богу, которые, согласно книге Товита, приносят молитвы святых и входят пред славу Святого (ср.: Тов. 12: 15). Он называется вторым после Архангела Михаила. Имя Гавриил означает на еврейском языке «муж Божий» или «сила Божия». Святой Прокл, Патриарх Цареградский, так рассуждает о его имени: «Самое имя Ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Гавриил — значит "Муж Крепкий", происходит от слова Гавир, что значит "крепкий"». Весьма высок этот посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и Ангелам недоведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. Для великого дела Божия необходимо было послать и великого Ангела. И чем величественнее была эта тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, прежде чрез Гавриила же открытых святым пророкам, тем большей чести сподобился он в сонме самих Ангелов, почитаемый ими как ближайший зритель внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.

По слову святителя Григория Богослова, «эти Умы (Ангелы) приняли каждый какую-либо одну часть вселенной, или приставлены к чему-нибудь одному в мире, как это было ведомо всё Устроившему и Распределившему. И все они имеют одно назначение — по мановению Зиждителя всяческих воспевают Божие величие, созерцают вечную славу, и притом вечно…» Силою любви своей к Триипостасному Богу святые Ангелы приобщаются к жизни Святой Троицы, а силою любви к миру и людям — к жизни мира. Служение Архангела Гавриила промыслительно направлено Богом на спасение рода человеческого, на возвращение отпавших от Бога людей к Творцу и Вседержителю. Как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена Архангел Гавриил сообщает людям спасительное знание свыше, возвещает о главных событиях в духовной истории человечества и волю Божию о нашем спасении. Он неоднократно является как Небесный вестник, которого Господь Бог посылает, чтобы возвестить людям Свой благой и спасительный Промысл о них.

 

Явление Архангела Гавриила пророку Моисею

Явление Архангела Гавриила пророку Моисею. Миниатюра Библейских книг, конец XV века, РГБ. Текст на свитке Гавриила сообщает, что Архангел является посланником Господа, дарующего благодать пророку. Моисею посылается «божественное сказание о бытии неба и земли и всякой плоти, сотворенных Богом» с тем, чтобы Моисей написал это в книге

Согласно церковному преданию, Архангел Гавриил наставлял в пустыне пророка Моисея, когда он писал книгу Бытия. По словам святителя Димитрия Ростовского, «Он Моисея <…> научил в пустыне книжному писанию, сообщил ему о начале мира, создании первого человека Адама, о жизни его и по нем бывших патриархов, о последующих временах, — потопе, и разделении языков; объяснил ему расположение небесных планет и стихий, научил его арифметике, геометрии и всякой премудрости».

Священное Писание свидетельствует, что Архангел Гавриил явился пророку Даниилу, который не мог понять значение данного ему видения, в котором сражались козел и овен. …Он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» (Дан. 8: 17). Видение предупреждает, с одной стороны, о скором воцарении коварного царя (Антиоха Епифана, по преподобному Ефрему Сирину), который придет в конце Ветхого Завета, с другой — об антихристе, который придет в конце Нового Завета: …Когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве <…> и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен не рукою (Дан. 8: 23, 25). В Ветхом Завете Гавриил является вестником тайн как близкого, так и далекого будущего. Он открывает также пророку Даниилу таинственное значение пророчества о семидесяти седминах, сообщив о времени освобождения иудеев из вавилонского плена и о времени Боговоплощения (см.: Дан. 8: 16; 9: 21).

 

Архангел Гавриил объясняющий видения пророку

Архангел Гавриил, объясняющий видения пророку Даниилу. Собор Рождества Богородицы Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря, Вологодская обл., Дионисий, 1500–1502 гг.

Начало новозаветной эпохи было ознаменовано чередой явлений Архангела Гавриила. По церковному преданию, именно Архангел Гавриил возвестил праведным Иоакиму и Анне о рождении у них Пресвятой Девы Марии. Став Ангелом Хранителем Пренепорочной от самого Ее зачатия, он неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме, приносил Ей пищу во Святая Святых и впоследствии охранял Ее во всё время земной жизни. Согласно церковному преданию, Архангел Гавриил передал Деве Марии райскую ветвь — символ нетления и победы над смертью, и весть о Ее преселении в горние обители за несколько дней до Успения.

Святой Архангел Гавриил — служитель Божественного Всемогущества. Как повествует евангелист Лука, Гавриил предстал старцу-священнику Захарии, когда он совершал каждение в Иерусалимском храме, и сообщил ему о рождении святого пророка Иоанна Предтечи (см.: Лк. 1: 5–25). За высказанное сомнение в возможности исполнения переданного благовестия Архангел, в удостоверение истинности своих слов, наказал Захарию немотой: …Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время (Лк. 1: 19, 20). После рождения сына Захария снова обрел дар речи и произнес пророчество, известное как «Песнь Захарии» (см.: Лк. 1: 68–79).

 

Архангел Гавриил благовествует святому пророку Захарии

Архангел Гавриил благовествует святому пророку Захарии о рождении святого Иоанна Предтечи. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года

После повествования о Благовещении Пресвятой Богородицы Священное Писание уже не называет Архангела Гавриила по имени, но предание указывает на него как на Ангела, который в дальнейшем не раз возвещал важнейшие новозаветные откровения. В богослужебных текстах Церковь именует Архангела Гавриила «служителем чудесе». Так, по преданию, именно Архангел Гавриил явился во сне праведному Иосифу для уверения того в безгрешности Девы Марии (см.: Мф. 1: 20, 21), он же предупредил святого обручника о замыслах Ирода и повелел бежать с Младенцем и Пречистой Девой в Египет. После смерти Ирода Архангел сообщил Иосифу, что опасность миновала и можно возвращаться домой.

По Рождении Господа Архангел явился пастухам и возвестил им о пришествии в мир Спасителя (см.: Лк. 2: 8–12), указав на пещеру, где пребывал Богомладенец. По мнению некоторых отцов Церкви, Архангел Гавриил послан был для подкрепления Спасителя во время Его молитвы в Гефсиманском саду перед Распятием. Он же, по преданию, благовествовал Воскресение Христово мироносицам, поведав им, что Спасителя нет во гробе и Господь восстал из мертвых.

 

фреска Явление Ангела женам-мироносицам

Явление Ангела женам-мироносицам, фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешево, Сербия, до 1228 года

В православной иконографии святой Архангел Гавриил обычно запечатлен с оливковой ветвью в руках — символом примирения Бога и творения. Встречаются также изображения Ангела-Благовестника с цветущей райской ветвью или лилией. Его образ вместе с образом Пресвятой Богородицы нередко помещают в храме на царских вратах. Архангел Гавриил также часто изображается на северных дверях иконостаса. Иногда его изображают со сферическим зерцалом в руке или со свечой внутри светильника. Архангел Гавриил также один из щитодержателей на гербе Российской империи.

Возможно, Архангел Гавриил первоначально считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи в статье за 1037 год указано, что Ярослав Мудрый построил на Золотых воротах церковь в честь Благовещения, чтобы «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою святыя Богородицы и Архангела Гавриила». Об этой же церкви митрополит Иларион пишет: «Да еже целование Архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ онои бо: "Радуися, обрадованая! Господь с тобою!", къ граду же: "Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!"» (БЛДР. Т. 1. С. 50).

Древнейший каменный храм, освященный на Руси во имя Архангела Гавриила, был построен в 1413 году в Новгороде на улице Хревковой на Неревском конце. В Благовещенском соборе Московского Кремля имеется также придел в честь Архангела Гавриила. В 30-х годах XVI века церковь во имя Архангела Гавриила — небесного покровителя великого князя Василия III — была возведена в Кирилловом Белозерском монастыре. K 1551 году относится первое упоминание о церкви во имя Архангела Гавриила на Чистых прудах (построенная в 1704–1707 на этом месте одноименная церковь получила название Меншикова башня).

В крещении многие русские князья носили имя Гавриила: Ярополк Изяславич († 1086), Всеволод Мстиславич († 1138), Ярослав Мстиславич († 1198), Ярополк Ярославич († после 1214), Святослав Всеволодович (†1253), Василий III Иоаннович († 1533) и другие.

 

Большой герб Российской империи

Большой герб Российской империи

Собор Архангела Гавриила Православной Церковью празднуется дважды в году: на следующий день после Благовещения и 26 июля.

В XVII веке в Константинополе освятили небольшой храм в честь Архангела Гавриила. Православный Царьград был тогда уже под властью Османской империи, поэтому освящение, которое произошло 26 июля, стало значимым событием. Оно вошло в церковный календарь как второй Собор в честь Архангела Гавриила.

Кроме этих общецерковных празднований, известен Собор Архангела Гавриила в Адине, который празднуется 24 июня. На Святой Горе Афон в пещере возле Кареи в месте, называемом Адина, жили старец и послушник. Накануне воскресенья 24 июня 982 года старец пошел на всенощное бдение в монастырь, а послушник остался в келлии. В полночь незнакомый монах попросился на ночлег. Гостеприимный послушник пригласил инока на молитву. Когда они дошли до молитвы «Честнейшую херувим», гость добавил слова: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего» — так, по его словам, в их местности величают Божию Матерь. Послушник в умилении попросил незнакомца записать слова этой молитвы, что тот и исполнил, начертав текст… перстом на каменной плите. Инок представился Гавриилом и стал невидим. Собор афонских старцев определил, что келлию посетил Архангел Гавриил. Песнопение «Достойно есть» состоит из двух частей: «Честнейшую херувим» — ирмоса трипеснца Великой пятницы, составленного Космой Маюмским († 787), и «Достойно есть» — припева более позднего времени. С тех пор ангельская молитва звучит во всем мире, а келья до сих пор так и называется — «Достойно».

Память Архангела Гавриила празднуется также 21 ноября в Соборе Небесных Сил бесплотных.

 

Храм Архангела Гавриила в Белгороде

Храм Архангела Гавриила в Белгороде, Россия

Вспоминая в праздник Собора Святого Архангела Гавриила его многократные явления людям в истории Ветхого и Нового Завета, ревностное исполнение им воли Божией и веря в его ходатайство о христианах перед Господом, попросим заступничества и предстательства святого Архангела и за нас, грешных:

«На Небесех зря Божию славу и на земли с высоты подая благодать, начальниче Ангелов, мудре Гаврииле, Божия славы служителю и мира Божественный поборниче, спасай, соблюдай вопиющия ти: сам буди помощник, и никтоже на ны».

(Кондак, глас 2)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. — Москва: «Ковчег», 2010.
  2. Баталов А. А. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996.
  3. Благовещение Пресвятой Богородицы — Русская вера (ruvera.ru)
  4. Архангел Гавриил — Культура и искусство Уроки культуры (urok-kultury.ru)
  5. Русская книжная миниатюра XV века — Искусствоед.ру — сетевой ресурс о культуре и искусстве (iskusstvoed.ru)
 

08.04.2024

Просмотров: 581
Рейтинг: 5
Голосов: 13
Оценка:
Комментировать