Преподобный Иосиф Песнописец, творец канонов
«Покаяния источник неисчерпаемый, утешения податель нескончаемаго и умиления пучина еси, Иосифе, слезы нам подаждь покаяния божественнаго, имиже утешение, зде плачущеся обрящем от Бога, твоея помощи просяще, святе».
(Кондак, глас 4)
В созвездии создателей церковного богослужения, таких как преподобный Роман Сладкопевец, святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, преподобный Андрей, архиепископ Критский, святитель Герман, патриарх Константинопольский, преподобный Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, преподобный Феодор Студиит и брат его Иосиф, епископ Солунский, преподобный Феофан, епископ Никейский и святитель Мефодий, патриарх Константинопольский, особым светом сияет творчество преподобного Иосифа Песнописца. Русский богослов XIX века Епифаний Григорьевич Нестеровский в своей «Литургике» пишет: «Период восьмого и девятого веков отличается тою замечательною особенностию <…>, что в это время почти непрерывно появлялись святые мужи, обладавшие высоким духовным даром песнопений. Такое явление в Церкви Христовой совершилось по особому смотрению Господа, Владыки и Главы Церкви. Этого требовали тогда, а не прежде, обстоятельства того времени и польза Церкви. В церковных песнопениях заключается полное учение о всех догматах и истинах Православной Церкви. Но до VIII века учение веры не было еще изложено так ясно, раздельно, определенно и неизменно, [каким] оно явилось после семивековой борьбы Церкви с неправоверием и ложным мудрованием. А потому еще не время было воспевать высокие догматы веры в торжественных песнопениях <…>. Но когда Церковь восторжествовала над всеми ересями и заблуждениями, тогда она облекает догматы веры в священные песнопения, воспевает победу веры над врагами веры и Церкви».
Абсида храма Святой Софии — Премудрости Божией в Константинополе (сегодня Стамбул)
Преподобный Иосиф Песнописец жил в IX веке, когда трудами святых Космы Маиумского, Иоанна Дамаскина и других подвижников были уже составлены каноны великих и двунадесятых праздников, введено пение по восьми гласам, построена основная структура Октоиха. И всё же церковное богослужение было завершено именно трудами преподобного Иосифа Песнописца. Позднее церковное песнотворчество заметно ослабевает и лишь изредка пополняется трудами отдельных церковных писателей, поскольку весь круг церковного богослужения представился в основном завершенным.
По свидетельству профессора Московской духовной академии А.П. Голубцова, до святого Иосифа в церковной гимнографии имелось всего до 200 канонов на дни праздников и святых, преподобный же Иосиф один составил более 220 канонов. Трудами этого отца и других песнописцев к началу X века были определены основные формы церковной службы, сформирован полный месяцеслов с установленным кругом праздников. А к XI веку были уже составлены полные месячные Минеи со службами на каждый день месяца (ранее были только Минеи праздничные).
Патриарх Алексий I (Симанский) заметно выделял из ряда других духовных писателей преподобного Иосифа Песнописца, указывая в своих беседах на спасительную направленность его канонов: строки тропарей и икосов этого святого ведут сердце молящегося к покаянию и спасительному умилению.
Преподобный Иосиф Песнописец
Основными трудами преподобного Иосифа Песнописца являются каноны, поемые и читаемые на утрени. К тому времени канон уже сложился как законченное уставно-богослужебное произведение, и, по существу, преподобный дополнил своим творчеством труды церковных песнописцев предыдущих эпох. Многие каноны святым в Минее уже были написаны преподобными Иоанном Дамаскиным, Феофаном и другими песнописцами; преподобный же Иосиф привел Минею в порядок, прославив тех святых, имена которых были менее известны и на память которых каноны не были написаны. В каноны святым, которых он прославил, преподобный Иосиф вложил всё усердие и любовь своего сердца. Воспевая их подвиги, преподобный Песнописец вдумывался в условия и обстоятельства жизни святых, находя для каждого только ему соответствующий образ слова. Как правило, все каноны преподобного Иосифа, за редким исключением, в заключительной, 9-й песни акростихованы именем своего создателя.
