Сорок воинов Царя Христа
«Терпяще настоящая доблественне, радующеся надеемыми, друг ко другу глаголаху святии мученицы: не бо риз совлачимся, но ветхаго человека отлагаем. Люта зима, но сладок рай, болезнен лед, но сладко восприятие, не уклонимся убо, о воини! мало претерпим, да венцы победными увяземся от Христа Бога и Спаса душ наших».
(Стихира на Господи, воззвах, глас 2)
Ежегодно наш великопостный путь освящает подвиг 40 мучеников Севастийских, память которых Церковь совершает 22 марта. В богослужебных чинопоследованиях этот день отмечен особо: накануне мученикам совершается полиелейная служба, а 22 числа — литургия Преждеосвященных Даров. Святители Василий Великий, архиепископ Каппадокийский, Григорий Нисский уделяли подвигу этих святых особое внимание в своих беседах. Позднее святых страдальцев прославляли преподобные Ефрем Сирин, Феодор Студит и другие подвижники. Преподобный песнописец Иоанн Дамаскин составил им службу. «Сорок Севастийских мучеников» — один из излюбленных сюжетов фресок, икон, книжных миниатюр. Образ святых увековечили самые искусные мастера, используя драгоценные материалы.
С самого начала Церковь в Севастийских мучениках увидела и почтила то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви: тот выбор, который они сделали. Так или иначе в своей жизни перед этим выбором оказывается каждый: либо ради Христа Иисуса жертвует своим благополучием, покоем, довольством, а порой и жизнью, либо «ради хлеба куса» поступается тем, что свято. Бывают испытания, которые охватывают всю Церковь. И в гонениях, которые были в древней Церкви, и в тех, что были в самое недавнее время, присутствовал этот момент: одни избирали Христа, а другие, иногда даже как будто уже приближаясь к тому, чтобы получить мученический венец, отрекались от Него. А среди людей, которые были к Церкви безразличны, и даже среди ее гонителей внезапно обретались исповедники веры.
Севастия — современный Сивас в Турции — место дислокации 12 римского легиона в 320 году
Миланский эдикт, подписанный императорами Константином и Ликинием в 313 году, вывел Церковь из катакомб: христианство было признано в Риме государственной религией. Однако на окраинах империи, в провинциях, где начальствовали язычники, гонения нередко продолжались. В 320 году в городе Севастия в Малой Армении (сегодня это город Сива́с на территории Турции) стоял славный XII Молниеносный легион — одна из старейших римских воинских частей. В нем служили 40 христиан из Каппадокии. Это были лучшие из лучших: мужественные воины, известные своими подвигами и воинскими победами, наделенные красотой, силой, умом и многими талантами.
По церковному преданию, зимой того же 320 года они отказались выполнить приказ командира Агриколая, требовавшего от них принять участие в языческом жертвоприношении. Ни лесть, ни угрозы не имели действия — воины отвергли все посулы, и военачальник заключил их в тюрьму. Когда в Севастию прибыл знатный сановник Лисий, воинам вынесли смертный приговор. Узников таинственно укрепил Сам Господь, утешив их словами: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
С узников сняли одежды и вывели на мороз. 40 воинов плечом к плечу, как раньше они стояли в битве, теперь стали в ледяном озере, вооружившись молитвой. Они просили, чтобы Господь укрепил их понести подвиг до конца. Святитель Василий Великий, особо почитавший Севастийских мучеников, вкладывает в их уста такие слова: «Не одежду скидаем с себя, но отлагаем ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных (ср.: Еф. 4: 22). Благодарим Тебя, Господи, что с этою одеждою свергаем с себя грех; чрез змия мы облеклись, чрез Христа совлечемся. Не будем держаться одежд ради рая, который потеряли. Тяжко ли для раба потерпеть, что терпел и Владыка? Лучше же сказать, и с самого Господа мы совлекли одежды. Это была дерзость воинов; они совлекли и разделили по себе Его одежды. Поэтому загладим собою на нас написанное обвинение. Жестока зима, но сладок рай; мучительно замерзнуть, но приятно упокоение…»
Фрагменты мозаики «Севастийские мученики» в Софийском соборе Киева являются оригиналами XI века. Они расположены на северной и южной подпружных арках. На сегодняшний день уцелело 15 мозаичных медальонов
Чтобы сломить волю воинов, мучители поставили на берегу теплую баню, в которой мог согреться любой, пожелавший отречься от Христа. Ночью один из дружины не выдержал и забежал в баню, но мгновенно умер, лишившись и временной, и вечной жизни одновременно.
Севастийские мученики, фреска монастыря Дионисиат, Афон
В третьем часу ночи стороживший страдальцев язычник Аглаий увидел над озером мягкий свет, согревавший обледеневших воинов. Он был поражен: как христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? С высоты на главы мучеников стали спускаться светящиеся венцы, но один остался в воздухе. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду и, разбудив других стражников, с криком «и я христианин!» побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Так их вновь стало сорок, и последний венец увенчал добровольного страдальца.
Наутро видя, что воины не замерзли, мучители перебили им голени. Останки новых мучеников Лисий приказал уничтожить, чтобы христиане не смогли почитать их мощи. Когда тела святых везли на сожжение, оказалось, что младший из них, воин Мелитон, был еще жив. Тогда мать юноши, боясь, чтобы он не ослаб духом, сама донесла его до места страдания, чтобы ее сын не потерял мученического венца. Останки мучеников были сожжены на костре, а кости брошены в реку.
«Проидохом сквозь огонь и воду», русская икона 40 мучеников Севастийских
Согласно житию, спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Ночью епископ с несколькими священниками тайно пришли к реке. Останки, подобно звездам, светились в воде ярким светом. Христиане собрали мощи святых и с честью похоронили их.
По преданию, находясь в темнице, святые продиктовали «Завещание» некоему юноше по имени Евноик. Именно из «Завещания» известны имена сорока мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.
Микромозаика* «Сорок мучеников Севастийских», 1300 г., Византия. Коллекция музея Дамбартон-Окс, Вашингтон
Текст завещания сохранился до наших дней. Он состоит из трех частей: собственно завещания о погребении мучеников в одной братской могиле, наставления христианам и приветствий знакомым священнослужителям и близким людям. Вот отрывок из него:
«Итак, прошу вас, брат Криспин, и заповедую быть чуждыми всякого мирского сладострастия и обмана, ибо слава мира (сего) не крепка, а переменчива: она на короткое время цветет, но немедленно засыхает, подобно траве; заканчивается, еще не начавшись. Но более возжелайте прибегать к Человеколюбцу Богу, Который прибегающим к Нему подает неоскудеваемое богатство, а верующих в Него увенчивает вечной жизнью.
Настоящее время — подходящее для желающих спастись: с одной стороны, оно предоставляет большой срок для покаяния, а с другой — безоговорочное деяние жизни (для тех), кои не откладывают на будущее. Изменения в жизни непредвидимы, однако если ты познал (сие, то) виждь полезное и в сей (жизни) прояви беспорочность Богопочитания, дабы, будучи охваченным ею, стереть тебе рукописание предыдущих грехов, ибо (Господь) сказал: "В чем найду тебя, в том и буду судить".
Итак, тщитесь быть непорочными в заповедях Христовых, чтобы избежать вам неусыпного и вечного огня. Ибо Божественный глас издревле вопиет, что "время уже коротко" (1 Кор. 7: 29).
Итак, прежде всего почитайте любовь, ибо она одна чествует закон братолюбия, по закону повинуясь Богу, потому что и через видимого брата почитается невидимый Бог. Сии слова (относятся) к единоутробным братьям, однако сие мнение (относится) ко всем христолюбцам, ибо и Святой Спаситель и Бог наш сказал, что братьями являются не (только) те, кои сообщаются друг с другом посредством (общей) природы, но соединяются к вере лучшими деяниями и исполняющие волю Отца нашего, Сущего на небесах».
Триптих «40 мучеников Севастийских» конца X — начала XI века из слоновой кости, Эрмитаж
Частицы мощей сорока мучеников распространились по многим местам и их почитание стало повсеместным благодаря усердию святителя Василия Великого, особо почитавшего «сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (из Беседы 19-й на день святых Четыредесяти мучеников). Как писал святитель Григорий Нисский, «останки мучеников были распределены по всей земле, чтобы каждая область получила их благословение». У самого святителя Григория в домовом храме также хранилась частица мощей Севастийских мучеников.
Часовня 40 мучеников Севастийских в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, сегодня это усыпальница иерусалимских патриархов
Иконографическая традиция святых начала складываться с IV века. Чаще всего их пишут всех вместе. На многих образах представлено их мучение в озере, растопленная баня и бегущий к ней Мелетий, сходящие с небес венцы и уверовавший во Христа стражник. Но встречаются и изображения отдельных мучеников. В дивном многообразии изображений 40 Севастийских страдальцев, древних и современных, видится жизненная потребность в этом сюжете. В сознании православных христиан эти святые почитаются как небесные покровители воинства. Мужественное стояние в вере и верность воинскому долгу были необходимы защитникам Отечества во все времена.
В честь Севастийских мучеников строили храмы; в одном только Константинополе их было не менее восьми, в том числе построенных царицей Пульхерией и императором Анастасием. Русский паломник Антоний, посетивший Константинополь в 1200 г., писал о существовании церкви Сорока мучеников у Золотых ворот. В Русской Православной Церкви сорока мученикам Севастийским посвящены храмы в Москве, Саратове, Печорах, Кирове и других городах. Стоят им храмы и в селах.
Церковь Сорока мучеников Севастийских в Переславле-Залесском, 1755 г.
Подвиг совершен, страдальцы увенчаны и ликуют в Горних обителях, Церковь ежегодно торжественным богослужением чтит их память, а озеро, среди которого подвизались за Христа сорок святых воинов исчезло… Сегодня в этой местности из-под земли бьют горячие целебные ключи. Там, где лютая жестокость обрекла на страдания верные Христу души, их молитвой, любовью и дерзновением к Богу теперь врачуются человеческие недуги.
А славный XII римский легион с более чем 370-летней историей постепенно деградировал до уровня гарнизонных отрядов и растворился в общей массе служащих миру сему.
Церковь Сорока мучеников Севастийских в д. Косынь Вилейского района, Беларусь, XVIII в.
Судя по Писанию, испытания, бывшие в IV и в XX веке, еще предстоят Церкви на самом последнем повороте истории. Те испытания, когда каждый человек, вся Церковь, всё человечество должны будут встать перед выбором, перед которым стояли ныне празднуемые сорок мучеников Севастийских. Это будет последний выбор перед кончиной мира. Пусть молитвы святых воинов Севастийских укрепят нас и помогут до конца быть верными Христу.
«В песнопениих восхвалим, вернии, страстотерпцев четыредесять мучеников и к ним сладкопесненно возопиим, глаголюще: радуйтеся, страдальцы Христовы, Исихие, Мелитоне, Ираклие, Смарагде и Домне, Евнике, Уале и Вивиане, Клавдие и Приске. Радуйтеся, Феодуле, Евтихие и Иоанне, Ксанфие, Илиане, Сисиние, Кирие, Аггие, Аетие и Флавие. Радуйтеся, Акакие, Екдикие, Лисимахе, Александре, Илие и Горгоние, Феофиле, Дометиане, и Божественный Гаие, и Леонтие. Радуйтеся, Евтихие и Афанасие, Кирилле и Сакердоне, Николае и Валерие, Филоктиме, Севериане, Худие и Аглаие. Яко имущии дерзновение ко Христу Богу нашему, мученицы всечестнии, Того прилежно молите спастися верою совершающим всечестную память вашу».
(Стихира святых, глас 6)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
------------------------
* Микромозаика — художественная техника, в которой используются необычно маленькие кусочки смальты — тессеры, от 1 до 4 мм. На несколько квадратных сантиметров произведения приходится более тысячи «кирпичиков». Иконы в данной технике производились в очень ограниченных количествах.
При подготовке использовались материалы:
- Иконография Сорока мучеников Севастийских «Иконописное отделение СПбДА (spbda.ru)
- Творения: в 2 т. / свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. — Москва: Сибирская благозвонница, 2008–2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе). / Т. 1: Догматико-полемические творения; Экзегетические сочинения; Беседы. — 2008. — 1135 с. / Беседы. 865–1090 с.
- «Настольная книга священнослужителя», т. 3
- Секреты «суровых» мозаик Софийского Собора — шедевра времен Киевской Руси, не имеющего аналогов в мире (kulturologia.ru)
- «Севастийские мученики» в Софийском Соборе Киева: sergeyurich — LiveJournal
- Иконография святых 40 мучеников Севастийских (monastery.ru)
- Святые сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся / Православие.Ru (pravoslavie.ru)
22.03.2024