X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«В Боге надо искать путь к изменению и покаянию»

часы

Начался Великий пост — особое время покаяния и молитвы. Как пройти этот трудный путь, чтобы не потерять, а приобрести? На одном из собраний с отцом Андреем Лемешонком сестры поделились своим опытом.

Отец Андрей Лемешонок: Мы продолжаем наш путь, наше собрание, нашу жизнь. Меняется внешняя картинка и картинка внутри человека. И нужно время, чтобы сделать правильный вывод и всё, что происходит с нами, положить в Божию копилочку.

Очень часто мы находимся «на сквозняке»: в одно ухо влетело, в другое вылетело. Что-то человек одной рукой сделал, а второй это же всё и зачеркнул. Не потому, что мы не хотим что-то приобрести и собрать, а потому, что нерадиво относимся к тому, что нам Бог дает.

Как нам поменять свою жизнь, с какой стороны подойти? Непаханое поле, целина... Когда посмотришь серьезно, что происходит в твоей жизни, то появляется и ропот: а как я исправлюсь? Надо смотреть на какие-то маленькие промежутки времени. Вот я пришел в храм, и всё, что сейчас будет здесь, все свои мысли и состояние я посвящу Богу, чтобы всё вошло в мое сердце. Вот я пришел домой, и всё, что бы мне ни сказали, я приму и сохраню мир, не потеряю Бога. Вот такими маленькими шажками… Верный в малом будет верен в большом (ср.: Лк. 16: 10).

Ничего не получается? Всё хуже и хуже? Не беда. Всё равно буду стараться, реализовывать опыт в конкретные дела. Чтобы опыт приводил к изменениям, которые, конечно, даются не без боли.

Надо жить так, как будто у тебя всё хорошо. И ты уже здесь не хитришь, ты борешься со своим внутренним греховным состоянием. В этой борьбе, конечно, мы не открываем своих каких-то добродетелей и способностей. Мы видим свою греховность, недостатки. И это хорошо. Потому что иначе — если не будем видеть — можем духовно заболеть.

Нам нужен спокойный, трезвый ритм жизни, где мы просыпаемся, встаем, понуждаем себя. И за это — слава Богу.

Нам не надо, чтобы нас понимали люди. Нужно перед Богом остаться верным. Всё равно останешься в одиночестве. Ты предстанешь перед Христом, и больше никого рядом не будет. И к этому надо готовиться.

Вот душа в теле. Тело умирает, и душа должна подняться. А она — тяжелая, в ней столько привязанностей, хлама, мусора, греховных состояний! А душу надо отдать в руки Божии. Вот думай о последнем дне.

Почему важно знать и видеть свой грех? Потому что, не зная своей болезни, можешь идти не в ту степь, тратить время впустую. Вот есть грех, а есть правда Божия. Видишь немощи других, а свои  не видишь. А посмотри-ка на себя, какой сам? И вот складывается такая жизнь: это они, а это — я. А нет! Это МЫ. Когда человек отделяет себя, жалеет — всё, тупик. Бог виноват! Я ж страдаю ни за что! Я же старался, трудился, а мне и козленка не дали. А вот этому, блудному сыну, какую пирушку устроили! Вот где тайна понимания любви Божией!

А наше понимание Бога — неправильное. Когда сестра лезет без очереди на исповедь, потому что она в облачении, — что это? Пример жизни во Христе? Не пример это, а пародия. Когда человек позволяет себе грубость в церковном чине — это что? Это безумие, безответственность. И такого много!

Так что будем посвящать маленький кусочек своей жизни Богу. Начнем, может, с часа, потом с двух часов. Но полностью это время Богу посвятим! Этот опыт поможет в дальнейшем на духовном пути.

Христианство — это религия любви. Это дух! Если нет этого духа, то, что ни читай, всё будет поверхностно.

 

Монахиня Феодосия

Монахиня Феодосия (Евтушенко): Когда я приехала в Минск из деревни и первое время нужно было где-то жить, мама моя повела меня к своей подруге и рассказала такую историю. Учительница в школе узнала, что у этой подруги — тогда еще школьницы — на шее крестик. И настаивала, чтобы та сняла его. Подруга отказалась. Тогда учительница обратилась к детям, чтобы те сняли с девочки крестик. Дети тоже отказались. Эта ситуация — об отношении к вере.

И вот спустя много лет мы пришли в квартиру к этой женщине. Мужа у нее уже не было, умер, было два сына. Жили они в такой простоте, выглядела она очень скромно (а я тогда расфуфыренная вся была)… У них всё было просто и чисто, как и в душе у нее. Получается (и это я уже потом осознала), что свою веру она пронесла через всю жизнь. И шло это всё из семьи, потому что в деревне, где она жила, храма никогда не было.

Отец Андрей Лемешонок: Мы сталкиваемся с тем, что нынешний мир направлен против Христа. Может быть, это удобно и быстро. Но то, что человек начал строить на Земле после того, как потерял рай, стало подменой.

Вот, говорят, «высокий уровень жизни». А что это значит? Сытый, а духовно голодный остаешься. Придет антихрист и скажет: «Я вам всё дам, только снимите крестик, а в душе оставайтесь верующими». Молитесь «на удаленке», так сказать.

Тем не менее мы продолжаем учиться жить с Богом. Плохо получается, ошибки делаем, но Бог может помочь. Есть люди, которые и сейчас совершают подвиги. Ради мира для нас с вами. И это герои.

Вот вопрос есть: поделитесь, пожалуйста, что коснулось Вас на службах в Великий пост?

 

Монахиня Мстислава

Монахиня Мстислава (Городничук): Я к Великому посту прихожу в каком-то состоянии внутренней расслабленности, очень тяжело себя собрать. А вот Великий пост дает такое внутреннее настроение, чтобы переосмыслить всё, подтянуться внутренне и внешне. Помню, в прошлом Великом посту был момент, когда надо было стоять все службы. Было мне по здоровью не очень хорошо. Пришла в келью, полчаса решила полежать. Вот я лежу — хорошо, легче. На окончание службы не пошла, заснула. Потом как-то внутри поняла, ощутила, что потеряла. Что-то невосполнимое. И стало мне так тяжело… Запомнила это навсегда. Была похожая ситуация и в этом году. Но на этот раз я такой шаг не совершила. Христос не оставит, и я благодарна, что Господь показал мне это.

Я всю жизнь стараюсь избегать конфликтных ситуаций, разговоров, и как-то на службе пришло осознание, что вот как раз в этих трудностях Господь и ждет, что я начну к Нему обращаться, что для меня это лекарство, и нужно пересмотреть такое отношение и иначе относиться. Не бояться ничего, уповать на Божию помощь. Если Бог что-то благословляет, то будут и варианты.

 

Монахиня Арсения

Монахиня Арсения (Козлова): Недавно я читала книгу, в которой автор искал ответ на вопрос, как осознанно и с покаянием проживать свою жизнь, видеть каждый свой грех. Ответ был такой: стоять внимательно на службе. В службе есть много слов и моментов, которые могут умилить душу и заставить ее пережить глубокий опыт. И Вы мне, батюшка, тоже давали такой совет в начале моего пути — быть внимательной на службе. Когда стою на канонах, стараюсь глубоко участвовать в них, хотя бы припев спеть вместе, хоть несколько слов сказать со всеми.

Мне самой помогает понимание, что то, как я живу, не есть правильно. Потому что всё нарушаешь. Но хотя бы понимаешь это.

Что мне еще помогает? Когда человек рядом. Тот, кто скажет нужное слово вовремя, предложит помолиться. Или когда видишь в ком-то красоту, тебя она трогает, и вспоминаешь Бога через это.

А еще помогает меньше есть, меньше спать. Простые вещи, но они действуют.

Отец Андрей Лемешонок: Да, процесс, идет. Вот человек вдохновлен, окрылен, у него всё горит. А потом он начинает угасать, и ветер не попутный становится. И вот тут должно произойти чудо — в момент, когда, казалось бы, всё, конец. Человек возопил, и Бог его спасает.

 

Монахиня Марфа

Монахиня Марфа (Матвеева): Такой случай расскажу. Время поста. Пятница, первая седмица. Совсем мало поспала накануне, а служба предстоит длинная. Со страхом думала, что же такое будет, как справлюсь. Но в конце происходит такая какая-то победа, такая красота! Всё получается!

Помню, еще один насыщенный день: после службы вечером нужно было дежурить в трапезной. Чувствовала себя плохо весь день, думала, как же справлюсь? А после всех дел стало так хорошо, самочувствие улучшилось! Чудеса, может, маленькие, но они на каждом шагу.

 

Монахиня Агриппина

Монахиня Агриппина (Чижик): Как-то с инокиней Галиной мы ездили в Санкт-Петербург, в Академию православной музыки. Было у меня послушание — настрочить полотенец. Я их так быстро строчила, чтобы успеть, что, когда села в самолет, подумала, что он медленно летит. С такой скоростью я жила последние дни перед полетом! Думаю, что вот так и надо жить всё время. Не расслабленно. И что если так нести свое послушание, то это сродни службе. Ты весь в этом находишься, отдаешь всё. Для Бога, если искренне трудишься, это и есть молитва, я думаю.

Душа напитывается на службе, да. Даже если просто стоишь в храме безучастно. Всё действует.

В прошлом году на Крестопоклонной неделе я сильно заболела. Не могла ни молиться, ни стоять, просто сидела — так плохо было. Ходила на службы, как могла. Особо не лечилась ничем. И я выздоровела, и силы появились! Человек никогда не выйдет из храма таким, каким вошел в него.

 

Сестра Раиса Шульга

Сестра Раиса Шульга: Для меня пост — это светлая полоса жизни. Когда он начинается — словно свет впереди, легче становится жить.

Помню, болела серьезно. После болезни была слабость. В храм ходила — стоять не могла. Но после службы состояние изменилось — даже домой пешком дошла!

На литургии стоишь, знаешь песнопения, и иногда услышишь словно по-новому одни и те же слова, открываешь заново всё. Даже тех, кто рядом стоит и молится с тобой. Мне вот тяжело на службе сохранить внимание, а как-то рядом со мной стояли два брата, и так они молились, чтобы ни одна помеха, ни одна мысль им не могла помешать!

 

Матушка Лариса Нежборт

Матушка Лариса Нежборт: Каждый пост вспоминаю Ваши слова, батюшка: «Как проведешь первую неделю поста, так и весь год пройдет». И слова нашего митрополита о том, что Великий пост — это десятая часть Бога. И эту десятину важно отдать Богу сполна.

С трудом получается полностью погрузиться. Благодарю уже за то, что во время поста на службе я просто в храме с теми, кто молится. Я — среди них. Молитвы касаются меня хотя бы так.

И еще немного добавлю. У одного священника спросили: «Чем покаяние отличается от самоуничижения?» Он ответил: «Самоуничижение — это когда человек себя корит: как же я мог, зачем же я так поступил? А покаяние — это когда ты обращаешься к Богу и просишь простить».

Отец Андрей Лемешонок: Есть немощи, есть недостатки. Вот человек унывает от того, как он живет, от своего состояния. И это уныние разрушает, а не помогает исправляться. У него всё в темном свете, ничего его не радует. Поэтому должна быть какая-то мера благодарности. Не надо крайностей. Надо всё время себя корректировать, исправлять. В Боге надо искать путь к изменению и покаянию.

Подготовила Ирина Кругликова

Смотреть видеозапись собрания>>

 

19.03.2024

Просмотров: 58
Рейтинг: 5
Голосов: 8
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать