X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Благовещение Пресвятой Богородицы

Событие праздника

Когда настало время Сыну Божию соделаться человеком, в целом мире не было святее и достойнее Девы Марии «бесплотного воплотити Бога и послужити таинству спасения нашего». Живя в обители храма Иерусалимского до совершеннолетия и непрестанно упражняясь в Богомыслии, молитве и чтении книг Божественных, Святая Дева, по сказанию отцов Церкви, знала о приближавшемся времени пришествия обетованного Мессии не только из пророчеств, но и по непосредственному откровению от Бога, благоволившего предвозвестить Ее о воплощении от Нее Сына Божия.

праведный иосиф

Незадолго до Благовещения (по преданию — около четырех месяцев) Святая Дева обручена была праведному Иосифу, чтобы он был защитником и свидетелем Ее целомудрия и чтобы Ее священное девство не казалось осуждением брака. По обручении Она жила в доме Иосифа в галилейском городе Назарете. Предание говорит: «И был Иосиф святый мнимый Ее муж, целомудренный хранитель девства Ея и служитель девическому житию, великия святыни исполненному. В доме своего обрученника Пречистая Дева не изменила прежнего Своего жития, которое вела во Святая святых. Она ни в чем ином упражнялась, как только в молитве, в чтении Божественных книг и в обычном приличном рукоделии. Для Нее дом Иосифов был как храм молитвенный, из коего Она никуда не выходила и ни с кем не беседовала, разве с дочерьми Иосифа».

икона благовещения

В галилейский город Назарет, в дом Иосифа, ко Св. Деве Марии, в шестой месяц по зачатии Иоанна Крестителя, послан был Архангел Гавриил возвестить Ей тайну воплощения от Нее Бога Слова. Радуйся благодатная: Господь с тобою: благословенна ты в женах, — приветствовал ее небесный вестник словами, которые Церковь ныне ежедневно повторяет в молитве: «Богородице Дево, радуйся!»

Пред явлением Архангела Св. Дева пребывала в молчании, упражняясь в чтении Писания и в богомыслии. Она же видевши смутися о словеси его и помышляше, каково будет целование сие. И рече Ангел Ей: не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца. Рече же Мариам ко Ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю? И отвещав Ангел рече Ей: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий: и се, Елисавет южика Твоя, и та зачат сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол. Рече же Мариам: се Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1: 29–38). Так «Архангеловым гласом отгнано погибельное слово диавола — искусителя праматери Евы!».

целование елизаветы

После Благовещения Мария пошла к родственнице своей, праведной Елисавете, и истина тайны Благовещения открылась при свидании их. Когда, пришед в дом Захариин, благодатная Дева приветствовала Елисавету, благодать Св. Духа исполнила ее и ее младенца. Во чреве Елисаветы взыграл младенец радостью и исповедал воплотившегося Господа, а мать, исполнясь Духа Святого, в чувстве святейшего восторга назвала Марию благословенною в женах, матерью Господа, блаженною: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего: и откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? …блаженна Веровавшая… (Лк. 1: 42–45). Мария ответствовала Елисавете пророчественными словами смиренного благодарения Богу: …величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вcи роди (Лк. 1: 46–48).

на праздник благовещения в храме

Наименование и древность праздника

В воспоминание Архангельского Благовещения Пресвятой Деве Православная Церковь ежегодно совершает праздник, который, согласно со словами благовестника Пресвятой Деве Марии: радуйся благодатная, и сообразно с тою радостью, какою сопровождалось благовестие о воплощении Сына Божия, назван Благовещением Богородицы. «Куда обрадованная Благовещением Мария ни приходила, там все исполнялось радости», — говорит св. Златоуст.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы начался с первых времен христианской Церкви. О древности его свидетельствуют в своих поучениях, произнесенных в этот праздник, св. отцы: III века св. Григорий Неокесарийский, IV века св. Афанасий Александрийский, св. Иоанн Златоуст, блаженные Иероним и Августин и другие. Иероним пишет, что в Назарете, на том самом месте, где Архангел благовествовал Деве Марии о зачатии от Нее Спасителя, сооружен был храм в память Благовещения Богородицы. Августин говорит: «Предками предано Церкви, что воплощение совершилось 25 марта». И без сомнения, по этому преданию день Благовещения был праздником от времен апостольских, согласно с Евангелием, которое изображает событие Благовещения высоким праздником в доме Иосифа и Захарии.

