Родительские субботы Великого поста
«Смерть бо истинна не яже разлучает душу от тела,
но яже разлучает душу от Бога».
(Свт. Кирилл Иерусалимский)
Православные христиане не расстаются со своими близкими даже после их смерти. Поминая усопших в своих утренних и вечерних молитвах, мы вписываем их в круг нашей жизни.
В период Святой Четыредесятницы покаянные труды верующая душа стремится сочетать с делами любви и милостивого благотворения ближним, без которых духовые подвиги и телесное воздержание теряют свое духовное значение. Одним из проявлений милости является усиленная молитва об усопших. Поэтому Церковь в период Великого поста призывает своих чад посвятить три субботы сугубому молению об отошедших от нас в мир иной.
Субботы трех седмиц Великого поста назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста не совершается поминовение, которое бывает при совершении полной Божественной литургии (на проскомидии, заупокойных ектениях, панихидах, сорокоустах). Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Святой Четыредесятницы, и введены «родительские» субботы: 2-я, 3-я и 4-я, когда совершается нарочитое поминовение усопших. В остальные субботние дни Великого поста совершаются особые празднования: в первую субботу празднуется память великомученика Феодора Тирона, пятая суббота посвящена похвале Богородицы (Суббота Акафиста), шестая — воскрешению праведного Лазаря, друга Господня.
Родительские субботы Великого поста отличаются от двух суббот вселенских — Вселенской родительской субботы в мясопуст, когда преднапоминается последний Страшный Суд, и Троицкой субботы, отмечающей участие усопших в спасении человеческого рода, которое заканчивается событием Сошествия Святаго Духа. В отличие от вселенских, где поминаются все от века преставльшиеся православные христиане, великопостные родительские субботы носят не столь всеобъемлющий характер, и верующие в эти дни сугубо поминают своих усопших сродников. Если в одну из таких суббот случается праздник Благовещения, предпразднство или отдание праздника (в 2024 году предпразднство Благовещения приходится на 2-ю родительскую субботу), то заупокойная служба отменяется, поскольку в Великом посту больше некуда перенести поминальную службу.
Возгревая память об умерших заупокойной молитвой, мы свидетельствуем свою веру в бессмертие душ наших усопших и в то, что в определенный Богом час ставшие землей тела почивших восстанут, по слову Господню, от земли и опять соединятся с их душами. Во свидетельство этой веры поставляется во время заупокойных богослужений кутья, или пшеница с медом. Через это нам показывается, что как зерно, брошенное в землю, согнивает и потом снова оживает, давая всходы, так и тело почившего после истления снова восстанет. Подслащение пшеницы внушает, что восстанут усопшие для лучшей и приятнейшей жизни, чем жизнь нынешняя. Каждение же ладаном во время поминовения усопших совершается в знак того, что души почивших, подобно фимиаму, восходят на небо, и что церковные молитвы о них приятны для Бога.
Схиархимандрит Ефрем (Мораитис), подчеркивая спасительное значение молитвы за усопших, пишет: «У всех нас есть почившие сродники. Наше сострадание к ним должно стать общим состраданием ко всем людям, перешедшим в иной мир. Молитва за них — это великая милостыня. Станем молиться за людей, стоящих перед страхом вечного осуждения. Их страдания и боль пусть станут нашей болью и страданием, дабы оказал им Бог Свою милость, оставил им их прегрешения, пока еще не настало время Великого Суда, после которого уже ничего изменить будет нельзя. <…>
Представьте себя на их месте, представьте, что мы там, а здесь решается вопрос о нашем освобождении. Сколько радости, сколько искренней благодарности ощущали бы мы по отношению к людям, в молитве ходатайствующим о нашем вечном освобождении! Сколько радости почувствовал бы человек в тюрьме, узнав, что кто-то заплатил его долг и теперь он свободен. Вот-вот он выйдет на свободу, сможет увидеть семью, посмотреть на дневной свет, пройти свободно без наручников и кандалов… Земная жизнь так коротка, и поэтому мы так дорожим свободой! Подарим же радость свободы и душам, находящимся в страхе вечного заключения!
Наша милостыня этим людям, этим душам имеет высокую духовную ценность и очень важна в глазах милосердного Господа. Будем же творить эту милостыню и не станем отговариваться собственным недостоинством. Все мы недостойны, и я первый: мы недостойны быть услышанными, так как наш долг перед Богом весьма велик — мы сами несем свое осуждение и несвободны. Но здесь важно другое. Здесь имеет значение любовь, и Бог по любви Своей непременно примет нашу молитву, несмотря на недостоинство нашей души, и помилует тех, о ком мы молимся».
Уходя из этой жизни, усопшие становятся ближе к Господу и также могут ходатайствовать за нас перед Престолом Божиим. Поэтому Церковь молится за богослужением прославленным угодникам Божиим. Но нельзя забывать, что святыми Церковь считает не только внесенных в святцы подвижников. Святыми в Церкви названы все верные — православные христиане, освящающиеся Пречистыми Телом и Кровью Христовыми в таинстве Евхаристии. И если наш ближний при жизни был членом Церкви, исповедовался и причащался святых Христовых Таин, тогда у нас не может быть достаточных оснований считать, что после его смерти он нуждается в нашем поминовении более, чем мы в его молитвах за нас. Святитель Киприан Карфагенский писал: «…Не должно оплакивать братьев наших, по зову Господа отрешающихся от настоящего века. Мы должны устремляться за ними любовью, но никак не сетовать за них: не должны одевать траурных одежд, когда они уже облеклись в белые ризы».
Огоньки свечей, которые мы зажигаем на панихиде, своим пламенем всегда стремятся вверх. Так и мы устремляемся сердцем в горняя, ко Христу и просим Его, чтобы Он позаботился о тех, кто нам дорог. А они, быть может, просят Бога позаботиться здесь о нас. Это единство взаимной любви во Христе умерших и живых людей и есть Церковь Христова. При этом мы надеемся и верим, что по милости Божией встретимся с теми, кого мы так любим, и кто так любит нас, потому что всех нас любит Бог.
«Христос воскресе, разрешив узы Адама первозданнаго, и адову разрушив крепость. Дерзайте вси мертвии: умертвися смерть, пленен бысть и ад с нею, и Христос воцарися, распныйся и воскресый: Той нам дарова нетление плоти, Той воздвизает нас, и дарует воскресение нам, и славы оныя с веселием вся сподобляет, в вере непреклонней веровавшия тепле в Него».
(Стихира на хвалитех в субботу мясопустную, гл. 4)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001.
- Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995.
- Ефрем Святогорец (архим., 1928–2019). Искусство спасения. Т. 1: беседы / старец Ефрем, игум. Монастыря Филофей на Святой Горе Афон; [пер. с новогреч. А.Л. Данилин]. — М.: Святая Гора, 2012.
- Со святыми упокой: О церковном поминовении усопших: Сборник / Сост. мон. Иулиания (Самсонова). — Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2007.
- Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739–1811). ч. IV. — М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999.
- Журнал «Фома», № 8/40.
- Родительские субботы в 2024 году | Поминальные дни (pravmir.ru)
29.03.2024