Он также писал каноны на предпразднства двунадесятых праздников; на Положение ризы и пояса Богоматери; на Происхождение древ Креста Господня. Особо должен быть помянут его канон Пресвятой Богородице на день Похвалы — при акафисте. В Цветной Триоди ему принадлежат канон на Вознесение Господне и трипеснцы от Пасхи до Пятидесятницы, а также по одному тропарю Богородице в песнях пасхального канона.
Святой Иосиф, по слову святителя Филарета Черниговского, оставил столько канонов, сколько никто другой из церковных писателей. В Минее, согласно данным архиепископа Филарета, имеется 104 канона с указанием имени Иосифа. Преосвященный отмечает, что преподобному Иосифу принадлежит в общей сложности 211 песнопений, из них 175 канонов, 30 трипеснцев, 6 четверопеснцев. Таким образом, неслучайно преподобный Иосиф почтен именем Песнописца. Труд его обнимает все стороны, все части богослужебного годового круга, все не отраженные до него события. Его каноны отмечаются во всех богослужебных книгах: они есть во всех гласах Октоиха, причем на каждый день недели, за исключением воскресных. Обильно представлены каноны святого Иосифа Песнописца в различные месяцы Минеи, его труды имеют место в Постной и Цветной Триоди.
Постная Триодь, творения прп. Иосифа Песнописца
Несомненно, это был труд всей жизни преподобного. Вот почему, закончив написание канонов для осмогласника (Октоиха), в последнем каноне 8-го гласа преподобный Иосиф в краестрочии этого канона святым мученикам, иерархам, преподобным и усопшим восклицает: «Осмогласника новаго божественный конец. Труд же Иосифов».
Преосвященный Филарет, говоря о канонах преподобного Иосифа, пишет: «Покаянные каноны Иосифа превосходны: они дышат глубоким сокрушением о грехах и надеждою на Господа Иисуса: ни одного из них нельзя читать без того, чтобы не чувствовать умиления; все вообще недельные каноны песнопевца таковы, что если читать их каждый день, то и каждый день могут они доставлять душе обильную пищу».
Преподобный Иосиф был уроженцем Сицилии, здесь прошли его детские и отроческие годы. Из-за набегов варваров родители святого, Плотин и Агафия, переселились в Грецию (в Фессалию). На 15-м году жизни преподобный Иосиф оставил родителей и вступил в Солунскую обитель, где вел строгую монашескую жизнь. В монастыре, кроме других послушаний, он занимался чтением и списыванием божественных книг. Настоятель и братия убедили его принять сан пресвитера, в котором он продолжал свои подвиги, «часто Божественныя Тайны совершая, — пишет святитель Димитрий Ростовский — со слезами же о себе и о всем мире моляся».
Преподобный Григорий Декаполит, посетивший Солунский монастырь, заметил преподобного Иосифа и упросил игумена с братией отпустить святого с ним в Константинополь для укрепления православных в противостоянии иконоборчеству, которое возобновил Лев Армянин. В столице святые поселились при церкви мучеников Сергия и Вакха. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, убеждая их не поддаваться нападкам еретиков.
Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелым: иконоборцем был не только император, но и патриарх. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и Папа Лев III, неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Преподобный Иосиф, как наиболее стойкий и красноречивый, был отправлен в Рим для извещения Папы о гонениях на Церковь, но по воле иконоборца его схватили пираты-арабы, привезли на остров Крит и заключили в темницу. Святой Иосиф мужественно исповедовал почитание святых икон и безбоязненно поддерживал заключенных в темнице, направляя их к подвигу исповедничества.
Проведя в заключении 6 лет, святой был сохранен Промыслом Божиим для уготованного ему подвига гимнотворчества. В Рождественскую ночь 820 года святитель Николай Чудотворец чудесно освободил от уз святого Иосифа: явившийся святитель дал преподобному свиток со словами: «Прими свиток и съешь его». В свитке было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися яко Милостив на помощь нашу, яко можеши, хотяй». Преподобный исполнил повеление и сказал: Коль сладка гортани моему словеса сия (ср.: Пс. 118: 103). Святитель Николай велел ему пропеть эти слова. После этого оковы сами спали с преподобного, двери темницы отворились, он свободно вышел и чудесным образом был поставлен близ Константинополя. Впоследствии преподобный неустанно будет воспевать святителя, и в Октоихе почти в каждом гласе мы видим каноны святителю Николаю, подписанные именем святого Иосифа Песнописца.
Святой Преподобный Иосиф Песнописец. Фреска монастыря Воронец, Румыния, XVI век
Возвратившись в Константинополь, преподобный Иосиф создал обитель в уединенном месте близ церкви святого Иоанна Златоуста. Сюда перенес он мощи святого апостола Варфоломея, которые получил еще в Фессалии, и построил в его честь храм. Имея великую любовь к апостолу Варфоломею, святой желал сложить духовные песни ко дню его памяти, но не дерзал сам их составить. Сорок дней со слезами молился преподобный Иосиф, готовясь к празднику памяти апостола. В навечерие праздника в алтаре ему явился апостол Варфоломей, возложил ему на грудь Святое Евангелие и благословил писать церковные песнопения со словами: «Да благословит тебя десница Всесильного Бога, и да прольются на язык твой воды Небесной Премудрости, сердце твое да будет храмом Духа Святаго и песнопения твои да усладят вселенную». Это событие стало во главу жития преподобного Иосифа: в его жизни произошел глубокий внутренний переворот, и он воспел не одного только близкого ему и возлюбленного им апостола Варфоломея. Его писания охватили и глубокие покаянные вздохи ко Господу; святой воспел Пречистую Матерь Божию, своего избавителя из темницы святителя Николая и многих других святых.
В царствование Феофила (829–842) преподобный Иосиф за почитание святых икон вновь оказался в изгнании и был сослан из Константинополя в Херсонес, где пребыл в темнице 11 лет до смерти императора-иконоборца. Возвращенный в Константинополь императрицей Феодорой, исповедник был поставлен патриархом Игнатием в сосудохранители церкви Святой Софии. Патриарх Фотий также очень почитал преподобного, вручил ему «все церковное строение» и поставил его духовником константинопольского клира. Патриарх называл преподобного Иосифа человеком Божиим, Ангелом во плоти и отцом отцев.
За свою долгую страдальческую жизнь, за свое исповедничество истин Православия в дни долгих тюремных заключений преподобный Иосиф приобрел дар прозорливости и дар обращать грешников к покаянию. Отец отцев видел грехи, которые от него утаивали, но не обличал согрешивших, а увещевал, доводил душу до умиления и полного раскаяния. Таким образом преподобный Иосиф Песнописец угодил Богу не только как гимнограф. Не в меньшей мере его можно почитать как духовного отца и основателя старчества.
Богослужебные книги, в которые включены творения преподобного Иосифа Песнописца
Сами песнотворческие труды преподобного Иосифа прежде всего — неисчерпаемый источник покаяния. Будучи опытным гимнографом, вдумывающимся в различные судьбы святых, о многом преподобный Песнописец свидетельствовал, несомненно, от собственного опыта. Так, в каноне преподобному Иоанникию Великому (4 ноября) святой пишет: «Шествовал еси, преподобне, тесный и прискорбный путь, божественными восхожденьми сердца и видении расширяемь». Неоднократно будучи сам заключаем в темницу и проходя путь узкого иноческого жития, преподобный Иосиф опытно знал видения, которые расширяли его сердце в божественном восхождении и приближении к Богу. А в каноне святым мученикам Ермилу и Стратонику (13 января) преподобный, обращаясь к святому Ермилу, найдет в своем сердце и скажет такие слова: «Течаше медоточное от уст твоих слово, горесть уныния Стратоника твоего сострадальца укрощающее».
В краткой, чрезвычайно образной форме в каноне святым мученицам Минодоре, Митродоре и Нимфодоре (10 сентября) святой Иосиф пишет: «Изострившеся любовию Творца, притуписте жала змииная в женстем телеси мужеския восприемше подвиги». Вероятно, мысль, что можно истончиться, изостриться любовию Творца, преподобный Песнописец нашел также в своем сердце от опыта иноческой жизни. К слову об истончении любовию Божественною присоединяется утверждение, что такое истончение притупляет жало грехов.
Преподобный Иосиф был извещен Богом о своей приближающейся кончине в конце Великого поста 883 года. В Великую Пятницу он составил и отослал патриарху опись всего вверенного ему церковного имущества и стал готовился к своему исходу. Помолившись и причастившись Божественных Таин, преподобный Песнописец, по слову святителя Димитрия Ростовского, «возде к небеси руце свои, светлым же и радостным лицем предаде Богу святую свою душу». Это совершилось в ночь со среды на четверг Светлой седмицы.
Один из друзей святого Иосифа, находившийся недалеко от места, где почил преподобный, сподобился увидеть, как лики святых во главе с Богоматерью встречали его душу и сопровождали ее отшествие от земли на небо. Это были те святые, жизнь и страдания которых преподобный Иосиф прославил в своих песнях. Были и другие откровения о смерти преподобного Иосифа и о том, что душа его «провождена есть к небеси и пред Лице Божие поставлена». Так составился и завершился труд земной жизни одного из преискренних рабов Божиих — исповедника, духоносного старца, преподобного отца и песнописца Иосифа. Он не только написал столько канонов, как никто другой, но и создал особый стиль этих церковно-богослужебных произведений, увенчав своими трудами славный период расцвета духовной лирики Церкви.
Неф храма Святой Софии в Константинополе
Возлюбивший Бога от юности, даже отрочества, переживший разлучение с родиной, обретший вторую родину в обители Солунской и нашедший душу свою в подвиге иноческом, преподобный Иосиф пронес через всю жизнь живую и действенную Христову любовь к душе человеческой. Ее он возлюбил и узнал в образе святых, которых воспел в своих песнях; ее он ценил и искал вокруг себя в темницах, где неоднократно страдал, в обществе иноков, где проходил стадии своей монашеской жизни, в трудной и блестящей обстановке столичного Константинополя, — всюду ее улавливал, стяжевал, находил. Ради спасения и обретения этой души он развивал в себе и чудный свой поэтический дар, который преимущественно употреблял на то, чтобы открыть и показать, яко благ Господь, и к этому Богу истинному, живому призвать души человеческие. Этот зов не теряет своей силы и достигает и наших душ за богослужением.
«Словесное твое стадо поминати не престай, но, якоже жив, предстательствовал еси, мудре, сице жизнь нетленную подая буди, телесных страстей и душевных изымая, отче, ко Христу молитвами твоими».
(Тропарь 9 песни канона преподобному Иосифу Песнописцу)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Церковные песнотворцы / Монахиня Игнатия. — Москва: Изд-во Моск. подворья Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (Ярославль: Ярославский полиграфкомбинат).
- Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность / Протоиерей В.А. Рыбаков. — Москва: Русская книга, 2002. — 653 с. / Т. 1. — 9–262 с.; Т. 2.
- Голубцов А. П.Из чтений… Ч. 2. Литургика.
- Журнал Московской Патриархии 04-2008 (msu.ru)
- 17 апреля. Преподобного Иосифа песнописца (883) (zastupnica-losinka.ru)
- Литургическое наследие Преподобного Иосифа Песнописца | Правмир (pravmir.ru)
17.04.2024