Св. отцы Церкви в своих писаниях объясняют и то, почему Сын Божий благоволил воплотиться в 25-й день марта (как называют его римляне). Христос воплотился в утробе Девы в 25-й день марта потому, отмечает св. Афанасий, что в этот день первоначально Бог создал человека. Св. Анастасий, архиепископ Антиохийский, писатель VI века, основываясь на Предании, говорит «что сотворение человека было в 25-й день марта; поэтому и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от Нее воплощение Спасителя и предвозвестить ей имеющее совершиться чрез Нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан». В V веке Анатолий Константинопольский, в VII Андрей Иерусалимский, в VIII св. Дамаскин, в IX Феофан и другие написали многие хвалебные песни на день Благовещения Богородицы, которыми ныне Церковь прославляет событие Благовещения.

икона праздника

Важность праздника

День Благовещения есть древний, великий, двунадесятый праздник вселенской Церкви. Событие Благовещения изображается в Евангелии высочайшим, всемирным, всерадостным, вечным, божественным. По словам Церкви, оно есть главизна нашего спасения, явление таинства от века предопределенного, исполнение благословения, данного Богом Аврааму, Исааку, Иакову, Давиду. В настоящий день благословенная в женах зачала семя благословения для всех племен земных (см.: Быт. 22: 18). В настоящий день Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1: 14); Бог соединился с человеками и все преобразования и пророчества ветхозаветные об этом благодатном и обетованном событии в лице Пресвятой Девы Марии исполнились. В настоящий день она действительно сделалась раем, как поет Церковь: «Таин еси, Богородице, рай». Она зачала и произрастила благословенный плод — Христа Бога нашего, плотию и кровию Коего питаются верующие для жизни вечной. Лествицею, виденною Иаковом, коею снишел с небес Сын Божий для спасения мира (ср.: Быт. 28: 12).  Чермным морем, в коем, как славословит Церковь, «неискусобрачныя невесты образ написася иногда: тамо Моисей, разделитель воды, здеже Гавриил, служитель чудесе, тогда глубину шествова немокренно Израиль, ныне же Христа роди бессеменно Дева. Море, по прошествии Израилеве, пребысть непроходно: непорочная, по рождестве Еммануилеве, пребысть нетленна». Купиною, в коей Господь «Моисею Девы чудо на Синайской горе прообразил», как произносит Церковь. Купина, горевшая огнем, но не сгоравшая, прообразовала приснодевственную Марию; и как купина освятилась снисшествием Господа (См. Исх. 3: 5), так Сама Божия Матерь, чрез воплощение от Нее Сына Божия, сделалась честнейшею Херувимов. Столпом огненным и облачным. Древле в этом столпе сам Бог руководил израильтян в пустыне (См. Исх. 13: 21): так Пресвятая Дева Мария носила в Себе Бога, руководящего всех в землю вечного наследия. Скинею свидения, селением Бога и ее существенными принадлежностями, как то: кивотом завета, златою стамною, носящею манну плоти и крови Сына Божия, которыми питаются и оживотворяются верующие; чудодейственным жезлом, из коего произник благоухающий цвет — Христос Господь; одушевленным престолом Вседержителя, пред которым с благоговением предстоят Херувимы; златым свещником, — от коего воссиял истинный свет всему миру (Ср.: Евр. 9: 1–9); Руном, на которое низошла роса небесная, когда вся земля была суха от беззаконий (Ср.: Суд. 6: 37–40); вратами храма, виденного Иезекиилем. Сия врата заключенна будут, и неотверзутся, и никтоже пройдет ими; яко Господь Бог Израилев пройдет ими и будут заключений.

Сообразно со словами Евангелия прославляют событие Благовещения св. отцы в своих писаниях и Церковь в своих песнопениях и постановлениях на праздник Благовещения. Св. Афанасий Великий называет этот праздник господским.

отец андрей лемешонок

Продолжительность и богослужение праздника

Праздник Благовещения бывает и продолжается различно: начинаясь с четверга 3-й недели Великого поста восходит до среды Светлой седмицы. Если случится прежде Лазаревой субботы, продолжается три дня; если в эту субботу, то два дня с одним предпразднством; если же в седмицу Страстную или Светлую, то один день.

Богослужение в праздник Благовещения Церковь начинает всенощным бдением, на великом повечерии которого прославляет, как и во дни Рождества Христова и Богоявления, воплощение Божества в человечестве пением пророческих слов: С нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог. Евангелие на всенощном благовествует о событии Благовещения и есть то же, которое произносится на всенощном в праздники Рождества и Введения Богородицы. Пред литургиею в день Благовещения установлено исходить «со кресты с литиею вне монастыря» в знак особенного умилостивления Бога и торжества.

Праздник Благовещения большею частью бывает в Великий пост, во дни коего совершается по Уставу Православной Церкви иногда литургия св. Иоанна Златоуста, иногда св. Василия Великого, а иногда литургия Преждеосвященных Даров. Шестой Вселенский Собор, бывший в 691 году, 52-м правилом определил не совершать в праздник Благовещения, в какой бы день Великого поста ни случился он, литургии Преждеосвященных Даров и тем показал величие праздника. Апостол на литургии возвещает нам об истинном соединении Божества и человечества в лице воплотившегося Сына Божия. Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола… (Евр. 2: 14) Евангелие благовествует о событии воплощения (см. Лк. 1: 24–38).

По великому торжеству Благовещения празднование ему не отлагается даже на Пасху, и самый пост ослабляется, если это торжество случится в Св. Четыредесятницу. На другой день праздника Благовещения Церковь с благодарными песнями собирается для богослужения в честь Архангела Гавриила — благовестника Марии о воплощении от Нее Сына Божия.

люди в храме

Смысл и значение праздника

Праздник Благовещения, служа ко славе воплощения Бога Слова, между прочим прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств во Иисусе Христе. «Мы проповедуем, — говорит св. Афанасий Великий, — не только воплощение, но с воплощением и вочеловечение Сына Божия, дабы не показаться, что мы подобно нечестивым лжеучителям принимаем воплощение Его за бездушное и неразумное. Говоря о воплощении и вочеловечении, мы приемлем и плоть, и означаем душу разумную». Церковь в день Благовещения поет при богослужении: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает» и прочее.

Примером Пресвятой Девы праздник Благовещения, свидетельствуя о соединении Божества с человечеством, научает нас высокому смирению и непоколебимой вере при непостижимых тайнах Слова Божия, умудряющего нас во спасение. В словах благовестника Пресвятой Деве изображается чудное сочетание человеческого и божественного, земного и небесного, временного и вечного, — сочетание непостижимое для ума человеческого. Архангел говорил Деве: се зачнеши во чреве, и родиши сына и наречеши имя ему Иисус. Здесь слова Архангела указывают на человеческое рождение. Но Сей будет ее велий и Сын Вышняго наречется, — здесь слова благовестника обращены к Божеству Воплощающегося. И даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, — здесь опять слова о видимом наследии престола Давидова. И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца, — здесь напротив слова о царстве духовном и вечном. Какое непостижимое соединение Божества и человечества! В объяснение сей недомыслимой тайны благовестник присовокупил только, что воплощение совершится наитием и осенением Духа Святого, — всемогущею благодатию Божиею, и Пресвятая Дева со смирением и верою приняла небесные глаголы. В простоте смирения и веры своей соделалась высочайшим орудием воплощения для Невместимого, невестою неневестною. Высоко смирение! Божественна вера! Блаженна веровавшая.

Св. Дмитрий, митрополит Ростовский, размышляет: «Послан бысть Ангел во град галилейский, ему же имя Назарет. Галилея была страна языческая, хотя отчасти населена и израильтянами: однако более язычниками; поэтому и в Писании говорится о ней: Галилеа язык (Мф. 4: 15). И эта страна у израильтян была в презрении, как населенная грешными людьми иноязычными и неверными. Иудеи с упреком говорили о Галилее: испытай и виждь, яко пророк от Галилеи не приходит (Ин. 7: 52). Также и Назарет, город галилейский, был у них в уничижении; они говорили о нем: от Назарета может ли что добро быти? (Ин. 1: 46). Но посмотрите Божие изволение: где Господь восхотел иметь пречистую Себе Матерь: не в стране иудейской, ни во святом великом городе Иерусалиме, но в грешной Галилее и в малом Назарете, да покажет, что Он грешных ради пришел на землю: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мк. 2: 17), и от неверных верную себе собрать Церковь; и что Он на смиренных и уничиженных призирает милостиво, а не на гордых и славных. И в малом городе Назарете избирает Себе в сем мире последнейшее место, и смиряется даже до рабия зрака (ср.: Флп. 2: 7). Малый город был Назарет, но сколь великой благодати сподобился, какой не удостоились все прочие израильские, великие, до небес возносящиеся, грады! В Назарете малом обитала высшая всех святых Ангелов Дева; туда Гавриил посылается, там Дух Святый Ее осеняет, там Бог Слово воплощается: ибо где смирение, там и слава Божия воссияет. Гордые враждебны Христу, смиренные же приятны Ему».

на праздничном богослужении

Из книги протоиерея Григория Дебольского «Дни богослужения
Православной Кафолической Восточной Церкви»

07.04.2024

Просмотров: 377
Рейтинг: 5
Голосов: 17
Оценка:
Комментарии 0
4 года назад
Пресвятая Богородица, спаси нас! Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать